Версия для печати 2701 Материалы по теме
летягина

«Реформа местного самоуправления способствует укреплению России», — считает начальник Отдела взаимоотношений с бюджетами субъектов Федерации Департамента межбюджетных отношений Минфина РФ Маргарита ЛЕТЯГИНА

— Как вы оцениваете состояние межбюджетных отношений в РФ? Что, по вашему мнению, необходимо сделать для того, чтобы вывести их на должный уровень?
— Как любой экономист, я вижу недостатки нынешней системы межбюджетных отношений. И, конечно, реформа, которая будет проводиться по программе правительства до 2005 г., изменит бюджетные отношения между субъектами РФ. Мы сейчас разрабатываем программу на 2004 г. и предложение по компенсации регионам выпадающих доходов по налогу с продаж, который с 1 января 2004 г. будет отменен (и соответственно уменьшатся доходы, поступающие в бюджеты субъектов). Ряд предложений о том, какие доходные источники может предложить правительство РФ для компенсации выпадающих доходов, мы уже проработали. К сожалению, по нашим расчетам, налог с продаж полностью не будет перекрыт даже при передаче ряда налогов с федерального уровня на уровень бюджетов субъектов Федерации.
Во-первых, не учтена разница ни в географическом расположении, ни в размере налога с продаж. Ведь 18 субъектов РФ этот налог вообще не вводили. Тем не менее особенно остро проблема будет ощущаться в крупнейших субъектах РФ. Значительные потери по выпадающим доходам ожидаются по Москве и Санкт-Петербургу. Много проблем возникает в связи с принятием новых законодательных актов по местному самоуправлению, по разграничению расходных полномочий, а также с внесением поправок в Бюджетный кодекс, которые будут касаться всех субъектов Федерации и повлекут за собой перераспределение конечных доходов и расходов. С момента принятия закона о местном самоуправлении возникает новый уровень бюджетной системы, который требует дополнительного укрепления органов местного самоуправления и перераспределения функций на всех уровнях. И, конечно, объем нашей работы, в связи с этой реформой, значительно увеличится.
— Что несет субъектам РФ реформа местного самоуправления? Какова роль Минфина РФ в этом процессе? Как идет подготовка региональных финорганов к работе в новых условиях? 
— В разработке этого проекта мы принимали прямое участие. Мы изучали действующие схемы в отдельных субъектах Федерации. Например, в Курской области, на Ставрополье на протяжении уже нескольких лет идет создание поселенческих органов местного самоуправления. Создано уже более 500 подобных органов. Во всех субъектах ограничивается уровень взаимоотношений органов исполнительной власти субъекта и районного звена. Сейчас создается такое количество органов местного самоуправления, что вся структура взаимоотношений изменится в корне. Возникает проблема создания органов власти на местах. То есть решается вопрос, кто будет представлять муниципальную власть. На нас ложится работа и по подготовке финансовых кадров, и методологическое обеспечение. Ведь согласно закону, отдельные муниципальные образования будут иметь взаимоотношения с федеральной властью. То есть помимо 89 регионов у нас возникнет проблема взаимоотношений более чем с 60 тыс. органов местного самоуправления. И если в последние годы к нам обращались только мэры крупных городов, чтобы мы выступили в роли арбитров между ними и субъектами РФ при решении споров в бюджетных отношениях, то сейчас мы будем заниматься проблемой взаимоотношений напрямую на федеральном уровне и муниципальном.
— Расскажите подробнее о работе отдела, который вы возглавляете. Ведь основная нагрузка ляжет на ваш департамент...
— Наш отдел является структурным подразделением Департамента межбюджетных отношений и занимается вопросами взаимоотношений федерального бюджета 76 субъектов Российской Федерации, входящих в состав шести федеральных округов (за исключением Южного федерального округа). В 2003 г. из общего числа курируемых регионов 18 субъектов являлись донорами, т. е. самообеспеченными регионами, а 58 регионов получали финансовую помощь из федерального бюджета, и на них приходится 74,2% от суммы дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности. Это порядка 119,9 млрд руб. Фактически 58 регионов не могут обеспечить самостоятельное исполнение консолидированных бюджетов по финансированию текущих расходов. Постоянно у таких субъектов РФ возникают проблемы по кассовому исполнению бюджетов. Только в январе — июне этого года Минфином России им была оказана финансовая помощь в виде бюджетных ссуд в размере 5,5 млрд руб. Кураторы, а их в отделе 17 человек, ежемесячно проводят мониторинг финансового исполнения бюджетов высокодотационных регионов. Перечень их установлен федеральным законом от 24 декабря 2002 г. № 176ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год». В случае необходимости кураторы вносят на рассмотрение руководства Минфина России предложения по оказанию финансовой помощи, готовят заключения по вопросам, входящим в компетенцию отдела, по проектам законодательных актов. Также кураторы в соответствии с поручениями правительства РФ, аппарата президента РФ, президента России и обращениями депутатов Госдумы и Федерального собрания, органов исполнительной и законодательной власти субъектов РФ готовят заключения по поставленным вопросам в части межбюджетных отношений федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Работа отдела — это, прежде всего, труд коллектива. Хотелось бы поблагодарить всех кураторов, с кем мне пришлось работать. Отдел в основном стабильно женский: из 17 кураторов лишь двое мужчин. Многие кураторы проработали в финансовой системе свыше 20 лет и зарекомендовали себя высокопрофессиональными специалистами (Например, М.Г. Брохова, Г.И. Куртасова.)
— Чтобы вы пожелали коллегам в субъектах Федерации в связи с предстоящим реформированием местного самоуправления: на что, по-вашему, следует обратить особое внимание на сегодняшнем этапе? К чему готовиться в ближайшей перспективе?
— Терпения и еще раз терпения. Надо отметить, что вопросы совершенствования межбюджетных отношений мы решаем постоянно, все они обсуждаются на специальных совещаниях, проводимых два-три раза в год. Эти мероприятия носят двусторонний характер. На них не только высказывается позиция федерального центра по определенным вопросам, но и выслушивается позиция субъектов. Так, на последнем совещании субъекты акцентировали внимание на том, что возникнет много вопросов в связи с реорганизацией и созданием новых муниципальных образований. Возникали вопросы и по поводу взаимоотношений с налоговыми органами и с казначейством. Только в процессе коллективного обсуждения мы можем решить, как нам действовать дальше. Я считаю, что в решении таких глобальных вопросов подход должен быть единым. Мы вместе вырабатываем методологические указания. Конечно, мы понимаем, что работы прибавится всем на всех уровнях. И все же я считаю, что проведение этой реформы будет способствовать укреплению России.
 — Расскажите, пожалуйста, о себе. Когда у вас возникло желание стать финансистом? Что повлияло на выбор профессии?
 — Скорее всего, это продолжение семейной традиции. У меня бабушка начала с бухгалтера и дошла до должности заместителя министра лесного хозяйства в Республике Киргизия, занималась финансово-экономическими вопросами и, естественно, в семье постоянно обсуждались вопросы экономического характера. Поэтому выбор профессии, с одной стороны, вроде и случайный, потому что я все-таки окончила школу с химическим уклоном и хотела получить образование в этом направлении, но на семейном совете все это переиграли и решили, что надо идти в экономический вуз. Так я поступила в Московский финансовый институт, который окончила с отличием и сразу по распределению, поскольку я проходила практику в Министерстве финансов СССР, была приглашена в Бюджетное управление. В стенах этого здания работаю уже практически 30 лет.
— Кто были ваши педагоги-наставники в жизни, в профессиональной деятельности?
— В профессиональной деятельности моими наставниками были — и я им очень благодарна за это — Величко Любовь Степановна, начальник Сводного отдела Бюджетного управления, она у меня вела преддипломную практику (в их отдел я была принята на работу); а также Сирейко Нина Владимировна — начальник Отдела взаимоотношений с бюджетами РСФСР, Белорусской республикой и Республикой Казахстан. Она была моим наставником. Есть много специалистов, с которыми я повседневно работала и работаю, начиная с момента поступления на работу в Минфин (В.Г. Пансков, В.А. Петров, Н.С. Максимова, Н.И. Гудыма, А.И. Лубяная, А.А. Ларина, Е.Д. Шаркова), и многие другие финансисты, которых я не назвала. А разве можно забыть всех тех, с кем пришлось познакомиться в регионах! Раньше очень часто приходилось выезжать в командировки с проверками, в составе комплексных бригад на ревизии. И постоянно жизнь сталкивала с такими финансистами, у которых можно было учиться. Особенно памятна мне первая ревизия. Получилось так, что буквально через два месяца после того, как я поступила на работу, меня назначили куратором Республики Казахстан, и буквально через неделю я была направлена от Бюджетного управления в составе бригады Минфина на комплексную проверку. Конечно, было очень сложно: что делать — толком и не знала. Как говорится, пришел на работу — забудь, чему учили в институте... Пришлось уже на ходу изучать инструкции, действующую практику составления и исполнения бюджета союзной республики, местных бюджетов, сметы доходов и расходов бюджетных организаций и учреждений. Без помощи работников Бюджетного управления Минфина Казахстана все это нельзя было сделать в такие сжатые сроки, и я очень всем им благодарна, до сих пор помню всех! Конечно, для молодого специалиста такое участие в проверках крайне необходимо. Но я считаю, что это должно проходить не в столь экстремальных условиях, не по принципу «бросили в воду — не утонешь, так выплывешь». Поэтому если рядом с тобой коллеги-финансисты, то они всегда подскажут и помогут разобраться. Хотелось бы сказать несколько слов о наших наставниках — асах своего дела. Только в 90е годы появились компьютеры, средства вычислительной техники. Когда мы пришли, в Минфине СССР еще сводили балансы и «шахматки» по отраслям народного хозяйства и к ним разные расчеты, а также своды бюджетов по доходам и расходам делали буквально вручную. Причем, если обнаруживалось какое-то расхождение — даже в один рубль — вся эта махина расчетов проверялась заново, и люди сидели буквально днем и ночью, чтобы сделать соответствующие своды. Наших работников Сводного отдела Бюджетного управления мы — молодые специалисты — просто называли «ходячими компьютерами», поскольку на любой вопрос можно было получить вдумчивый и серьезный ответ. Но больше всего нас удивляла юрист нашего управления Граблевская Нина Яковлевна, которая могла на память назвать любой юридический документ по бюджетным вопросам, начиная с 30-х годов. Конечно, нас учили повседневной чиновной работе: как готовить заключения, писать письма с разъяснениями... Но прежде всего учили анализировать информацию, думать и высказывать свое мнение и предложения. Конечно, не все воспринималось серьезно, но выслушивалось на самом высоком уровне. Была такая практика, что министр финансов В.Ф. Гарбузов приглашал к себе вместе с представителями союзных республик кураторов Бюджетного управления, и мы делали соответствующие доклады по проблемным вопросам. Кроме того, сотрудники управления в обязательном порядке работали во время рассмотрения проекта бюджета на очередной финансовый год в качестве консультантов по бюджетным вопросам в комиссии по бюджету в Верховном Совете СССР — готовили аналитические записки для депутатов. Такая подготовка, безусловно, закаляет.  

Справка «Бюджета»
Летягина Маргарита Асклипиодотовна, родилась в Москве в 1950 г. в семье военнослужащего. После окончания в 1967 г. средней школы поступила в Московский финансовый институт, который с отличием окончила в 1972 г., и по распределению была направлена на работу в Министерство финансов СССР, в Бюджетное управление на должность старшего экономиста.
В 1987 г. назначена на должность заместителя начальника Отдела бюджетов союзных республик Минфина России.
С 1998 г. — начальник Отдела взаимоотношений с бюджетами субъектов Федерации Департамента межбюджетных отношений Минфина РФ.  В 1999 г. присвоен квалификационный разряд «Советник Российской Федерации II класса».
В 2002 г. присвоено звание «Заслуженный экономист Российской Федерации».

Беседовала Тая Олейник
Журнал «Бюджет» №12 декабрь 2003 г.

Поделиться