Инновации№7 Июль 2012 — 15 августа 2012

Краудсорсинг в госсекторе: инновация с расчетом на гражданское общество

Версия для печати 19930 Материалы по теме
Краудсорсинг в госсекторе: инновация с расчетом  на гражданское общество

Шапигузов
Синягин
В последнее время термин «краудсорсинг» (crowdsoursing) все чаще используется в выступлениях первых лиц государства, политиков и деятелей бизнеса, стал мелькать в российских СМИ. При этом открытым остается вопрос, является ли краудсорсинг новой управленческой технологией, пригодной для использования как в бизнесе, так и в государственном секторе, или очередной данью моде на новые понятия, которые вводятся в практику без оценки условий, результатов и рисков их распространения.
Сергей Михайлович ШАПИГУЗОВ, президент ООО «ФБК», к. э. н.
Андрей Константинович СИНЯГИН, директор департамента консультационных услуг государственному сектору ООО «ФБК», к. э. н.

Краткая история

Впервые термин «краудсоринг» ввел редактор и журналист Джефф Хау в 2006 году и затем обстоятельно раскрыл преимущества новой технологии в книге «Краудсорсинг: коллективный разум как инструмент развития бизнеса» (Crowdsoursing: Why the Power of the Crowd is Driving the Future of Business, 2009). Само понятие образовано от английских слов «толпа» и «аутсорсинг» — термина, обозначающего передачу за вознаграждение части бизнес-процессов на обслуживание профессионалам.

Краудсорсинг основан на предположении, что в обществе всегда присутствуют талантливые люди, готовые бесплатно или за символическое вознаграждение генерировать идеи, решать проблемы и даже проводить исследования в корпоративных или общественных целях. При этом главным стимулом для них является не вознаграждение, а возможность увидеть воплощение своей идеи в практической деятельности.

Идея краудсорсинга далеко не нова: почти 300 лет назад правительство Великобритании предложило приз добровольцам за нахождение достоверного способа определения долготы для мореплавателей. С развитием Интернета механизмы краудсорсинга стали популярными во всем мире. Многие известные компании и институты (NASA, DuPont, Procter & Gamble, Linux) активно используют новую технологию взаимодействия с потребителями и пользователями. Широкую известность получили специальные краудсорсинговые проекты, в том числе Wikipedia (свободная энциклопедия, предлагающая всем пользователям готовить и править статьи), OpenStreetMap (свободная карта мира, предлагающая пользователям создавать подробные карты городов), Ebird (свободная база данных, предлагающая любителям-орнитологам выполнять рутинные процедуры наблюдения). Наглядным примером краудсорсинга является деятельность американской компании Threadless по производству футболок, которая еженедельно собирает сотни дизайнерских идей от любителей, рассчитывающих не только на вознаграждение, но и на воплощение своей идеи.

Сферы применения

В настоящее время механизмы краудсорсинга используются практически во всех областях деятельности, за исключением некоторых сфер, требующих специальных знаний и особых профессиональных навыков. Привлекательным является применение нового инструмента не только в бизнесе, но и в государственном секторе для эффективного взаимодействия органов власти и гражданского общества. Тем не менее заметных примеров эффективного использования краудсорсинга как управленческой технологии не выявлено ни в зарубежной, ни в российской практике госуправления.

В определенной мере элементы краудсорсинга уже присущи государственным площадкам в Рунете по общественному обсуждению законопроектов (Большоеправительство.рф, GosBook.ru, Gosdiscuss.ru и др.). Возросшая активность обсуждения на этих площадках стала возможной после подписания в феврале 2001 года Указа Президента РФ «Об общественном обсуждении проектов федеральных конституционных законов».

В. В. Путин, еще будучи премьер-министром, обратил особое внимание на возможности краудсорсинга на совещании в подмосковной резиденции в Ново-Огареве (апрель 2012 г.). По его словам, нужно шире применять возможности современной технологии общественной экспертизы, в рамках которой предложения и решения может предлагать каждый пользователь Интернета без каких-либо ограничений. При этом он заметил, что не только правительство, но и все министерства, ведомства должны создавать условия для проведения общественной экспертизы на основе имеющихся инструментов, расширяя их возможности.

Значимый опыт Сбербанка

Примечательным на пути распространения новой технологии в нашей стране является опыт Сбербанка, который осуществил уникальный проект и провел в ноябре 2011 года первую в России конференцию по краудсорсингу. На сайте банка были сформированы такие порталы, как «Предложите идею», «Пожалуйтесь», «Задайте вопрос». Портал «Предложите идею», в свою очередь, содержит три темы («Банк», «Страна», «Краудсорсинг») для онлайн-конференций (всего 125 подтем) и три информационные площадки:

  • Профессионалы.ру (онлайн конференции с участием представителей Сбербанка);
  • WikiVote! (совместная работа над докладами на конференции по темам «Сбербанк-21-Будущее», «Россия-21-Прогресс», «Инновации-21-Краудсорсинг», результаты получены, работа приостановлена);
  • Witology (сформулирован перечень из 15 задач для совместного решения, предложения получены, работа приостановлена).

Продуманная кампания под патронажем председателя правления Сбербанка Г. О. Грефа, использование классической методологии, четкая (хотя фрагментами громоздкая) организация обеспечили достаточно высокую активность независимых экспертов. В проекте участвовало более 100 тыс. человек, за месяц работы сообщества было предложено более 2,5 тыс. идей.

В настоящее время практически вся деятельность Сбербанка строится исходя из системы краудсорсинга. По словам Г. О. Грефа, в прошлом году за счет технологий внутреннего краудсорсинга («биржи идей», основанной на предложениях сотрудников) было получено несколько миллиардов рублей чистой экономии.

Задачи, виды, принципы

Под краудсорсингом обычно понимают использование коллективного разума по специально разработанной модели для решения актуальных корпоративных и (или) общественных задач. Модель использования краудсорсинга включает организацию, методологию и подготовленные кадры, которые настроены на решение определенных задач развития исходя из заданных условий. Краудсорсинг направлен на решение взаимосвязанных задач, как то: сбор и обработка информации, сбор и обработка конструктивных идей, сбор предложений к проектам документов, формирование пула независимых экспертов. Как правило, различают следующие его виды:

  • пассивный (только на прием) и активный (конструктивный диалог);
  • внутренний (в пределах организации или сообщества экспертов) и внешний (без ограничений);
  • традиционный (нахождение лучшей идеи среди множества идей) и синтеллектуальный (нахождение множества лучших идей на основе их коллективного отбора).

Главный принцип краудсорсинга можно сформулировать так: у группы людей (толпы) больше знаний, чем у отдельного человека, но искусство состоит именно в том, чтобы создать условия для реализации этих знаний. Таким образом, краудсорсинг представляет не просто организацию форума, на котором участники формулируют в нерегулируемом режиме свои вопросы, замечания и предложения, и даже не традиционный механизм обратной связи, а организационно и методически упорядоченную модель взаимодействия организации с инициативными пользователями Интернета. Реализация принятой модели предполагает формирование и внедрение таких управленческих процессов, как формулирование тем обсуждения (проблематизация), определение условий обсуждения, привлечение и мотивация экспертов, отбор и фильтрация идей, документирование результатов обсуждения.

Условия развития краудсорсинга в госсекторе

Даже при благоприятной ситуации внедрение краудсорсинга в государственном секторе окажется нежизнеспособным, если не будет соблюден ряд необходимых условий, пренебрежение которыми поставит новый управленческий инструмент под угрозу дискредитации. Краудсорсинг не должен трансформироваться в политическую кампанию выполнения поручений первых лиц государства и административную процедуру формального внедрения инноваций. Риск профанации здравых идей всегда является значительным и печально известен в истории России.

Краудсорсинг в конкретном органе государственной власти вряд ли должен иметь постоянный характер, поскольку на протяжении длительного периода времени проблематично обеспечить активность и мотивацию общественных экспертов. Кстати, для участников краудсорсингового проекта Сбербанка была предусмотрена целая система материальных и моральных стимулов, в том числе грант на обучение, трудоустройство в банке, компьютеры-планшетники и даже бизнес-завтрак с председателем правления банка.

Краудсорсинг обязан исходить из обширных представлений о состоянии, проблемах и специфике деятельности конкретного органа власти, действующем нормативном окружении, принятой системе и структуре управления и т. д. Без этих знаний, если основываться только на результатах общественной экспертизы, повышаются риски формального подхода к решению проблем развития органа власти.

Краудсорсинг предусматривает превентивную позицию при постановке в органе власти нового механизма взаимодействия с обществом. В системе краудсорсинга постановочные идеи, темы для обсуждения, проекты новых документов остаются в компетенции государственного органа. Модель краудсорсинга должна включать апробированные средства борьбы с информационным шумом, инструменты защиты от спама и «роботов», фильтры против потока идей, выходящих за грань здравого смысла.

Краудсорсинг также должен быть основан на активном режиме работы, который предполагает ежедневный мониторинг поступающих предложений, постоянный диалог с экспертами, поддержание их заинтересованности, обеспечение прозрачности результатов обсуждения. Активный режим работы с поступающими обращениями экспертов призваны обеспечить так называемые фасилитаторы, то есть помощники в виде штатных или привлеченных специалистов, владеющих методологией и техникой краудсорсинга.

Наконец, внедрение краудсорсинга потребует специального программного обеспечения. При минимальных затратах на него стихийное внедрение краудсорсинга может привести к нарушениям правил информационной безопасности и конфликтам с соответствующими надзорными органами. В этой связи предпочтительной является изначальная постановка именно внутреннего краудсорсинга для обеспечения информационной безопасности и формирования в данном органе власти сравнительно независимой команды экспертов (по оценкам, в каждом органе власти насчитывается примерно 20 % инициативных специалистов, способных генерировать новые идеи). Лишь при выполнении этих условий предсказуемыми результатами внедрения краудсорсинга для органа власти могут стать:

  • позитивный политический имидж за счет улучшения взаимодействия с потребителями государственных услуг;
  • позитивный управленческий имидж за счет внедрения современных управленческих технологий;
  • создание банка инновационных и реалистичных идей;
  • повышение качества нормативных и методических документов за счет результатов общественной экспертизы;
  • формирование команды профессиональных и общественных экспертов;
  • оптимизация сроков поиска новых решений и подготовки документов, имеющих принципиальное общественное и профессиональное значение;
  • повышение эффективности бюджетных расходов за счет замены дорогостоящих профессионалов на коллективный разум.

В масштабе страны внедрение краудсорсинга в государственном секторе будет содействовать созданию гражданского общества, в котором активность граждан, общественная экспертиза и народный контроль (в его правильном понимании) станут представлять неотъемлемые характеристики процесса принятия важных государственных решений.

Матвиенко поддержала инициативу сенатора по внедрению краудсорсинга

мнение
В Совете Федерации состоялась рабочая встреча сенатора от Северной Осетии — Алании О. С. Хацаева со спикером верхней палаты парламента В. И. Матвиенко. Речь, в частности, шла о новой для России технологии — краудсорсинге.

О. С. Хацаев не просто заявил о насущной необходимости внедрения технологии политического краудсорсинга в работу сенаторов на местах, но и запустил собственную интернет-площадку «Общественная инициатива сенатора», которая предназначена для публичного обсуждения законопроектов широким кругом активных пользователей в Осетии. Автор проекта рассчитывает на внимание не только местных политиков, но и талантливых, неравнодушных людей, экспертов в юриспруденции, экономике и социальной сфере, заинтересованных граждан. Первая тема, которая предложена на обсуждение, — проект «Доступная среда». Хацаев считает, что в данном случае наиболее важным является не мнение чиновников, а точка зрения вовлеченных в проблему людей — инвалидов, родителей детей с ограниченными возможностями, социальных работников и медиков.

Поделиться