Версия для печати 5019 Материалы по теме
В прошлом номере «Бюджета» мы рассказывали о международной конференции, прошедшей в Липецке на заводе холодильников «Стинол».
 О работе компании «Мерлони» в Липецкой области, о создании свободной экономической зоны и инвестиционной политике корреспондент журнала «Бюджет» беседует с директором «Мерлони» по взаимоотношениям с органами власти Гаэтано КАЗАЛАЙНА.

— Говорят, сейчас в России идет снижение спроса на бытовую технику. Так ли это?
— Наоборот. Спрос на бытовую технику в вашей стране постоянно растет. И не только в Росси, но и в СНГ идет ежегодное увеличение спроса на 7—10%.
 
— Какое место компания занимает на российском рынке бытовой техники?
— Мы являемся лидерами на рынке бытовой техники, занимая 34% рынка. А на рынке холодильников мы имеем более 30%. К концу 2004 г. мы планируем увеличить объем производства холодильников до 1,5 млн штук в год, что позволит нам стать крупнейшим заводом по производству бытовой техники в Европе.
 
—Что даст «Мерлони» создание свободной экономической зоны на территории Липецкой области?
—Прямых преимуществ мы не получим, поскольку сам проект закона предусматривает создание производства на пустом месте. Для «Стинола» это невыгодно. То есть мы можем получить лишь косвенную выгоду. Сейчас у нас есть проект, направленный на привлечение поставщиков, которые находились бы в непосредственной близости от предприятия. И вот для того, чтобы привлечь этих инвесторов, чтобы они на первых порах могли пользоваться налоговыми льготами, мы и ратуем за создание свободной экономической зоны. Это может стать стимулом для мелкого и среднего бизнеса.
 
—Многие говорят, что создавать свободные экономические зоны экономически невыгодно. Наиболее эффективно было бы в целом улучшить предпринимательский климат в стране. Как вы считаете?
—Свободная экономическая зона — лишь один из компонентов для улучшения предпринимательского климата в России. Но очень важный компонент, поскольку способен дать толчок к привлечению в страну крупного иностранного капитала. Конечно, многие иностранные инвесторы сейчас ждут улучшения общего предпринимательского климата в России — снижения налогов, определенных льгот... Но пока достичь этого не удается, и поэтому необходимы подобные локальные нововведения на уровне регионов. В данном случае, создание подобной зоны в Липецкой области способствовало бы не только развитию промышленности и созданию дополнительных рабочих мест, но и послужило бы ярким примером для страны. А исходя из опыта, наработанного в европейских странах по созданию подобных зон, можно сказать, что для России это еще один кирпичик в построении общей политики заинтересованности.
 
—Почему именно Липецкая область?
—Мы приобрели уже готовый завод у Новолипецкого металлургического комбината. Всего было уплачено около 120 млн долл. Нас устраивает географическое расположение области и отношения с администрацией. В данный момент мы не рассматриваем предложения других регионов об инвестициях, поскольку считаем, что многое еще можно сделать в этом регионе. Мы считаем более целесообразным вкладывать деньги в дальнейшее развитие завода «Стинол».
 
—Ваше кредо — постоянное улучшение качества. Что сейчас делается для этого?
—Та продукция, которая сегодня выходит с завода, стоит на самом высоком уровне. В прошлом году наш завод оказался единственным в Европе, получившим высший сертификат качества «Вижн».
 
—Для успешного развития предприятия необходим постоянный диалог между бизнесом и властью. Что вы делаете для налаживания этого диалога?
—Везде, где «Мерлони» открывает свои предприятия, мы проводим одинаковую политику. У нас есть внутренний кодекс и свои корпоративные ценности. И наша главная традиция — органично встраиваться в структуру того региона, где располагается предприятие. А это значит поддерживать постоянный диалог с местными университетами и научно-исследовательскими институтами, проводить активную социальную политику, поддерживать проекты администрации. И, должен сказать, местная администрация по достоинству оценила корпоративную культуру нашего предприятия. За много лет для нас стало абсолютно естественным работать в постоянном диалоге. Мы вместе находим точки соприкосновения.
 
—Насколько привлекателен российский рынок для иностранных инвесторов?
—Конечно, российский  рынок привлекателен не только для итальянских инвесторов, но и для всех европейских предпринимателей. Но развитию именно российско-итальянских отношений способствуют близкие контакты наших президентов. Сейчас в России в основном представлены средние и малые итальянские фирмы. Несмотря на то, что российский рынок очень привлекателен и постоянно развивается, крупные инвесторы сюда пока не идут. Хотя рост доверия иностранных инвесторов к России растет с каждым годом. Да и политика на региональном и федеральном уровне способствует привлечению инвесторов.

Справка «Бюджета»
ГАЭТАНО Казалайна, родился в 15 января 1964 г. в Катании (Италия). В 1987 г. окончил Университет г. Болонья по специальности юриспруденция. В 1989 г. в Болоньи окончил аспирантуру по промышленным и рабочим отношениям.
1989—1997 гг. — работа в Группе ФОКИ, руководитель по персоналу.
1997—1998 гг. — Merloni Elettrodomestici, страны Восточной Европы, руководитель по персоналу стран Восточной Европы, центральный офис в Москве.
1999—2000 гг. — Merloni Elettrodomestici, страны с развитыми рынками, центральный офис в Париже.
2000—2002 гг. — Мерлони Элеттродоместичи в СНГ, директор по персоналу развитых рынков, центральный офис в Москве и Липецке.
Завод по производству холодильников «Стинол», директор по персоналу в СНГ.
С июня 2002 г. по настоящее время — Мерлони Элеттродоместичи в СНГ, завод по производству холодильников «Стинол», директор по взаимоотношениям с учреждениями власти.
История компании Merloni Elettrodomestici в России ведет отсчет с 1993 г., когда начались официальные «белые» продажи бытовой техники Ariston и Indesit. В 1995 г. руководством компании в Италии было принято решение об образовании в Москве головного офиса, который координировал бы деятельность компании на территории России и стран СНГ. Бизнес компании бурно развивался вплоть до 1998 г. С 1995 по 1997 гг. объем продаж вырос более чем в 2,5 раза. После августовского кризиса продажи импортируемой техники существенно уменьшились.
Несмотря на то, что объем продаж в 1998 г. сократился на 30%, а в 1999 г. еще на 25%, руководство Merloni никогда не теряло уверенности в перспективности российского рынка. Именно тогда у компании появились планы по развитию в России собственного производства.
2000 г. был отмечен 40% ростом продаж и сделкой, которую многие и по сей день считают одной из крупнейших за всю историю новой России. В октябре Merloni за 119,3 млн долл. выкупила у Новолипецкого металлургического комбината Липецкий завод холодильников «Стинол», что стало одним из крупнейших приобретений за всю историю компании и еще раз подчеркнуло веру компании в российский рынок.
В 2001 г. продажи компании выросли более чем втрое, инвестиции в продвижение продукции составили 7 млн долл. На заводе холодильников «Стинол» начался выпуск обновленного холодильника «комби», а общие производственные мощности на заводе «Стинол» были увеличены до 1 000 000 холодильников в год. На заводе был налажен выпуск двух моделей холодильников Indesit. В целом инвестиции в развитие производственных мощностей и самих товаров составили в 2001 г. 10 млн долл.
В 2002 г. общий оборот компании увеличился на 20%, затраты на продвижение трех торговых марок (Indesit, Ariston, Stinol) составили 10 млн долл. На заводе началось производство 11 новых моделей холодильников Indesit Forma, а общие мощности были увеличены до 1,2 млн холодильников в год. Общие инвестиции в развитие производства и товаров составили 11 млн долл.
В 2003 г. запланированный объем инвестиций в маркетинговые коммуникации составляет 15 млн долл. Акцент делается на представление обновленного бренда Ariston, на что намечено выделить 6 млн долл. К концу года планируется расширить производственные мощности «Стинола» до 1,5 млн холодильников в год и начать выпуск новой линии холодильников «Стинол».

Материал подготовила Тая Олейник
Журнал «Бюджет» №10 октябрь 2003 г.

Поделиться