Версия для печати 1960 Материалы по теме
Прошедшим летом российское правительство одобрило разработанную Минэкономразвития РФ концепцию поддержки промышленного экспорта. Концепция эта очень интересна. Россия осознала: не одна она в мире испытывает финансовые трудности. У очень многих зарубежных стран — как ни странно это звучит — тоже могут возникать проблемы с деньгами.
На современном мировом рынке конкурентоспособность дорогостоящих товаров зависит не только от цены и качества, но и от предоставляемых покупателю финансовых условий. Многие производимые в России товары — например, промышленное оборудование — зачастую не пользуются спросом вовсе не потому, что они плохие или дорогие, а потому что не сопровождаются кредитами, рассрочкой и т.п. Между тем, большинство покупателей российской промышленной продукции сосредоточены в развивающихся, а не нередко и просто в слаборазвитых странах, у которых с деньгами, что называется, «не очень».
Как заявил зампредседателя правительства РФ Борис Алешин, меры государственной помощи будут распространяться на страны-импортеры, не имеющие инвестиционного рейтинга и расположенные в классификации ОЭСР еще ниже, чем Россия.
Часто бывает так: в некой стране и хотели бы купить российские товары, но... нет денег. Значит, покупателям наших машин надо помочь материально! Кстати, Россия это уже делает: ежегодно из федерального бюджета на кредитование покупателей российской продукции выделяется 500–600 млн долл.
В 2004 г. иностранным государствам планируется предоставить кредиты на сумму 631,35 млн долл. 84% от этой суммы (532 млн долл.) предназначается для строительства объектов атомной энергетики в Болгарии, Индии и Китае. Помимо этого, 14,7 млн долл. пойдет на поставку российского энергооборудования для двух строящихся ГЭС во Вьетнаме.
«Без предоставления подобного рода кредитов России невозможно будет удержать даже традиционные рынки сбыта своей высоко технологической продукции», — заявил корреспонденту «Бюджета» зампред бюджетного комитета Госдумы Ашот Егиазарян. Он отметил, что при помощи экспортных кредитов Россия имеет неплохие шансы в несколько раз увеличить поставки своей промышленной продукции во Вьетнам. «Мы можем принять участие в сооружении электростанций и других объектов ТЭК, а также в модернизации уже имеющихся промышленных объектов. Ведь при содействии СССР во Вьетнаме в свое время было построено около 300 предприятий горнодобывающей, машиностроительной, химической, пищевой промышленности, энергетики и транспорта. Участие российских фирм в их модернизации значительно увеличит объемы отечественного экспорта», — отметил А. Егиазарян.
Объемы кредитов зарубежным государствам постепенно увеличиваются. Так в 2002 г. Россия планировала предоставить кредиты на сумму 500 млн долл., но реальная цифра составила лишь 300 млн, что почти вдвое меньше запланировангого на 2004 г. Однако увеличивать эту сумму до бесконечности невозможно — особенно в условиях снижения налогов. Правда, вместо кредитов бюджет может предоставлять гарантии, которые не требуют денег.
По сути, гарантии будут представлять собой страхование поставок российской продукции от различных, возможных в России форс-мажорных обстоятельств. Пользуясь этой гарантией, импортеру будет гораздо проще получить банковский кредит. Но давать гарантии Россия будет только импортерам тех стран, правительства которых предоставляют России аналогичные гарантии. Предполагается, что в 2004 г. федеральный бюджет предоставит гарантий на общую сумму 500 млн долл.
Еще один важнейший инструмент поддержки промэкспорта — субсидирование банковских ставок. Бывают ситуации, когда импортер мог бы получить кредит в российском банке, однако не делает этого из-за слишком больших процентов. В этом случае часть процентных платежей могут быть погашены за счет государства, а именно — разницы между уровнями банковских ставок в России и стране импортера. На эти цели в будущем году из бюджета предполагается выделить 50 млн долл. Официальные лица заявляют, что эти меры позволят увеличить объем экспорта машинно-технической продукции в будущем году на 2 млрд долл. (примерно на 20%). Отметим, что сегодня продажа высокотехнологической промышленной продукции составляет менее десятой части от общих объемов российского экспорта.
Еще какую-то сумму правительство выделит на рекламную и выставочную поддержку российских экспортеров. (Некоторое время назад руководитель департамента поддержки экспорта Минэкономразвития Вадим Зингман говорил, что в 2004 г. на эти цели планируется выделить 40 млн долл.) Кроме того, возможно предоставление правительственных гарантий российским компаниям, участвующим в тендерах за рубежом.
Распределителем всех гарантий и субсидий будет Росэкимбанк — дочерняя структура Внешэкономбанка. При этом к осени устав Росэкимбанка будет скорректирован, и в его руководящие органы войдут представители Минфина, Минпромнауки и Минэкономразвития. Как объяснил Б. Алешин, это делается для того, чтобы не создавать «двухэтажного» механизма выделения помощи — сначала принятие решения на уровне банка, а потом его одобрение на уровне правительства.
Распределение мер помощи между торговыми компаниями будет происходить «в порядке живой очереди», то есть в порядке подачи требований — и так вплоть до исчерпания лимита выделенных средств. Возможно, будут также введены лимиты по отдельным странам. Кроме того, правительством будет одобрен список видов промышленной продукции, экспорт которой подпадает под государственную помощь.

Материал подготовил Петр Константинов
Журнал «Бюджет» №8 август 2003 г.

Поделиться