25 апреля 2024 года
Версия для печати 3053 Материалы по теме
Пути евразийской интеграции

На распутье
Идея проведения ежегодной Московской международной финансовой недели родилась в 2011 году — тогда она задумывалась как площадка для обмена мнениями между российскими и зарубежными финансистами и экономистами относительно путей выхода из мирового кризиса. В этом году повестка форума стала заметно шире, причем значительное внимание было уделено обсуждению перспектив создания Евразийского экономического союза.

Объединение без спешки

Создать ЕЭС было предложено еще до начала мирового финансового кризиса, однако в качестве ответа на новые риски и вызовы эта мысль начала широко обсуждаться именно в его разгар. Поскольку риски все еще актуальны, евразийский экономический проект сохраняет свою привлекательность.

Как отметил спикер Государственной думы С. Е. Нарышкин, Таможенный союз и Единое экономическое пространство из обсуждаемых инициатив уже превратились в реалии сегодняшнего дня. Теперь Россия со своими партнерами по этим организациям — Белоруссией и Казахстаном движется к следующему этапу интеграции. «Понятно, что каждая экономика, участвующая в интеграции, имеет свои суверенные цели и свои ограничения. Однако экономический рост, благополучие граждан — идеи, которые объединяют экономическую политику всех стран, и интеграция позволяет достигать этих ориентиров в первую очередь за счет объединения и более эффективного использования общих ресурсов. Это реально выгодный экономический тренд», — сказал депутат. Для постсоветского пространства слово «интеграция» — синоним восстановления утраченных связей, взаимного облегчения доступа к трудовым и иным производственным ресурсам, полезным ископаемым, финансовым инструментам. «Здесь многое зависит от того, созданы ли комфортные условия для частных компаний — незыблемость прав собственности, эффективность судебной системы», — подчеркнул Нарышкин. По его словам, по мере углубления интеграции рано или поздно встанет вопрос о формировании надгосударственной парламентской структуры, и ее контуры уже обсуждаются государствами-партнерами.

По мнению президента Международной общественной организации «Гильдия финансистов» А. Л. Кудрина, интеграционные связи России как с ближайшими соседями, так и со странами дальнего зарубежья неизбежно будут расширяться. Это предопределено ее весом в мировой экономике: российская экономика является шестой по величине в мире, а в течение ближайших десяти лет имеет все шансы стать пятой. Тем не менее спешка в этом весьма сложном процессе опасна.

Новые возможности для сотрудничества с бывшими советскими республиками появились еще в формате ЕврАзЭС. Это и информационный обмен, и координация на уровне центральных банков мер бюджетно-кредитной и курсовой политики. «Даже это позволяет улучшать условия для ведения бизнеса, облегчать доступ к финансовым ресурсам и снижать транзакционные издержки», — сказал Кудрин.

Следующим шагом стало создание ЕЭП, основные документы по которому были подписаны в 2010 и 2011 годах (пространство фактически существует с середины 2012 года). В частности, объединение финансовых систем началось с подписания в конце 2010 года основного соглашения «О создании условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капиталов», а также соглашения «О торговле услугами и инвестициях в государствах — участниках ЕЭП». Эти документы и соответствующие протоколы определяют переходный период к большей интеграции в рамках трех стран. Так, «дорожная карта», рассчитанная до 2020 года, предусматривает гармонизацию законодательства об услугах в банковской и страховой сферах, на валютном рынке и рынке ценных бумаг. К 2015 году предполагается изучить вопрос о создании единого для стран ЕЭП регулятора на финансовых рынках, а к 2020 году создать единые системы регистрации участников финансового рынка.

Таким образом, все предпосылки для интеграции уже заложены. «В подобных процессах важно идти поэтапно. Нельзя задерживаться, но нельзя и забегать вперед, — полагает Куд­рин. — Наши финансовые системы пока еще очень разные, в том числе по уровню своего развития. Только после того, как мы убедимся, что ранее принятые решения действуют, можно говорить о переходе к следующему этапу интеграции».

Различия России, Казахстана и Белоруссии касаются не только финансовых систем, но и, безусловно, их экономик. По мнению экс-министра финансов, в Евросоюзе именно фактор экономического неравенства стал причиной наблюдаемого сегодня раздора и возникновения угроз дезинтеграции. «Пока нам не просто даже на относительно простых стадиях интеграции, например возникают проблемы с таможенным администрированием в рамках Таможенного союза», — подытожил он.

Ответственность —на России

«Тройка стран — участниц ЕЭП уже провозгласила цель создания с 1 января 2015 года Евразийского экономического союза, и я уверена, что она будет достигнута, — заявила Т. Д. Валовая, министр по основным направлениям интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии (постоянно действующего наднационального регулирующего органа Таможенного союза). — Сейчас начинается дискуссия о том, какое дополнительное содержание он получит по сравнению с тем, о чем страны уже договорились в рамках ЕЭП. Основная цель — создание экономического пространства без всяких барьеров и полное обеспечение четырех свобод: движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы».

Помимо прочего обсуждаются и перспективы создания единой валюты. Валовая напомнила, что похожие обсуждения в 1970-е годы шли в Европе: Евросоюз намеревался ввести новую валюту уже к 1980 году. «Провал этой затеи можно объяснить тем, что она диктовалась желанием защититься от внешней нестабильности, а не логикой интеграции. Важно не повторять ошибок европейской интеграции. Мы должны исходить в первую очередь из внутренних потребностей наших стран», — сказала чиновник. Она также сообщила, что за период существования Таможенного союза взаимный товарооборот стран-участниц удвоился. «Этот показатель был бы еще лучше, если бы не общая ситуация на мировом рынке», — отметила Валовая.

«Отношения бывших республик СССР всегда определялись простой формулой — максимум экономических выгод, минимум политических обязательств, — рассуждает директор Института экономики РАН Р. С. Гринберг. — Эта формула очень жестко блокировала любые амбициозные проекты. И она пока еще не отброшена окончательно». По мнению экономиста, Европе было легче объединяться, поскольку страны, которые инициировали создание Евросоюза, имели примерно равный экономический вес и, как следствие, больше шансов достичь компромисса по ключевым вопросам. На Россию же приходится 70–80, а по некоторым расчетам и все 90 % ЕЭП. «Россия слишком велика, и поэтому выстраивание равноправных отношений очень сложно. Но это не значит, что нужно ждать, пока все будут иметь равные возможности — этого не произойдет. Россия должна взять на себя ответственность за этот процесс», — сказал Гринберг. Причем иного выхода, кроме как консолидировать пространство вокруг себя, у нее просто нет. Так, согласно исследованиям Института экономики РАН, нормальный экономический рост может быть обеспечен в экономическом пространстве с населением не менее 250–280 млн человек.

По мнению Гринберга, весьма желательным было бы участие в новых интеграционных процессах Украины, которая, как известно, в последний момент вышла из переговоров по ЕЭП. «Наши расчеты показывают, что экономически ей очень выгодно было бы участие в Таможенном союзе и, возможно, в будущем Евразийском экономическом союзе. Однако политический выбор Украина делает в пользу Евросоюза, который сегодня абсолютно в ней не нуждается», — отметил экономист.

Он также подчеркнул, что общая проблема всех постсоветских государств — примитивизация экономики. Единое евразийское пространство рассматривается им как единственная возможность использовать сохранившиеся остатки советского научно-технического потенциала, причем, как считает ученый, финансовый сектор должен быть не целью интеграции, а ее средством.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно