Версия для печати 9706 Материалы по теме
Несмотря на небольшой срок издания, в адрес редакции журнала «Бюджет» поступает все больше запросов наших читателей с просьбой разъяснить ту или иную ситуацию, связанную с повседневной практикой работы бюджетных финансистов. В связи с этим редакция решила ввести новую рубрику «Вопрос — ответ», в которой ведущие специалисты Минфина, Минэкономразвития, бюджетных комитетов Госдумы и Совета Федерации будут отвечать на вопросы наших читателей.
 Александр БИРЮКОВ, начальник контрольно-инспекторского отдела Главного управления федерального казначейства

 
«Мы являемся получателями бюджетных средств в Самарской области. Прошу редакцию журнала «Бюджет» ответить на следующие вопросы:
— имеет ли право федеральное казначейство осуществлять последующий контроль?
— имеет ли право федеральное казначейство за недопуск к проверке останавливать операции по лицевому счету получателя бюджетных средств, открытому в казначействе?»
С уважением, Н.В. Масленцин (Самарская область)
 
Бюджетный кодекс Российской Федерации, устанавливая общие принципы бюджетного законодательства и правовые основы функционирования бюджетной системы, а также определяя основы бюджетного процесса, прямо отсылает к другим актам бюджетного законодательства и нормативно-правовым актам Российской Федерации.
Так, согласно ст. 157 Бюджетного кодекса, органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов в соответствии с полномочиями, определяемыми как Бюджетным кодексом, так и нормативными правовыми актами органов исполнительной власти относительно органов государственного или муниципального финансового контроля соответствующих органов исполнительной власти.
В ст. 266 Бюджетного кодекса поименованы органы финансового контроля, к числу которых отнесено федеральное казначейство. При этом определено, что формы и порядок осуществления финансового контроля устанавливаются Бюджетным кодексом, иными актами бюджетного законодательства и нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Постановлением правительства Российской Федерации от 27.08.1993 г. №864 (в редакции постановлений от 01.02.1995 г. №135 и от 28.01.1997 г. №109) утверждено Положение о федеральном казначействе РФ, в котором определено место органов федерального казначейства в системе органов государственной власти, задачи и функции, а также права и обязанности органов казначейства.
Поэтому при разрешении данного вопроса следует руководствоваться положениями ст. 157 и ст. 266 Бюджетного кодекса в их системной связи и применять в правовом единстве с актами органов исполнительной власти, к которым прежде всего отнесено правительство Российской Федерации, осуществляющее в силу ст. 110 Конституции Российской Федерации исполнительную власть Российской Федерации.
Исходя из буквального содержания ст. 267 Бюджетного кодекса, федеральное казначейство осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций и других участников бюджетного процесса по исполняемым бюджетам и бюджетам государственных внебюджетных фондов, взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти в процессе осуществления указанного контроля и координирует их работу.
Таким образом, в ст. 267 Бюджетного кодекса законодатель указал формы контроля, осуществляемого федеральным казначейством, по времени его проведения — по исполняемым бюджетам. Тогда как под последующим — по смыслу этого слова — понимается контроль, осуществляемый после исполнения бюджета или за ранее исполненными бюджетами.
Поскольку в ст. 267 Бюджетного кодекса речь идет о проверке по исполняемому бюджету (т.е. за текущий период), законодатель, по логике событий и вещей, и не закрепил в ней право федерального казначейства на осуществление последующего контроля, который имеет место за прошедший период, т.е. за тот период, который предшествовал исполняемому бюджету.
Отсюда следует, что норма ст. 267 Бюджетного кодекса не ограничивает правомочий органов федерального казначейства и не снимает с них функций по осуществлению последующего контроля. Наряду с этим является неправильным и мнение о наличии противоречия между Бюджетным кодексом и постановлением правительства Российской Федерации №864.
Согласно подпункту «б» пункта 12 Положения о федеральном казначействе, органам федерального казначейства предоставлено право проводить проверки денежных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетов, планов, смет и иных документов, связанных с зачислением, перечислением и использованием средств бюджета, а также получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках.
В силу подпункта «д» пункта 12 названного Положения органы федерального казначейства вправе приостановить операции по счетам предприятий, учреждений и организаций, использующих средства бюджета Российской Федерации, государственных (федеральных) внебюджетных фондов и внебюджетные (федеральные) средства, в случае непредставления (или отказа предъявить) органам казначейства и их должностным лицам бухгалтерских и финансовых документов, связанных с использованием указанных средств.

Журнал «Бюджет» №3 март 2003 г.

Поделиться