Версия для печати 4468 Материалы по теме
Ольга Белокрылова, д.э.н., профессор, член-корр. РАЕ, зав, кафедрой экономической теории, руководитель пилотного Центра госзакупок Ростовского государственного университета, председатель Фонда инноваций и экономических технологий «Содействие — XXI век»

Сущность и закономерности переходной экономики.
Несмотря на то что США, Европейский Союз, мировое сообщество в целом признали рыночный характер российской экономики, она еще в значительной мере носит трансформационный характер, хотя товарные и факторные рынки — в том числе и рынок земли в России -уже созданы.
Перевод России из группы стран с тоталитарной экономикой в группу стран с переходной экономикой (1994 г.), а затем в группу стран с рыночной экономикой (2003 г.) осуществлен в значительной мере в ответ на поддержку Россией мер борьбы с глобальным   терроризмом   и   означает лишь отмену введенных более 30 лет назад против СССР - как страны с плановой, директивной экономикой — дискриминационных мер в сфере международной торговли.
Переходная экономика —это особое состояние в эволюции экономики, когда она функционирует в период перехода общества от одной зрелой экономической системы к другой. Эволюционная теория общественного развития обосновывает ступенчатый характер общественной эволюции.
Каждая отдельная ступень эволюции экономических систем развивается исторически и проходит через три стадии: становления и восходящего развития; зрелого состояния; нисходящего развития, связанного с нарастанием нового.
Поэтому переходный период между двумя зрелыми состояниями — это и становление новой экономической системы, и одновременно нисходящее развитие старой.
В последней четверти XX в. развитые страны начали переход от индустриального общества к постиндустриальному, обусловленный революционным скачком в развитии производительных сил, связанным с применением компьютеров. Исследования этих процессов положили начало формированию нового направления в рамках экономической теории -транзитологии — пауке о переходных состояниях экономических систем.
Общеэкономические закономерности переходных экономик таковы:
— неустойчивость — переходная экономика объективно неустойчива в силу того, что она нецелостна;
-    многовариантность развития;
-    появление и функционирование особых переходных форм — например, в России это взаимозачеты при осуществлении закупок продукции для государственных нужд, бартер, коллективно-долевая собственность па землю;
- историчность, т. е. преходящий характер переходной экономики.
Однако даже по критерию восстановления утраченного ВВП (если за 1991-98 гг. потеряно 40—50% ВВП, то экономический рост начиная с 1999 г. со- ставил около 30%, т. е. примерно половина потерянного в 1990-е гг. ВВП восстановлена) объективно следует вывод о том, что экономика России еще 5—7 лет будет носить трансформационный характер.
Реакцией экономической теории на длительность периода становления рыночной системы в постсоциалистических странах является формирование особой науки в системе экономических наук — теории переходной экономики, которая теоретически осмысливает особенности современной экономики России и других постсоциалистических стран, переходящих от централизованно управляемого хозяйства к рыночному.
Экономические закономерности современной переходной экономики заключаются в следующем.
Становление многообразия экономических субъектов
В середине 2003 г. в России вместо 47 тыс. предприятий и организаций (конец 1980-х гг.) функционировали 27 тыс. круппых ОАО, 128 тыс. приватизированных предприятий в промышленности и сфере обслуживания, 264 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств, около 890 тыс. | вновь образованных коммерческих структур, относящихся преимущественно к малым предприятиям, 24,5 тыс. крупных сельскохозяйственных предприятий — бывших колхозов и совхозов, реорганизованных в различные организационно-правовые формы, соответствующие Гражданскому кодексу, 110 тыс. бюджетополучателей, около 1300 коммерческих банков и свыше 4 тыс. их филиалов, 3,8 млн предпринимателей без образования юридического лица.
Трансформационный спад
В России спад производства ВВП за 1991-96 гг. составил 39%, в 1997 г. - 100,4%, в 1998 г. -95%, в 1999г.- 101,4%, в 2000 г. -107,6 %, в 2001 г. - 105%, в 2002 г. I - 105%, в сентябре 2003 г. -?
Снижение жизненного уровня и углубление дифференциации населения по уровню получаемых доходов
Децильный коэффициент (соотношение в доходах 10% самых бедных и 10% самых богатых семей) возрос с 4,5 в 1991 г. до 16 в
1995    г. и 14 в 2003 г.
Высокая инфляционность
В России ИПЦ изменялся следующим образом: 1991 г. — 261%, 1992 г. - 2680%, 1993 г. - 1008%, 1994 г. - 324%, 1995 г. - 231%, 1996    г. - 123%, 1997 г. - 111%, I полугодие 1998 г. -- 104,5%, 1998 г. -184,4%, 1999 г. - 138 %, 2000 г.  120,2%, 2001 г. - 118%, 2002 г. 115%,   I   полугодие 2003    г. - 107,9%.

Рост безработицы до 1999 г
Численность населения, незанятого в экономике и ищущего работу в России, на середину 2003 г. составила 6,3 млн человек, или 9,2% всего экономически активного населения в соответствии с методологией Международной организации труда. Официально зарегистрированная безработица увеличилась к середине 2003 г. до 1,6 млн. чел., несмотря на продолжающийся экономический рост (прирост ВВП в I полугодии 2003 г. составил 7,2 %).
Далее следуют — обострение аграрного вопроса, «номенклатурная» приватизация, усиление криминогенной ситуации в экономике.
Высокая дефицитность государственных бюджетов
Дефицит госбюджета России составлял: 1995 г. — 70 трлн руб., 1996 г. - 80,55 трлн руб., 1997 г. -89 трлн руб., 1998 г. (план) - 132,4 млрд руб., фактически - - 143,7 млрд руб. (5,3% ВВП), 1999 г. -101,3 млрд руб. (2,5% ВВП -план), фактически — 70 млрд руб.,
2000    г. - профицит 2,5% ВВП, с
2001    г. в России принимается бездефицитный бюджет.
Демонополизация экономики Высокий    налоговый    прессинг: налоги составляют 22,2% ВВП, а вместе с социальными взносами — 34%, что превышает оптимальные границы по кривой А. Лаффера. Кроме того, они приходятся    на   законопослушных плательщиков,  что  увеличивает их налоговое бремя до 43% ВВП. Инвестиционный кризис За  1991—96   гг.   инвестиции снизились на 72,1%, в 1997 г. — на 5%, в 1998 г. - на 6,8 %, в 1999 г. -   рост на 8,5%, в 2000 г. -    на 17%, в 2001 г. - 106,3%, 2003 г. -102,7%, I  полугодие 2003 г.  -111,9%.
Анализ выявленных закономерностей функционирования переходной экономики показывает, что Россия начинает выходить на траекторию экономического роста, но для достижения критерия завершенности переходного периода — восстановления утраченного ВВП — понадобится еще по меньшей мере 5—7 лет.
 
Рынокгосударственных закупок: механизм функционирования и особенности становления в РФ
Рынок — форма взаимоотношений между самостоятельно принимающими решения экономическими субъектами, механизм функционирования рыночной экономической системы.
Формирование новых институтов и организаций, а также механизмов осуществления повторяющихся взаимодействий во многом зависит от того, какое отношение они генерируют у заинтересованных групп. Взаимодействие заинтересованных групп на рынке госзакупок является источником институциональной инженерии. Поэтому в настоящей статье основной акцент делается на выявление отношения к внедряемым институциональным инновациям со стороны основных заинтересованных в этом групп.
На рынке госзакупок можно выделить три основные группы интересов: государственные заказчики в лице различных государственных учреждений и ведомств, поставщики — участники конкурсов и специализированные фирмы, в том числе и некоммерческие организации, занимающиеся организацией конкурсов.
Экономика может рассматриваться как собственно хозяйственная деятельность и как система институтов, регулирующих эту деятельность1.
Принципиально важную роль для формирования предпосылок становления эффективного рынка госзакупок имеет формирование сбалансированной институциональной структуры (институциональной среды). В связи с этим необходимо различать институты, организации и соглашения в контексте определения экзогенных ограничений для субъектов конкурсных торгов.
Большую роль играет неопределенность, связанная с оппортунистическим поведением сторон. В данном случае можно рассматривать постконтрактный оппортунизм. Довольно часто постконтрактный оппортунизм связывается в научных исследованиях с так называемой моральной угрозой («moral hazard»). Моральный риск возникает тогда, когда в договоре одна сторона полагается на другую, а получение действительной информации о ее поведении требует больших издержек или вообще невозможно.
Самая распространенная разновидность оппортунистического поведения такого рода — отлынивание, когда агент работает с меньшей отдачей, чем от него требуется по договору. Проблема моральной угрозы (риска) возникает при реализации государственного контракта па поставку продукции или осуществление работ для государственных и муниципальных нужд. Например, это может проявляться в особом, не оговоренном в контракте порядке оплаты, когда заказчик задерживает выплаты, ссылаясь на недостаточное (несвоевременное) финансирование из бюджета соответствующего уровня.
Исследование институциональной структуры рынка госзакупок должно предусматривать не только статическую фиксацию сложившихся институциональных структур и соглашений, но также предусматривать включение динамического аспекта is анализ данной проблемы. Следовательно необходимо выявить некоторые факторы, обусловливающие институциональные изменения. Согласно теории Г. Лайбкепа, отношение отдельных экономических агентов к предполагаемой институциональной инновации определяется чистыми выгодами, достающимися им от ее осуществления.
Основным при анализе институциональных изменений является понимание природы институциональных инноваций, мотивов групп институциональных инноваторов, механизмов претворения в жизнь новых правил и достижение соглашений между заинтересованными субъектами рынка государственных и муниципальных инноваторов в регионе.
Основными мотивами государственных заказчиков на этом рынке являются:
—    соблюдение формальных норм проведения процедур государственных и муниципальных закупок, а также установленных требований от
четности;
— выполнение директив вышестоящего руководства;
—    сохранение сложившихся долгосрочных связей с поставщиками, что обусловлено наличием неформальных экономических отношений между субъектами государственных и муниципальных закупок.
Среди приведенных целей мы сознательно не включили цель экономии бюджетных средств, потому что при детальном анализе ситуации у заказчиков не существует реальных финансовых и институциональных стимулов для этого, поскольку в нормативно-законодательной базе не определен механизм использования сэкономленных средств. Поэтому если заказчик купил что-то дешевле, то разницу он должен вернуть в бюджет, а это значит, что в следующем году он получит меньше бюджетных средств, что абсолютно невыгодно ни одному госзаказчику.
Среди основных мотивов, которыми руководствуются поставщики, можно выделить:
—    выиграть конкурс любыми способами, не исключая способы, связанные с оппортунистическим поведением и сговором с членами конкурсных комиссий;
—    обеспечить независимый контроль за соблюдением процедур госзакупок (это верно для групп поставщиков, честно конкурирующих в процессе осуществления закупок);
—    создать и сохранить долгосрочные связи с заказчиками.
Таким образом, основными направлениями в развитии рынка госзакупок являются: повышение жалованья госслужащим на фоне общего роста оплаты труда бюджетников; создание единого государственного «окна» по защите прав и интересов предпринимателей; совершенствование конкурсной системы государственных закупок в целях повышения эффективности расходования бюджетных средств и борьбы с коррупцией; расширение переподготовки госслужащих, осуществляющих организацию закупки продукции для государственных нужд, а также предотвращение нарушений законодательства.
К числу общественных мер деблокирования институциональных барьеров относятся: формирование неправительственных организаций предпринимателей для защиты их интересов во властных структурах различного уровня; разработка кодексов этики поведения па различных рынках — например, кодекс лучшей практики или кодекс госпоставщика; расширение информационного пространства в области государственных закупок через средства массовой информации; повышение квалификации предпринимателей для обеспечения их участия в конкурсах на закупки.

Журнал «Бюджет» №12 декабрь 2003 г.



Поделиться