Версия для печати 4714 Материалы по теме
Как достигается энергоэффективность

Козупица
Евстропов
Порядок определения объемов снижения потребляемых учреждением ресурсов, принятый Минэкономразвития России, не учитывает ряд объективных факторов, влияющих на потребление энергоресурсов. В конечном счете это приводит к невозможности выполнения требований законодательства.
Василий Николаевич КОЗУПИЦА, первый заместитель главы администрации г. Орска
Михаил Владимирович ЕВСТРОПОВ, начальник отдела развития муниципальной экономики управления экономики администрации г. Орска

Энергоэффективность непосредственно влияет на объем бюджетных расходов, и после принятия Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» администрация г. Орска стала проводить активную работу в данном направлении среди главных распорядителей бюджетных средств. Руководители муниципальных учреждений, безусловно, были заинтересованы в экономии энергоресурсов и подключились к реализации данного закона. Был организован контроль за рациональным использованием энергоресурсов в процессе деятельности учреждений, заключены договоры на проведение энергосберегающих мероприятий и поставку энергоэффективного оборудования.

По итогам 2011 года администрацией города была проведена оценка выполнения муниципальными учреждениями требований ч. 1 ст. 24 Закона № 261-ФЗ1 на основе Порядка определения объемов снижения потребляемых государственным (муниципальным) учреждением ресурсов в сопоставимых условиях, утвержденного приказом Мин­экономразвития России от 24 октября 2011 г. № 591 (далее — Порядок). В целях автоматизации данного процесса и минимизации возможности ошибок администрацией города были разработаны и размещены на сайте финансового управления электронные формы отчетности, позволяющие муниципальным учреждениям автоматически в режиме онлайн рассчитать достигнутое процентное снижение потребления каждого энергоресурса и сохранить эти сведения на сайте. Полученные результаты расчетов были проанализированы управлением экономики администрации города. Данный анализ показал, что во многих случаях требуемый Законом № 261-ФЗ размер экономии энергоресурсов, определяемый согласно Порядку, не достигался в силу действия ряда объективных причин, хотя мероприятия по энергосбережению и повышению энергоэффективности руководителями учреждений внед­рялись.

Своим путем

В связи с этим в целях принятия обоснованных управленческих решений администрацией Орска было принято решение разработать ведомственные методики расчета объемов потребления энергетических ресурсов в сопоставимых условиях для каждого ГРБС, имеющего подведомственные муниципальные учреждения, с учетом специфики их деятельности. Для этого в каждом отраслевом органе администрации города, имеющем подведомственные муниципальные учреждения, были созданы ведомственные рабочие группы, перед которыми были поставлены задачи:

  • выявить и оценить воздействие объективных факторов, влияющих на изменение расхода энергоресурсов подведомственными учреждениями;
  • выработать предложения по способам учета и оценки выявленных объективных факторов в ведомственной методике;
  • разработать ведомственную методику расчета объемов потребления энергетических ресурсов в сопоставимых условиях.

Порядок в качестве факторов, влияющих на сопоставимость условий, учитывает только изменение площади объектов учреждения, изменение средней температуры наружного воздуха в отопительный период и изменение продолжительности отопительного периода. Однако в ходе практического применения Порядка муниципальными учреждениями выяснилось, что он не учитывает ряд объективных факторов, влияющих на изменение объемов потребления энергетических ресурсов муниципальными учреждениями. Между тем сопоставимость условий по логике должна подразумевать в первую очередь сопоставимость исходных условий деятельности учреждения (технических, природных, климатических и т. д.), единство методики исчисления показателей и их состава, единство промежутков или моментов времени, за которые были исчислены сравниваемые показатели. На наш взгляд, условия сопоставимости в Порядке не учтены в достаточной степени. Стоит также отметить, что в п. 6 Порядка присутствует ошибка в формуле:

формула
 

где вместо Vбаз. потребл указано Vбаз. объем, что приводит к существенному искажению конечного результата.

Факторы влияния

На изменение объемов потребления энергоресурсов в муниципальных учреждениях влияют также объективные факторы, связанные как с количественным выполнением объемов оказания муниципальных услуг, так и с качеством их выполнения. При этом их наличие не зависит от волеизъявления руководителя учреждения, а является необходимостью, вызванной либо требованиями нормативно-правового акта, либо должностными обязанностями, либо социальными потребностями общества.

Режим работы

На объеме потребления электроэнергии сказывается, в частности, изменение режима работы муниципального учреждения. Например, переход с пятидневной на шестидневную рабочую неделю, переход с восьмичасового на 10- или 12-часовой рабочий день. Очевидно, что увеличение рабочего времени вызовет и увеличение потребления электроэнергии на освещение и, возможно, на непосредственное оказание услуг в процессе осуществления основной деятельности. Дополнительно увеличить расход электроэнергии и воды может и увеличение численности сотрудников учреждения. В конечном итоге оба этих фактора скажутся на увеличении годового фонда рабочего времени всех сотрудников учреждения.

Оборудование

Существенное влияние на изменение объемов потребления электроэнергии оказывает изменение состава, мощности и количества электропотребляющего оборудования. Объективная необходимость учета данного фактора связана с тем, что зачастую новое электрооборудование приобретается и вводится в эксплуатацию муниципальными учреждениями в целях выполнения требований каких-либо нормативно-правовых актов как федерального, так и регионального уровня. Так, например, в г. Орске:

муниципальные образовательные учреждения приобретали электрооборудование в целях выполнения требований приказа Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» и СанПиН 2.4.1.2660–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»«;

муниципальные учреждения социальной защиты населения приобретали электрооборудование в целях выполнения требований Федерального закона от 30 февраля 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ГОСТ Р 52888–2007 «Социальное обслуживание населения. Социальные услуги детям», ГОСТ Р 52142–2003 «Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг», ГОСТ Р 53058–2008 «Социальное обслуживание населения. Социальные услуги гражданам пожилого возраста», приказа министерства социального развития Оренбургской области от 21 января 2011 г. № 13 «Об утверждении государственных (основополагающих) стандартов социального обслуживания населения Оренбургской области»;

муниципальные учреждения здравоохранения приобретали электрооборудование в целях выполнения требований ряда приказов Министерства здравоохранения РФ, приказа министерства здравоохранения Оренбургской области от 21 декабря 2006 г. № 1167 «Об утверждении табеля оснащения медицинским оборудованием», СанПиН 2.1.3.2630–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», СанПиН 2.2.4.548–96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений».

Очевидно, в целях улучшения качества оказания муниципальных услуг происходит автоматизация многих процессов, что связано прежде всего с дополнительным вводом электрооборудования. Его использование, несомненно, приводит к увеличению объемов потребления электроэнергии. На наш взгляд, невозможно требовать от учреждения улучшения качества оказания услуг на основе применения технологий, использующих электроэнергию, и при этом одновременно требовать снижения объема потребляемой им электроэнергии.

Ремонт

Следующим объективным фактором, влияющим на изменение объемов потребления электроэнергии и воды муниципальными учреждениями, является проведение ремонтных работ. Воздействие данного фактора может проявиться с двух сторон:

  • если ремонтные работы проводились в году, по которому определялся базовый объем потребления, то это могло повлечь за собой неиспользование некоторых площадей объектов муниципального учреждения для осуществления его основной деятельности и, как следствие, отключение электрооборудования, закрепленного за учреждением и находящегося на этих площадях. Также это могло повлиять на уменьшение количества потребителей услуг (объемов оказания услуг) вследствие уменьшения площади учреждения, используемой для оказания услуг. Таким образом, может сложиться ситуация, при которой объем потребления энергоресурса в году, по которому определялся базовый объем, в случае проведения ремонтных работ был меньше объема потребления того же энергоресурса при обычных условиях деятельности учреждения;
  • если ремонтные работы проводились в отчетном году, то это могло повлечь увеличение объема потребления энергоресурсов за счет повышенного расхода воды (например, на приготовление строительных растворов, более частое проведение влажной уборки) или повышенного расхода электроэнергии, вызванного применением электрооборудования подрядчика (например, для сварочных работ).

Рост числа потребителей

В ряде случаев рост расхода электроэнергии и воды в учреждениях был вызван увеличением численности потребителей услуг при сохранении неизменной площади объектов учреждения. Очевидно, что вода может использоваться на питьевые и гигиенические нужды людей, поэтому между численностью потребителей и объемом потребления воды существует прямая связь. Увеличение расхода электроэнергии в данном случае обусловлено увеличением интенсивности использования электрооборудования, непосредственно применяемого для оказания услуги потребителям.

Изменение назначения используемых площадей

На изменении объемов потребления электро­энергии и воды сказывается также изменение назначения используемых площадей муниципального учреждения. В частности, в одной из детско-юношеских спортивных школ в базовом периоде бассейн был закрыт и не использовался по целевому назначению. Хотя площадь здания, в котором располагается бассейн, числилась за учреждением. Однако в отчетном году он использовался по назначению, что привело к увеличению расхода как электроэнергии, так и воды.

Выводы и предложения

Устранение влияния вышеперечисленных факторов способствует, по нашему мнению, более точному и объективному приведению объемов потребления электроэнергии и воды в отчетном периоде в сопоставимых условиях. Для объективной оценки изменения потребления энергоресурсов Порядок непригоден. Для устранения влияния выбранных объективных факторов необходимо из объема потребления энергоресурса за отчетный год вычитать изменение потребления соответствующего энергоресурса, вызванное каждым фактором.

При оценке значений факторов, которые не преду­смотрены Порядком, в разработанных нами ведомственных методиках было предложено использовать следующие показатели:

  • количество единиц электропотребляющего оборудования, по которому изменение режима работы учреждения приводит к изменению потребления электроэнергии данным оборудованием, его мощность и время работы;
  • фактический годовой фонд рабочего времени учреждения;
  • количество единиц введенного в целях выполнения требований нормативно-правовых актов федерального и регионального уровней электропотребляющего оборудования за период начиная с 1 января года, следующего за годом, по которому определялся базовый объем потребления, по 31 декабря отчетного года, его мощность и время работы;
  • количество единиц выбывшего электропотребляющего оборудования за период начиная с 1 января года, следующего за годом, по которому определялся базовый объем потребления, по 31 декабря отчетного года, его мощность, среднее время работы до выбытия и количество дней отчетного года, в которых оно не использовалось;
  • удельное суточное потребление электроэнергии в расчете на 1 кв. м площади, подлежащей проведению на ней капитального (текущего) ремонта с использованием электропотребляющего оборудования;
  • площадь зданий, строений, сооружений учреждения, подлежащая проведению на ней в отчетном году капитального (текущего) ремонта;
  • количество календарных дней отчетного года, в которых проводился капитальный (текущий) ремонт на определенной площади учреждения;
  • численность человек, которым были предоставлены услуги в учреждении;
  • доля объема потребленной электроэнергии оборудованием, время функционирования которого зависит от численности потребителей услуг, оказываемых муниципальным учреждением, в общем объеме потребленной электроэнергии;
  • годовой фонд рабочего времени всех сотрудников учреждения;
  • среднесписочная численность сотрудников учреждения;
  • удельное суточное потребление энергоресурса (воды, электроэнергии) на определенной площади муниципального учреждения после изменения назначения помещения в расчете на 1 кв. м площади;
  • площадь муниципального учреждения, назначение которой изменилось после года, по которому определялся базовый объем потребления;
  • количество календарных дней отчетного года, прошедших после изменения назначения определенной площади муниципального учреждения.

Практическое применение разработанных ведомственных методик показало, что, например, по всем муниципальным учреждениям социальной защиты населения Орска, в которых согласно Порядку по итогам 2011 года не наблюдалось снижение объемов потребления электроэнергии и воды, при устранении влияния вышеперечисленных объективных факторов согласно ведомственной методике сложилась экономия. Поэтому нам представляется целесообразной доработка Министерством экономического развития РФ действующего Порядка с целью учета большего количества объективных факторов, влияющих на изменение потребления энергоресурсов муниципальными учреждениями.

Поделиться