Версия для печати 2566 Материалы по теме
громов
Честный бизнес любит закон, порядок и стабильность. На выборах-2003 губернатор Московской области получил безоговорочное свидетельство народного доверия — более 83 процентов жителей подтвердили полномочия Бориса Громова на посту губернатора Подмосковья. Это самый высокий результат среди глав исполнительной власти по стране. Неудивительно, что иностранные и отечественные инвесторы охотно вкладывают в экономику Подмосковья. Ведь стабильность политической ситуации гарантирует сохранность долгосрочных капиталовложений.      Когда в 1998 г. в России разразился финансовый кризис, пострадали многие иностранные предприниматели, работавшие на российском рынке, и доверие к нам резко упало. Постепенно испуг прошел и сегодня в страну, в том числе и в Подмосковье, вкладываются большие деньги. Без нефти и газа, без алмазных и золотых приисков — Московская область занимает одно из лидирующих мест в стране по размерам инвестиций.


В этом году крупнейшее рейтинговое агентство «Стандард энд Пурс» повысило позитивный кредитный рейтинг Московской области. Это знаковое событие для нас и сигнал для серьезных инвесторов. 
Подмосковье — рынок с огромным потенциалом для любого товара. Область обладает высокоразвитыми транспортной сетью, промышленностью, здесь расположены ведущие научно-технологические центры. У нас один из лучших строительных комплексов в стране. Мы выпускаем практически все виды продукции — от гвоздей до космических ракет. Поэтому не случайно по многим экономическим показателям Подмосковье — в числе лидеров страны. В прошлом году объем иностранных инвестиций составил около 700 млн долл. Прирост, по сравнению с 2001 г., почти 85%. А в этом полугодии в нашу экономику поступило прямых инвестиций на 250 млн евро. Это в два раза больше, чем, например, три года назад. 
Сегодня в Подмосковье реализуют свои проекты самые известные мировые компании: «Марс» и «Пепси-Кола», «Эрманн» и «Данон», «Нестле», «Интербрю» и многие другие. 
Наш текущий план состоит в том, чтобы инвестиции достигли уровня не менее 1 млрд долл. в год. Судя по активности западных компаний в Подмосковье, и эта цифра — далеко не предел.  ...Три года назад я был в деловой поездке во Франции и недалеко от Парижа зашел в гипермаркет «Ашан». А вскоре познакомился с одним из владельцев компании. Разговорились и сразу нашли взаимный интерес и понимание. Я тогда сказал, что нам хочется, чтобы птичка, которая изображена на эмблеме «Ашана», «прилетела» в Подмосковье. В итоге уже три французских гипермаркета открылись и успешно работают. Замечу: сразу договорились о том, что у наших подмосковных товаров будет приоритет. Когда мы недавно открывали новый гипермаркет в Одинцовском районе, я обратил внимание, что на полках представлена продукция наро-фоминской компании «Элинар», Петелинской птицефабрики, коркуновские конфеты, фрукты и овощи «Белой дачи», напитки из Черноголовки и многое другое.  Итак, три гипермаркета «Ашан» работают в Одинцовском, Ленинском, Мытищинском районах; торговые комплексы «Веймарт», «Мега» и второй магазин «Икеа» — в Ленинском (первый компания «Икеа» построила в Химках). Большой центр «Крокус-Сити», который сегодня снова расширяется, расположился в Красногорском районе. Гипермаркет «Маркткауф» — в поселке Котельники.  В последнее время возрос интерес и отечественных инвесторов. Крупные торговые операторы — «Перекресток», «Копейка», «Пятерочка» и другие заявляют о своем желании работать в Подмосковье. 
Сегодня в области действует свыше 900 компаний и фирм с участием иностранного капитала, на которых занято около 35 тыс. сотрудников. Объем накопленных инвестиций составил около 1,7 млрд долл.  Бесспорными лидерами стали немецкие компании, особенно баварские — «Кнауф», «Эрманн», «Хохланд», «Сименс», «Рехау» и другие. Они уже давно и прочно обосновались на подмосковном рынке, выпуская строительные материалы, молочные продукты (йогурты и сыры), телекоммуникационное оборудование.  Немцы активно участвуют и в программе «Губернское кольцо» — строят гипермаркеты вблизи от МКАД. Скажем, тот что открылся в Котельниках, — крупнейший среди всех у компании «Маркткауф». «Икеа» можно считать старожилом подмосковного рынка — три больших торговых комплекса открыты уже давно.  В Подмосковье сегодня работает более 120 немецких компаний и фирм. За последние годы они инвестировали в нашу экономику более 580 млн долл. Это почти 26% от всего иностранного капитала.
Когда мы встречались с министром экономики Баварии Отто Висхоем, то остановились на проблемах, которые сдерживают приток немецких инвестиций. Речь шла о том, что наши российские банки выдают так называемые «короткие» кредиты — не более чем на год. За такое время трудно окупить затраты. Вторая проблема — сроки растаможивания товаров. Иногда производственное оборудование простаивает из-за того, что запасные части или необходимые детали очень долго проходят таможенное оформление. Скоро правительство области подпишет новый договор с ГТК, и я думаю, что эти проблемы будут решены.  Немецкие предприниматели — далеко не единственные иностранцы, работающие в области. Под подмосковным солнцем места хватит всем. Активно осваивают рынок компании из Кипра, Нидерландов. На долю этих трех стран в прошлом году приходилось 60% зарубежных инвестиций в Московскую область.
 В последнее время стали активны французские бизнесмены. Я уже говорил, что компания «Ашан» построила третий гипермаркет. Завершается строительство предприятия компании «Лактализ» по производству сыров. Уже несколько лет в Чеховском районе выпускает молочную продукцию известная фирма «Данон».
В этом году заработает завод по производству автомобильных шин компании «Мишлен». Товарооборот с французами достиг более 150 млн евро, и я уверен, что это далеко не предел.  Проект «Мишлена» интересен еще и тем, что два года назад компания не только начала строительство завода, но и сразу же зарегистрировалась в Орехово-Зуевском районе Подмосковья как налогоплательщик. Потом начались поставки, монтаж и наладка оборудования. Осенью запускается серийное производство автомобильных шин.  В этом году инвестиции составят около 60 млн долл. В бюджет поступят более 71 млн налоговых рублей. К концу реализации проекта общий объем инвестиций в нашу подмосковную экономику превысит 160 млн долл., а 800 жителей Орехово-Зуевского района получат престижную работу на новом заводе.  Новое производство потребовало не только высоких технологий, но и классных специалистов. Поэтому сегодня во Франции обучаются 40 подмосковных инженеров.  «Не спят» и голландские бизнесмены. Компания «Главербель» приступила к строительству завода по производству стекла в Клинском районе. Это один из крупнейших проектов стоимостью в 130 млн евро. Английская фирма «Пилкингтон Глас» также ведет переговоры о размещении производства стекла в Раменском районе. 
Установились хорошие деловые отношения с итальянцами: мы подписали договор о сотрудничестве с областью Лацио — одним из высокоразвитых регионов Италии.  Американские компании инвестируют серьезные деньги в переработку сельскохозяйственной продукции. Недавно в Раменском районе корейцы начали строительство завода быстрого питания компании «Доширак». Словенцы серьезно взялись за развитие рынка информационных технологий.  Всех проектов не перечислишь — работы у инвесторов хватит надолго.  Уже более трех лет мы реализуем программу выравнивания подмосковных районов по уровню социально-экономического развития.  Особое внимание при этом уделяется дальним районам. И зазываем инвесторов прежде всего туда. При этом предлагаем очень серьезные льготы тем, кто идет в глубинку. В итоге — в Егорьевске немцы строят мебельную фабрику, в Шаховском районе недавно открыли современный ламповый завод, в Можайске компания «Эрманн» выпускает молоко под своей маркой.  Иногда задают вопрос: почему кругом одни иностранцы? Ничего русского не осталось... Вопрос закономерный. Дело в том, что, к сожалению, не у всех отечественных производителей есть деньги для инвестиций — покупки нового оборудования, расширения производства.
Такая ситуация сложилась, например, в военно-промышленном комплексе, где не хватает средств для серьезного экономического прорыва. Аналогичное положение и в сельском хозяйстве Подмосковья. Мы помогаем этим секторам, вкладываем в них за счет областного бюджета большие деньги.  Только недавно начались серьезные инвестиции в село — в молочное хозяйство, птицеводство. Как пример, можно назвать компанию «Элинар», которая привлекает большие средства для производства куриного мяса. Стали активны и отечественные инвесторы. Это и компания «ВиммБилльДанн», и Микояновский мясокомбинат, и торговый дом «Петелино». За два года в агропромышленный комплекс поступило 20 млрд руб. 
Меня, откровенно говоря, мало интересует, откуда приходят инвестиции, кто вкладывает деньги в подмосковную экономику — то ли отечественные бизнесмены, то ли деловые люди из далекой Америки или из соседней Украины. Главное, чтобы это был честный и порядочный бизнес. Нам важно, чтобы эти проекты приносили доход в областную казну, давали нашим жителям хорошую работу, развивали инфраструктуру в городах и районах. Без помощи со стороны, без внешних инвестиций — мы не поднимем экономику области. Этот этап в своем развитии прошли все страны, и не надо «изобретать велосипед».  Инвестора надо любить... А значит — создавать условия для нормальной работы. Именно поступление в экономику иностранных инвестиций и создание для них привлекательного климата я считаю одной из важнейших задач правительства Московской области. В прошлом году лидерами по привлечению инвестиций стали Мытищинский, Ступинский, Химкинский районы.
Очень благоприятный инвестиционный климат создан в Раменском, Одинцовском, Балашихинском районах. Должен заметить, что сегодня муниципальные образования намного активнее работают с инвесторами, чем несколько лет назад. Для того чтобы они имели полную и объективную информацию о потенциале района, во многих из них приступили к созданию инвестиционных паспортов муниципальных образований.  Вкладывать деньги сегодня стоит в любые отрасли подмосковной экономики — от торговли до высокотехнологичных производств. В Подмосковье активно реализуется программа «Губернское кольцо» по созданию сети гипермаркетов на основных магистралях вокруг столицы. Но пока еще никто из иностранных инвесторов не начал строить торговые центры в крупных городах области.
Как видите, ниша свободна.  Большой интерес проявляется к проектам модернизации агропромышленного комплекса, в частности — к птицеводству и мясному животноводству. Отличные перспективы у инвесторов в модернизации транспортной инфраструктуры, в дорожном строительстве и придорожном сервисе, в создании гостиничных комплексов. И просто прекрасные возможности у инвестиций в сфере туризма и спорта.  Думаю, многие давно поняли, что Подмосковье — необъятный рынок для любого товара, и перестали бояться неожиданностей, связанных с работой в России. К тому же инвестиционный имидж Подмосковья сам по себе является твердой гарантией для инвесторов.  Однако есть ряд проблем, которые сдерживают желание некоторых серьезных инвесторов вкладывать деньги в Подмосковье. К примеру, сложность процесса оформления документов. Мы поставили жесткую задачу — максимально упростить и значительно ускорить процедуру согласования и получения необходимых документов. Важно сделать сам процесс оформления инвестиционного проекта прозрачным и ясным для бизнесменов, определить механизмы участия области в инвестиционных проектах и многое другое.  Наша задача — обеспечить любому инвестору условия для нормальной работы, гарантировать, что с его бизнесом ничего не случится. Подмосковье — еще недостаточно «раскрученный бренд».  Многие из тех инвесторов, кто не побоялся и рискнул построить у нас свои предприятия, развернуть свой бизнес, сегодня в выигрыше перед теми, кто еще только размышляет — стоит ли вкладывать в Подмосковье. К примеру, та же немецкая компания «Эрманн» инвестирует большие деньги в производство. И сразу видно, что этот проект рассчитан на долгую перспективу. Или, например, крупнейшие европейские торговые сети — они как пирожки «пекут» свои гипермаркеты.
Предприниматели понимают, что норма прибыли здесь гораздо выше, чем дома. К примеру, «Ашан» в Подмосковье окупает свои вложения в два раза быстрее, чем у себя во Франции. Поэтому в определенной степени о Подмосковье можно говорить, как об «инвестиционном рае».  Вопрос в том, кто быстрее вложит средства в нашу экономику. Кто не успел это сделать до сих пор — не опоздал. Мы постараемся, чтобы бизнесменам пришелся по душе наш инвестиционный климат.

Журнал «Бюджет» №12 декабрь 2003 г.

Поделиться