Версия для печати 3369 Материалы по теме
В последнее время взаимоотношения между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации стали более прозрачными и формируются по четким критериям. Работа территориальных органов федерального казначейства по зачислению доходов и перечислению средств финансовой помощи бюджетам регионов постоянно совершенствуется, отрабатывается технология передачи средств, вводятся понятные правила их расходования.
Алексей КУЗНЕЦОВ, министр финансов правительства Московской области

Налоговая реформа
 В рамках проводимой налоговой реформы с 1 января 2004 года на территории Российской Федерации отменяется налог с продаж. В консолидированном бюджете Московской области этот налог составляет 12% налоговых поступлений.
Как свидетельствует мировая практика, в ряде стран налог с продаж является одним из существенных источников пополнения бюджетов. Так, например, в структуре бюджета местных органов управления США доля этого налога составляет более 30%.
При принятии решений по налогу с продаж следует иметь в виду, что с 1 января следующего года вводятся изменения по налогу на прибыль в части применения метода «суперускоренной» амортизации. Это позволит организациям уменьшать налоговую базу по прибыли до 50% затрат, направленных на приобретение основных фондов, а это, в свою очередь, вновь сократит поступления этого налога в бюджеты всех уровней.
Со времени введения 25-й главы Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающей изменения в налогообложении прибыли, уже произошло сокращение доли налога на прибыль в бюджете области — с 36% до 23%.
Отмена налога с продаж, изменения налогового законодательства по налогу на прибыль без соответствующей компенсации повлекут за собой дальнейшее сокращение доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, которые и так в большей степени формируются за счет федеральных налогов.
В целях укрепления финансовых ресурсов региональных и местных бюджетов предлагаю продлить срок действия налога с продаж или ввести дополнительную региональную налоговую ставку к какому-либо федеральному косвенному налогу — например, к налогу на добавленную стоимость, а при применении метода «суперускоренной» амортизации предусмотреть более гибкую систему ее списания, не ущемляющую интересы бюджетов.
 
Реформа ЖКХ
 В рамках проводимой реформы жилищно-коммунального хозяйства одним из источников обновления основных фондов, могут стать региональные гарантии. Вместе с тем, Бюджетным кодексом РФ по субъектам, получающим финансовую помощь из федерального бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности, установлены ограничения по объему гарантий, предоставляемых данными субъектами.
Было бы целесообразно пересмотреть лимит выдачи гарантий субъекта именно под заимствования, осуществляемые на реализацию различных проектов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в сторону его увеличения. Это в первую очередь должно относиться к обязательствам, возникающим у субъектов Российской Федерации за счет займов, предоставляемым Международным банком реконструкции и развития.
 
Реформа органов местного самоуправления
 В настоящее время в Государственной Думе РФ активно обсуждается проект федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Документ воспринимается депутатами неоднозначно, но у меня есть твердая уверенность, что он будет принят. Данный законопроект устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы самоуправления в Российской Федерации.
В соответствии с законопроектом на территории России формируется двухуровневая система муниципальных образований, с наделением каждого уровня собственными полномочиями. Каждое муниципальное образование становится субъектом межбюджетных отношений и имеет собственный бюджет.
Таким образом, если закон будет принят, на территории только Московской области появится более 800 муниципальных образований.
Если сейчас разница между наиболее развитыми муниципалитетами и экономически отсталыми является существенной и эти различия в зависимости от имеющихся возможностей консолидированного бюджета, в некоторой степени урегулированы, то после намеченной реформы из-за значительного увеличения количества муниципальных образований — она составит сотни раз.
Значительное количество муниципальных образований, которые образуются в соответствии с новым законом, не будут иметь собственной доходной базы. Их бюджеты на 90–95% будут формироваться за счет перечислений средств финансовой помощи из вышестоящих бюджетов. В рассматриваемом законопроекте механизм межбюджетного регулирования изложен крайне запутанно.
Основной недостаток построения межбюджетных отношений данного законопроекта, на наш взгляд, касается бюджетов городских и сельских поселений, бюджетная обеспеченность которых будет выравниваться дважды: из бюджета субъекта и бюджета муниципального района.
Я предлагаю упростить схему выравнивания бюджетной обеспеченности поселений, предусмотрев эти полномочия только на уровне муниципального района, а на уровне субъекта осуществлять его в отношении муниципальных районов и округов.
В целом следует сказать о том, что реформирование системы местного самоуправления необходимо рассматривать по проекту Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» одновременно с поправками в Бюджетный кодекс и Налоговый кодекс РФ, которые в настоящее время, к сожалению, отсутствуют.
 
Повышение заработной платы
 Серьезной проблемой, неурегулированной федеральным законом «О федеральном бюджете на 2003 год», является оказание финансовой помощи субъектам Российской Федерации в связи с предстоящим повышением оплаты труда работников бюджетной сферы.
В рассматриваемой сейчас Концепции реформирования систем оплаты труда работников бюджетной сферы значительно снижены гарантийные обязательства федеральных органов власти по оплате труда работников, финансирование которых производится из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Если в настоящее время заработная плата «бюджетников» гарантируется Единой тарифной сеткой, то после ее реформирования обязательства федеральных органов власти будут ограничены минимальным размером оплаты труда. И только по федеральным бюджетным учреждениям новые системы оплаты труда будут предусматривать их приближение к минимальному прожиточному уровню трудоспособного населения уже сейчас. Поэтому в проекте федерального закона по данному вопросу необходимо предусмотреть, что при передаче средств из федерального бюджета для повышения оплаты труда «бюджетников», финансируемых их бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, объем указанных средств должен определяться на уровне не ниже размера оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений.
Хотелось бы выразить надежду на то, что все те изменения, которые предполагается осуществить в федеральном налоговом законодательстве, законодательстве в сфере оплаты труда работников бюджетной сферы и в реформировании местного самоуправления будут еще раз проанализированы по объемам финансовых средств, необходимым на их реализацию, и приняты с учетом реальных финансовых возможностей государства.

Журнал «Бюджет» апрель-май 2003 г.

Поделиться