Версия для печати 3275 Материалы по теме
гришанков
О работе над законами по реформированию вооруженных сил и органов правопорядка, рассмотренными во время весенней сессии парламента, обозревателю журнала рассказывает заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности Михаил ГРИШАНКОВ
 
 
— Какие наиболее важные законы были подготовлены Комитетом по безопасности Госдумы во время весенней сессии?
— Прежде всего, это закон о защите свидетелей, который после того, как мы его разработали, был внесен в Госдуму президентом. Несомненно, важным событием стало принятие законов о реформе силового блока, упразднении ряда структур и создании службы по борьбе с распространением наркотиков. Эти законы уже утверждены Советом Федерации и подписаны президентом. В них мы разделили функции и задачи новых структур силового блока. А имущество будет разделено в результате согласований между министерствами и ведомствами. Также нами рассматривался ряд законопроектов, касающихся социального обеспечения военнослужащих и, в первую очередь, обеспечения сотрудников налоговой полиции и МВД.
 
— Когда у нас начнет действовать программа защиты свидетелей?
— Законопроект принят пока в первом чтении. Но у меня нет сомнений, что Госдума в течение осенней сессии примет его во втором и третьем чтениях, поскольку он очень тщательно проработан. Я давно не встречал так хорошо подготовленных законопроектов.
 
— А во что этот закон обойдется казне?
— Деньги на воплощение закона в жизнь найдутся. Они сегодня уже просчитаны (хотя, по моему мнению, средств нужно было выделить намного больше). Предварительно на защиту свидетелей планируется тратить порядка 800 млн рублей в год. Но, я думаю, в бюджете на реализацию данного закона будет заложено порядка одного миллиарда рублей. Это немалая сумма для правоохранительного блока. Главное — надо сделать первый шаг.
 
— Основные параметры бюджета будущего года определены. Из 200 млрд рублей, на которые увеличатся расходы бюджета, немалая часть пойдет на реформирование силовых структур. А какие средства будут потрачены на эти цели в нынешнем году?
— В 2003 году зарплата военнослужащих (так же как и всех госслужащих) будет проиндексирована на 11%. Я считаю, что индексация зарплаты военнослужащих должна проводиться неукоснительно. Но на сегодняшний день пока нет оснований полагать, что в 2004 году денежное довольствие военных будет существенно увеличено. Я думаю, что возрастут расходы на обеспечение безопасности государства, на борьбу с терроризмом. Но пока трудно предполагать, что сумма затрат на эти цели будет намного больше той, что мы тратим в 2003 году.
У меня есть серьезная озабоченность по поводу того, что пока не планируется индексация денежного довольствия военных в 2004 году. Это, на мой взгляд, довольно опасная вещь. Когда мы принимали закон об изменении денежного довольствия военнослужащих с 1 июля 2002 года, заложили в законодательство норму, согласно которой денежное довольствие военных будет индексироваться в соответствии с инфляцией. По моим данным, индексация в 2004 году не планируется, и это очень плохая новость. Как мне сказали, отчасти это связано с позицией, которую занял министр финансов. Готов ее оспорить, ведь отменив льготы по жилищно-коммунальному хозяйству, мы гарантировали, что военнослужащие будут защищены от инфляции. Если со стороны Минфина и правительства будет предпринята попытка отказаться от такого подхода, то она встретит жесткое сопротивление в Госдуме. Сейчас я занят проверкой информации такого рода. Сотрудники правоохранительных органов, военнослужащие внутренних войск говорят: да, денежное довольствие повысилось, все этим очень довольны, но различные надбавки (за напряженность работы, за секретность) фактически сократились. Сейчас я обобщаю эти факты и после того как соберу достаточно информации, планирую встретиться с руководством Минфина.
 
— Анализ основных параметров бюджета-2004 показывает, что темпы роста расходов на оборону будут выше, чем на непроцентные расходы в целом. С чем это связано?
— В первую очередь, это связано с тем, что долгие годы существовала стагнация в финансировании этих расходов. Сейчас наша задача — восстановить тот потенциал, который у нас был. Естественно, мы не вернемся к военному потенциалу Советского Союза, это невозможно. Но мы должны иметь современное вооружение. Увеличение расходов также связано с реформой армии. В следующем году в этом направлении будет сделано несколько важных шагов.
 
— Своевременная выплата денежного вознаграждения военнослужащим, участвующим в антитеррористической операции в Чечне, остается болезненным вопросом. Как планируется его решать?
— Это действительно непростая проблема. По обращениям военнослужащих я веду бесконечную переписку с Минобороны и МВД. Не по всем вопросам удается достичь положительного решения. Хотя Министерство финансов утверждает, что исправно осуществляет финансирование. Здесь, наверное, можно говорить о некотором рассогласовании в представлениях: солдаты имеют свое видение того, сколько им должны заплатить, у финансистов на этот счет другие взгляды. Регулировать эту проблему должны, конечно, командиры. Но здесь важно другое: когда рядового отправляют в бой, ему должно быть четко сказано, что он за это будет иметь. Сегодня есть проблема выплат «боевых» сотрудникам внутренних дел, которые проходят службу в командировках в Чечне. Им не выплачивают вознаграждение, аргументируя это тем, что они не участвуют в боевых столкновениях. Но ведь люди ежедневно рискуют жизнью и за это имеют право хотя бы на льготную выслугу лет.
 
— Работа системы гособоронзаказа вызывает много нареканий. В чем несовершенство существующего сейчас механизма финансирования оборонной промышленности?
— Сегодня структура гособоронзаказа уже устоялась. В последнее время ее критикуют все реже. Проблемы, конечно, возникают, но не так часто, как это было раньше. Ранее многие работы проводились под необеспеченные мандаты. Предприятия разрабатывали вооружение и изготовляли технику, рассчитывая в будущем получить за это деньги. Сейчас такого нет, Минобороны подходит к этому вопросу очень жестко и не оплачивает такие работы. Каждый руководитель оборонного предприятия сегодня знает, какую сумму он получит на выполнение госзаказа. Естественно, для меня, как для члена комиссии Госдумы по закрытой части бюджета, немаловажен вопрос распыления средств гособоронзаказа по многочисленным научно-исследовательским институтам. С этим надо детально разбираться и в каждом случае определять финансовую целесообразность вложения средств. Наша комиссия вышла с предложением рассмотреть на Совете безопасности вопросы, связанные с распределением гособоронзаказа и эффективностью использования государственных средств.
 
— В вашем комитете активно обсуждается вопрос о необходимости принятия новой редакции закона о милиции. Насколько законодательные изменения могут повлиять на структуру правоохранительных органов?
— Действительно, сегодня есть концепция закона об органах правопорядка, в котором будут определены полномочия муниципальной милиции, федеральной полиции. Но активная разработка по данному законопроекту если и идет, то не выносится на широкое обсуждение. Само по себе полное разделение органов правопорядка на федеральную полицию и муниципальную милицию — это пока слишком радикальное изменение наших правоохранительных органов. У муниципалитетов сегодня не хватает денег на выполнение своих обычных функций. За счет каких средств они смогут взять на себя охрану покоя и безопасности граждан? С решением этого вопроса, я думаю, торопиться не стоит.
 
— В последние годы все меньше средств выделяется на конверсию оборонной промышленности. С чем это связано?
— В отношении конверсии производства сегодня сложилась совершенно иная ситуация, чем та, что была в начале 90-х годов. Сейчас каждый руководитель понимает, что «спасение утопающих — дело рук самих утопающих». Насколько мне известно, предприятиям, которые расположены в Челябинской области, в рамках конверсионных программ поступало не так уж много средств. И тем не менее, многие предприятия этого региона успешно решили задачи конверсии производства, применив уникальные промышленные технологии. Сегодня они уверенно занимают ведущие позиции в различных отраслях российской экономики.

Беседовал Жан Батыров
Журнал «Бюджет» №7 июль 2003 г.

Поделиться