Версия для печати 2256 Материалы по теме
Назначение правового института финансовой аренды (лизинга) заключается, по мнению законодателя, в развитии инвестиций в средства производства. Именно такая формулировка присутствует в федеральном законе о лизинге.
Вообще говоря, лизинг — это аренда денег с их целевым использованием, то есть лизингополучатель просит лизингодателя купить ему определенную вещь (предмет лизинга), причем лизингодатель не несет ответственности за выбор лизингополучателя — ему все равно, что и у кого покупать — и в дальнейшем эта вещь арендуется обычным способом.
Учитывая специфику российской системы налогообложения и двойные стандарты ведения отчетности большинства российских предприятий, лизинг действительно имеет преимущество перед прочими способами инвестиций, и это преимущество — в высокой правозащищенности лизинговых сделок, поскольку собственником предмета лизинга все время остается лизингодатель.
Однако практика показывает, что чисто юридических механизмов защиты оказывается порой недостаточно. Допустим, у нас имеется рентабельное российское производство, требующее долгосрочных инвестиций, — например, молокозавод. В силу традиционной изношенности и низкой производительности основных фондов, инвестиции требуются в основном для покупки оборудования, поскольку рано или поздно наступает ситуация, когда заменить дешевле, чем отремонтировать. Частного инвестора убедить в целесообразности долгосрочных инвестиций подчас бывает очень трудно: не помогают ни изощренные бизнес-планы, ни взывания к патриотическим чувствам, ни обещания сверхприбыли. Как правило, инвестор уже имеет за плечами опыт нескольких неудачных проектов. Банки требуют твердый залог и выполнения нормативов. Таким образом, наиболее демократичным институтом инвестирования в производство выступает лизинг.
Однако лизингодатель, поставив специфическое оборудование по лизинговой схеме и обнаружив через несколько месяцев отсутствие арендной платы, сталкивается с проблемой демонтажа, перевозки, хранения и реализации оборудования — во-первых, специфичного, а во-вторых — бывшего в употреблении. Проблема достаточно серьезная и в российском законодательстве — в отличие от, например, законодательства США — и к сожалению, не разрешенная. Из-за отсутствия эффективного механизма инвестиций инвестора окружают многочисленные барьеры, а производственные предприятия вынуждены идти по пути заклада своих активов, что, как правило, приводит к банкротству, смене собственника и прочим деструктивным процессам, несмотря на реальную рентабельность производства.
Что же могут предложить лизинговые компании? На сегодняшний день существует два основных типа лизинговых компаний. Первый тип — это так называемые лизинговые компании карманного типа, которые заняты обслуживанием предприятий одного определенного холдинга, либо финансово-промышленной группы. Цель деятельности подобных компаний — оптимизация налогообложения. Лизингополучатель находится, как правило, внутри холдинга и финансовые потоки исправно текут с одного расчетного счета на другой, но в пределах одного банка. Попытки выхода подобных компаний на рынок сродни попыткам домашней кошки поохотиться в диком и опасном лесу. В лучшем случае — испугается и убежит. В худшем — устроит засаду на медведя со всеми вытекающими для нее последствиями.
Второй тип компаний — это лизинговые компании, образованные при кредитных институтах, банках и использующие в качестве предмета лизинга в основном новые, застрахованные автомобили, либо иной высоколиквидный товар. Это хороший бизнес, но, к сожалению, к развитию инвестиций в средства производства имеет отдаленное отношение. Скорее это несколько видоизмененная форма кредитования. Таким образом, рисковать вложениями в объекты промышленного производства желающих оказывается мало, что является адекватной характеристикой уровня развития рынка капитала в России.
Указанными недостатками не обладают профильные лизинговые компании, созданные в рамках холдингов или групп компаний, которые занимаются производством и поставками производственного оборудования. Поставщик оборудования, предоставляя его по лизинговой схеме, рискует своей прибылью, он готов идти на это и у него нет проблем с обратным выкупом и реализацией оборудования, поставленного в лизинг. Размер предоплаты по лизинговому договору должен покрывать лишь себестоимость проектных работ и работ по доставке и монтажу оборудования.
Невысокие объемы сделок у подобных лизинговых компаний объясняются их невысокой маркетинговой активностью. Раздувать рекламный бюджет опасно. Как правило, лизингополучателями становятся клиенты холдинга, узнающие о дополнительной услуге разными способами: часть клиентов приходят после ежегодной выставки по лизингу, которая  проводится в октябре на ВВЦ; очень часто клиенты самостоятельно находят нужную лизинговую компанию через Интернет.
Выход на новый качественный уровень на сегодняшний день для лизинговых компаний предоставляет возможность набирающая обороты реформа жилищно-коммунального хозяйства. Анализ текущего состояния ЖКХ, изучение эстонского опыта, описанного в журнале «Эксперт-СЗ», №3 от 27 января 2003 г.), позволяют сделать вывод о том, что в ближайшее время реформа наконец-то начнется и вскоре станет выгодна не только с позиции повышения качества коммунальных услуг, но и с экономической точки зрения.
Для примера сравним централизованную систему отопления жилого дома с автономной. Основные недостатки первой заключаются: в низком КПД квартальной котельной; высоки потери в теплосетях, расходы по обслуживанию и ремонту теплосетей; неэффективен температурный режим отапливаемых помещений. С учетом вышеизложенного можно утверждать, что в ближайшее время процесс перевода жилого фонда с централизованного теплоснабжения на автономные котельные с использованием энергосберегающих технологий станет хорошим бизнесом. Но при этом ТСЖ (товарищество собственников жилья), естественно, не имеет денег на закупку дорогостоящей котельной, однако имеет возможность обеспечить стабильный финансовый поток за счет коммунальных платежей. Выход может быть найден в лизинге отопительного оборудования. Компании, работающие в этом сегменте рынка, заинтересованы в сотрудничестве с региональными партнерами и готовы обсуждать проекты по проведению реформы, обладая опытом и необходимой квалификацией в реализации проектов автономного отопления.

Антон Бабак, исполнительный директор ООО «Аякс-Лизинг»
Журнал «Бюджет» №8 август 2003 г.

Поделиться