Версия для печати 5215 Материалы по теме
Окончание публикации книги В. Дзгоева и В. Тимошенко «Российскому Министерству финансов 200 лет». Начало — в журнале «Бюджет», ноябрь 2002.
 
НОВЫЙ ВЕК НОВЫЕ ИСПЫТАНИЯ

 
Экономическое и финансовое благополучие Российской империи было нарушено войной с Японией и революцией 1905–1907 годов. Прирост денежных поступлений почти прекратился. За эти несколько лет экономическая жизнь страны была серьезно расстроена, состояние финансов пришло в упадок. Расходы, вызванные русско–японской войной, превысили 2,5 миллиарда рублей, а в конце 1907 года дефицит кассовой наличности составил 158 миллионов. К 1909 году задолженность государства увеличилась на 2198 миллионов рублей, уменьшился золотой запас, а выпуск билетов резко увеличился. Начиная с 1905 года, началось массовое изъятие денег из сберегательных касс и перевод значительных сумм за границу.
Война привела к резкому увеличению денежной массы в обращении — более чем на 50 процентов. При этом рост количества кредитных билетов, то есть бумажных денег, произошел более чем в два раза. За эти годы превышение доходов над расходами составило лишь 141,7 миллиона рублей. Эмиссия бумажных денег достигла 629, 1 миллиона рублей.
Несмотря на серьезные внутренние и внешние проблемы, экономика России в период с 1907 по 1913 год быстро развивалась. В то же время, при 170–миллионном населении, денежного капитала государства в общей сумме около 19 миллиардов рублей было явно недостаточно для полного обслуживания экономических нужд России.
1 августа 1914 года началась Первая мировая война. И немедленно обнаружилось несовершенство российской денежной системы. Николай II подписал указ о прекращении размена кредитных билетов на золото и о расширении эмиссионного права Госбанка до 1,5 миллиарда рублей, вместо 300 миллионов рублей — цифры, утвержденной еще в 1897 году. Доходы бюджета в 1914 году сократились по сравнению с 1913 годом на 537 миллионов рублей. Военные расходы России с начала войны до конца 1917 года составили около 50 миллиардов рублей. До 1917 года было выпущено шесть внутренних займов для покрытия военных расходов на 8 миллиардов рублей.
 
ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ПОСЛЕ ОКТЯБРЯ 1917 ГОДА
 
После Октябрьской революции 1917 года большевики отвергли весь более чем столетний опыт работы Министерства финансов России. Новая финансовая политика сводилась к национализации банков, отмене коммерческой тайны, установлению рабочего контроля над производством, установлению прогрессивного подоходного налога, отмене косвенных налогов на предметы первой необходимости, установлению высоких налогов на предметы роскоши, отказу от уплаты государственных долгов, немедленному прекращению эмиссии бумажных денег.
Финансовая политика большевиков, которая, по их утверждению, осуществлялась «в интересах правильной организации народного хозяйства, в интересах искоренения банковской спекуляции и всемерного освобождения рабочих и крестьян и всего трудящегося населения от эксплуатации банковским капиталом», проводилась декретами Совета народных комиссаров. В 1917 году ЦИК принял декрет «О национализации банков». Частные акционерные банки и банкирские конторы были объединены с Государственным банком, который стал именоваться Народным банком Российской республики.
Большевики приняли декрет «О ревизии стальных ящиков в банках». Согласно этому документу, все деньги, хранившиеся в банковских сейфах, должны были вноситься на текущий счет клиента в Государственный народный банк. Ящики, принадлежащие «злонамеренно уклонившимся» (не явившимся в течение трех дней), подлежали конфискации и передавались в собственность народа. Золото в монете и слитках конфисковывалось и передавалось в общегосударственный золотой фонд.
29 декабря 1917 года был опубликован декрет Совнаркома за номером 185 о прекращении платежей по купонам и дивидендам по акциям и паям частных предприятий. Все сделки с ценными бумагами воспрещались. За нарушение декрета виновные подлежали суду и конфискации всего имущества.
В октябре 1917 года был создан Наркомат финансов республики. Стали создаваться и местные финансовые органы. По всей стране Наркомфин и местные финотделы под руководством партии большевиков, согласно указаниям власти, «решали сложные и ответственные задачи по овладению ключевыми позициями в области финансов» с «осуществлением революционного захвата важнейших старых буржуазно–помещичьих учреждений, и прежде всего — Государственного банка».
По указанию советского правительства и лично Владимира Ленина Наркомфин в лице наркома В. Р. Менжинского и комиссаров, назначенных в Госбанк, приняли меры к преодолению «отчаянного саботажа» чиновников Госбанка, «подчинению его деятельности задачам советской власти».
Старые чиновники Министерства финансов, служащие банков и казначейств увольнялись с выплатой им единовременного месячного оклада. Последние упоминания о казначействах относятся к осени 1918 года. В 1921 году был принят целый пакет декретов по финансовому делу. Они были опубликованы в газете «Известия» за подписями Ленина и Бонч–Бруевича. Губернским Советам предоставлялось право устанавливать для лиц, принадлежащих к буржуазному классу, единовременные «чрезвычайные революционные налоги».
Были расформированы казначейства, их функции теперь выполняли новые финансовые органы. СНК в октябре 1918 года принял постановление о слиянии Казначейства с учреждениями Народного банка. В результате слияния Народный банк РСФСР сосредоточил в своих руках не только кредитное дело, но и финансирование всего народного хозяйства страны и всего государственного аппарата, всю сметно–бюджетную работу, руководство денежным обращением.
В январе 1918 года по постановлению ВЦИК были аннулированы государственные займы, заключенные царским правительством. Общая сумма долговых обязательств России равнялась 60 миллиардам рублей, из них 16 миллиардов составлял внешний долг. 2 декабря 1918 года было принято постановление о ликвидации иностранных банков в России, что означало окончательный разрыв всех связей с иностранным капиталом, лишение иностранцев возможности использовать свои вклады в банках России.
Вместе с тем, в первые послереволюционные годы Народный комиссариат финансов РСФСР, наследуя прежние традиции, одновременно формировал новые подходы к управлению финансовой деятельностью. Это проявилось уже в принятом в мае 1918 года постановлении Совнаркома РСФСР, вводившем единство кассы и обязывавшем все предприятия, учреждения и должностных лиц вносить все денежные средства в кассы Народного банка или Государственного казначейства.
В период с 1918 по 1922 год был принят ряд законодательных актов о государственном (федеральном) и местных бюджетах. Они определили самостоятельность последних, закрепили за ними некоторые виды доходов и установили систему процентных отчислений от государственных прямых налогов в распоряжение губернских исполкомов.
На местах развернули работу финансовые отделы исполкомов местных Советов. 31 октября 1918 года СНК утвердил положение об организации финансовых отделов губернских и уездных исполкомов, положив тем самым начало окончательному растворению старых финансовых органов на местах в общем советском аппарате. Казенные палаты, а также существовавшие тогда органы местных самоуправлений упразднялись.
Кассовые функции казначейств, согласно постановлению о слиянии Казначейства с учреждениями Народного банка, отошли к местным отделениям Народного банка. Заведование финансовым делом принадлежало отныне губернским финотделам.
В соответствии с новыми правилами, «все налоговые, сметные, кассовые и финансовые дела» возлагались на губернский Исполнительный комитет Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Штат финансового отдела при губисполкоме состоял из заведующего, его заместителя и коллегии финоргана. Губфинотдел состоял из подотделов: сметно–кассового, прямых налогов и пошлин, косвенных налогов, секретариата. Финотдел уездного Исполнительного комитета включал два подотдела — сметно–кассовый и налоговый. Губфинотделы работали под непосредственным руководством своих исполкомов, а в ведомственном плане были подчинены Наркомфину РСФСР.
В годы гражданской войны вынужденная «военно–коммунистическая» политика привела к полной натурализации хозяйственных отношений, однако денежное обращение было сохранено. Более того, переход к нэпу привел к быстрому преодолению натуральных отношений.
Важнейшим мероприятием периода нэпа стала реформа денежного обращения, завершенная в 1924 году. Большую роль в становлении советской денежной системы сыграл первый нарком финансов СССР Г. Я. Сокольников. Этот человек окончил Сорбонну и, по свидетельству современников, знал шесть языков. В середине 1920–х годов провел денежную реформу. Появился знаменитый «золотой червонец», с помощью которого были выведены из денежного обращения астрономические 886,5 квадриллиона старых рублей. В 1937 году Сокольников был репрессирован и расстрелян. В июле 1988 года Верховный суд СССР реабилитировал и полностью оправдал Сокольникова.
В октябре 1921 года, взамен упраздненного Народного банка РСФСР, был учрежден Государственный банк РСФСР — основное учреждение по осуществлению кредитной политики советского государства. В 1922 году Госбанк получил право выпуска собственных банкнот (основная единица — червонец), обеспеченных золотым запасом.
В системе Наркомата финансов к 1925 году наступил «полный перелом». Финансовое ведомство становилось тем фокусом, в котором отражалась вся хозяйственная жизнь страны.
В составе Наркомата образовались следующие управления:
— Административное управление, которое ведало организацией местных финансовых органов и выполняло функции его общей части;
— Бюджетное управление — занималось бюджетно–сметным делом, осуществляло руководство учреждениями в области счетоводства и отчетности, при нем состояла и Центральная приходно–расходная касса (бывшие Департамент государственного казначейства и Главное казначейство);
— Валютное управление, осуществлявшее выпуск и обращение всякого рода денежных и расчетных знаков, чеканку монеты, производство всех связанных с международными расчетами операций в русской и иностранной валюте. Входящий в состав управления отдел государственного металлического фонда (Металлофонд) осуществлял учет и хранение государственных запасов золота, серебра, иностранной валюты. С 1922 года в состав управления вошли Гознак и Гохран;
— Управление налогами и государственными доходами — ведало всеми прямыми и косвенными налогами и вело учет всех поступлений денежных государственных доходов;
— Финансово–экономическое бюро — на правах управления занималось научно–исследовательской работой;
— Госбанк РСФСР, занимающий особое положение в составе Наркомфина. Это была самостоятельная хозрасчетная организация, подчиненная непосредственно наркому финансов;
— Госстрах РСФСР — Главное управление государственного страхования.
Налоговая политика советской власти в годы гражданской войны проводилась в виде «чрезвычайных обложений». Как писал министр финансов СССР А. Г.Зверев в своих мемуарах «Записки министра», «чрезвычайные обложения стали орудием экономической и политической борьбы с буржуазией и способствовали мобилизации материальных ресурсов для нужд военного коммунизма». Основную роль в пополнении государственной казны играли «не планомерные денежные налоги, а методы экспроприации». Значение налогов сводилось к минимуму. В 1918 году их удельный вес в государственных доходах составил 76 процентов, в 1919 году — 18, а в 1920 году лишь 0,3 процента. Практически налоги не взимались.
Отказ от политики военного коммунизма, переход к мирному строительству и введение нэпа стали объективными причинами возрождения товарно–денежных отношений.
В резолюции ХI съезда РКП(б) «О финансовой политике» говорилось: «Налоговая политика должна иметь задачей регулирование процессов накопления путем прямого обложения имущества и доходов». К концу 1921 года денежное обращение увеличилось (за счет эмиссии невиданного количества ассигнаций) в 127 раз, а стоимость рубля упала в 5600 раз. С января 1922 года количество денег, находящихся в обращении, возросло в 50 раз, а цены на товары — в 35 раз.
В октябре 1922 года началась денежная реформа. Специальным постановлением было объявлено, что царские деньги и деньги Временного правительства утрачивают силу. Вводилась новая денежная единица — червонец, который равнялся десяти прежним золотым рублям.
Казначейские и банковские билеты достоинством 1, 2, 3, 5, 10, 25 и 50 червонцев обеспечивались на одну четверть драгоценными металлами и устойчивой иностранной валютой, а на три четверти — товарами, векселями и обязательствами. При изготовлении червонцев использовалось девять частей чистого золота на одну часть примеси.
Денежная реформа завершилась в 1924 году. СССР перешел к твердой валюте. В этом же году московский бюджет стал бездефицитным.
На рубеже 1920–1930 годов в России сформировалась тоталитарная система власти. В сложившейся административной системе государственные и хозяйственные органы действовали под жестким контролем партийных органов. Только в таких условиях и такими темпами в СССР была успешно реализована политика коллективизации и индустриализации страны. В промышленности административный способ распределения ресурсов подменил собой планирование. Это стало результатом противоречий между плановыми показателями и реальной возможностью их выполнения.
Реконструкция экономики в направлении централизации и планирования привела к существенным преобразованиям в финансовой и кредитной политике. В январе 1930 года был принят ряд постановлений ЦИК и СНК, среди которых наиболее важным стало постановление «О кредитной реформе». В предшествующие годы существовал порядок расчетов поставщика с покупателем, при котором средства снимались со счета покупателя независимо от его согласия и факта получения товара. Госбанк превратился в единственного распределителя краткосрочных кредитов. Кредиты стали выдаваться по целевому назначению.
В сентябре 1930 года ЦИК и СНК приняли постановление о налоговой реформе «в связи с реорганизацией управления промышленностью и усилением планового начала в экономике». В действие были введены положения о налоге с оборота, налоге на прибыль, подоходном налоге, промысловом налоге. Налогами облагалось полеводство, луговодство, пчеловодство, садоводство, огородничество, виноградарство, табаководство. Налогами облагался домашний крупный и мелкий скот. Налоги начислялись не в натуральной, а в денежной форме.
Государство производило государственные займы на развитие народного хозяйства. Займы, «подписки» распространялись среди трудящихся города и деревни. Всего граждане СССР предоставили в предвоенные годы государству ссуду в объеме 50 миллиардов рублей. Наряду с займами активно выпускались облигации, которые продавались за наличный расчет. Число держателей займов в 1927 году — шесть миллионов, в 1933–м — сорок миллионов, в 1940 году — шестьдесят миллионов человек.
К 1940 году произошли изменения в бюджетном устройстве, обусловленные принятием в 1936 году новой Конституции СССР. Финансовая система страны в эти годы мобилизовала в бюджет страны 954, 4 миллиарда рублей.
В этом же году в промышленное строительство было вложено 40 миллионов рублей. Только за первую половину 1938 года в эксплуатацию было сдано свыше 600 новостроек. В 1939 году с конвейера сошел миллионный советский автомобиль.
В октябре 1937 года постановлением ВЦИК и СНК СССР в составе Наркомата финансов СССР было образовано Контрольно–ревизионное управление (КРУ), осуществлявшее контроль в области бюджетной и финансово–счетной работы.
В предвоенные годы проходила мобилизация доходов государственного бюджета. В 1938 году по смете Наркомата обороны ассигнования достигли 2,7 миллиарда рублей (21,3 процента всех расходов, а 1939 году — 4,1 миллиарда рублей (26,3 процента расходной части бюджета), в 1940 году — 5,7 миллиарда рублей (32,2 процента). В 1941 году военные расходы составили 8,9 миллиарда рублей
В предвоенные годы проходила мобилизация доходов государственного бюджета. В 1938 году по смете Наркомата обороны ассигнования достигли 2,7 миллиарда рублей (21,3 процента всех расходов, а 1939 году — 4,1 миллиарда рублей (26,3 процента расходной части бюджета), в 1940 году — 5,7 миллиарда рублей (32,2 процента). В 1941 году военные расходы составили 8,9 миллиарда рублей.

Журнал «Бюджет» №2 февраль 2003 г.

Поделиться