Поможет ли работникам бюджетной сферы эффективный контракт, обещанный Президентом России? Новая программа увеличения оплаты их труда должна быть принята до 1 декабря 2012 года. Сроки поставлены сжатые, а детали проекта не известны общественности... Участники круглого стола, состоявшегося 25 июля, попытались ответить на многочисленные вопросы.
Рассуждать о том, чего пока нет, достаточно сложно, признался директор Института реформирования общественных финансов В. В.Климанов. Преобразования в бюджетной сфере идут уже несколько лет, последним широко известным примером стал Федеральный закон № 83-ФЗ. Общий вектор перемен можно определить так: от финансирования всего — к финансированию значимых для общества результатов. Идея эффективного контракта, по мнению директора института, вполне укладывается в русло данной идеологии. С 2004 года в связи сперераспределением полномочий между федеральным центром с одной стороны, субъектами Федерации и муниципалитетами — с другой учителя, врачи, социальные работники стали получать деньги в основном из региональных и местных бюджетов. И такая система, как считает Климанов, имеет много плюсов, потому что «сверху» определить единые и главное жизнеспособные правила для всех просто невозможно.
Как оплату по результатам эффективный контракт понимает и академик Международной академии труда и занятости Н. А. Волгин. Сама идея не вызывает у него сомнений в ее своевременности. Российские бюджетники, по оценке академика, не имеют мотивации. А в общем как минимум 50 % работников, согласно данным его академии, реализуют свой потенциал далеко не в полной мере. В принципе на эффективный контракт надо переходить и государственным служащим, и реальному сектору экономики — причем, как сказал Волгин, логичнее было бы начать с реального сектора. Это принесло бы ощутимую пользу как стране в целом, так и отдельным людям. В качестве примера действительно эффективного контракта эксперт привел опыт США, где инженеры по размеру оплаты труда занимают второе место в списке профессий.
По мнению секретаря Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) О. В. Соколова, мы наблюдаем уже не первую попытку реформирования оплаты труда в бюджетном секторе. После предыдущих власти признавали, что результаты, на которые они рассчитывали, не были достигнуты. Цели, как полагает секретарь ФНПР, ставятся правильные, однако переход от единой тарифной сетки к отраслевым системам оплаты труда уже породил новые проблемы. Субъекты Федерации и муниципальные образования установили свои, сильно различающиеся системы оплаты для бюджетников, налицо волюнтаризм руководителей учреждений. Работа их подчиненных порой оценивается по 80 показателям, а зарплаты редко превышают 10−20 тыс. руб. В то же время никаких ограничений в оплате труда самих руководителей не существует, и их ежемесячный заработок может составлять до 1,5−2 млн руб. С точки зрения проф-союзов, необходимо утвердить типовой контракт и базовые ставки для бюджетников всей страны, прежде всего учитывая квалификацию работника.
Стимулирующая часть зарплаты должна составлять не менее 50%, иначе будет не реформа, а формализм, уверен академик Волгин. Основные критерии эффективного контракта он видит следующими: конкретность, минимальный набор показателей для оценки (2−3, неболее), минимум шансов для субъективизма со стороны руководства. Климанов не вполне согласен с подходом представителя профсоюзов иособо подчеркнул, что унифицированных правил для огромной страны не может быть — так же как модели оценки труда работников, успешно применяемые в бизнесе, не всегда пригодны для бюджетной сферы... Важно не превратить начинание с эффективным контрактом вочередную кампанию, не устроить погоню за «валом», а действительно сделать упор на оценку качества труда — таким был общий вывод участников круглого стола.