Алексей Викторович АЛТЫНЦЕВ, заместитель директора Института реформирования общественных финансов, доцент кафедры государственного регулирования экономики РАНХиГС при Президенте РФ, к. э. н.
Вита Александровна ЯГОВКИНА, старший консультант Института реформирования общественных финансов, доцент кафедры государственного регулирования экономики РАНХиГС при Президенте РФ, к. ю. н.
Российская система государственных (муниципальных) закупок товаров, работ и услуг является высокоформализованной, что позволяет эффективно применять ее при приобретении стандартной продукции на конкурентных рынках, однако когда необходимо закупать уникальную продукцию, для которой нет (а иногда и не может быть по определению) конкурентов, то возникает множество практических проблем. К таким предметам закупок относятся работы и услуги, при выполнении (оказании) которых исполнители активно реализуют свой интеллектуальный творческий потенциал. Особенно это касается научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в различных отраслях, разработки программного обеспечения, аудиторских, правовых, экспертных и консалтинговых услуг, создания произведений литературы и искусства.
В действующем законодательстве предпринята попытка учесть специфику уникальных работ и услуг — например, при осуществлении закупок для ряда работ и услуг введена более высокая доля квалификационной и качественной составляющей в общей конкурсной оценке или продлены сроки рассмотрения и оценки для конкурсов на создание некоторых видов творческой продукции. Тем не менее это не решило одной из главных, на наш взгляд, проблем — значительного влияния ценовых характеристик на выбор исполнителя, тогда как качество перечисленных выше работ и услуг с интеллектуальной составляющей в значительной степени зависит только от квалификации и опыта поставщика.
В то же время в ряде случаев государственные и муниципальные заказчики сами увеличивают риски получения некачественной продукции. Так, например, регулярно происходит размещение заказа на закупки творческих и других интеллектуальных работ посредством проведения запроса котировок. При таком размещении заказа не может учитываться опыт потенциальных поставщиков, а значит, увеличивается риск получения результатов, не отвечающих ожиданиям заказчика. Здесь, конечно, встает вопрос качественного планирования закупочной деятельности, так как запросы котировок объявляются в том числе в условиях цейтнота, когда закупку необходимо провести в ограниченные сроки, в условиях нехватки времени на соблюдение конкурсных процедур. Кроме того, иногда закупки рассматриваемых работ и услуг объявляются среди субъектов малого предпринимательства. Это также значительно ограничивает заказчиков в выборе квалифицированных поставщиков, так как многие организации, работающие в данной сфере, имеют статус некоммерческих организаций.
Следует также учитывать, что работа по закупкам ряда сложных интеллектуальных творческих работ и услуг регулируется не только Федеральным законом №
Мониторинг сведений о государственных и муниципальных закупках позволяет сделать вывод, что государственные и муниципальные заказчики закупают услуги, связанные с театральной или концертной деятельностью, в основном для организации и проведения праздничных или культурных мероприятий. Причем заказчику иногда требуется не только организовать само мероприятие путем соединения в одном концерте уже готовых номеров исполнителей, но и написать литературный сценарий или сделать оригинальную постановку. В этом случае очевидно, что исполнитель по контракту будет осуществлять создание нового интеллектуального продукта.
Аудиторские услуги
Следует отметить, что далеко не все работы и услуги, связанные с интеллектуальной деятельностью, заканчиваются созданием объекта интеллектуальной собственности. Например, уже упомянутая аудиторская деятельность (аудиторские услуги) в соответствии со статьей 1 Закона №
постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;
налоговое консультирование, постановку, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;
анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;
управленческое консультирование, в том числе связанное с реорганизацией организаций или их приватизацией;
юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и местного самоуправления;
автоматизацию бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;
оценочную деятельность;
разработку и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;
проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;
обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью.
Государство может, а иногда обязано проводить аудит подведомственных ему юридических лиц, при этом оно может воспользоваться иными услугами, оказываемыми аудитором, например консультационными. Закупка таких услуг будет осуществляться в соответствии с процедурами Федерального закона №
Юридические и консультационные услуги
Все изложенное применительно к особенностям аудиторских услуг можно сказать и об оказании правовых (юридических) услуг или консультационных услуг в различных областях (иногда они классифицируются как услуги экспертов). В информационном письме Президиума ВАС РФ от 29 сентября 1999 г. № 48 «О некоторых вопросах судебной практики, возникающих при рассмотрении споров, связанных с договорами на оказание правовых услуг» подчеркивается, что при рассмотрении споров необходимо исходить из того, что договор об оказании услуг может считаться заключенным, если в нем перечислены определенные действия, которые обязан совершить исполнитель, либо указана определенная деятельность, которую он обязан осуществить. В том случае, когда предмет договора обозначен указанием на конкретную деятельность, круг возможных действий исполнителя может быть определен на основании предшествующих заключению договора переговоров и переписки, практики, установившейся во взаимных отношениях сторон, последующего поведения сторон и т. п. Поскольку стороны в силу статьи 421 Гражданского кодекса вправе определять условия договора по своему усмотрению, обязанности исполнителя могут включать в себя не только совершение определенных действий (деятельности), но и представление заказчику результата действий исполнителя (письменные консультации и разъяснения, проекты договоров, заявлений, жалоб и т. д.).
Под консультационными услугами в литературе понимают такие отношения, в которых основной обязанностью исполнителя является разъяснение существующих норм применительно к заданному объекту, выработка рекомендаций в соответствии с запросом заказчика и иными условиями, предусмотренными договором. Первоначальной здесь является информация, на которую ссылается консультант (исполнитель услуги), и на основании имеющихся у него данных делаются различные заключения с использованием логических выводов. Результатом же консультации выступает переработанная информация, получаемая заказчиком1. Также примеры консультационных услуг можно извлечь из постановления Госстандарта России от 6 ноября 2001 г. №
Таким образом, консалтинг или экспертные услуги в силу своей специфики далеко не всегда создают новый результат интеллектуальной деятельности (хотя это и возможно), поскольку, как уже было сказано ранее, в этом случае интерес для заказчика представляет не столько результат деятельности (например, текст документа), сколько вся деятельность консультантов и экспертов. Создание новых объектов права интеллектуальной собственности происходит в основном в результате выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, договоры на выполнение которых выделены в Гражданском кодексе в качестве самостоятельного вида договоров (глава 38), что подчеркивает специфический характер таких работ.
Особенности закупок в сфере информтехнологий
Принятый в последние годы в стране курс на модернизацию способствует увеличению доли закупок товаров, работ и услуг в сфере информационных технологий (средств автоматизации, программных продуктов, баз данных), которые в соответствии с действующим законодательством имеют ряд особенностей. Так, например, в ряде случаев в Федеральном законе №
Подобная оговорка есть и в части 2 статьи 31.1: «В соответствии с настоящей главой путем проведения открытого конкурса осуществляется размещение заказа на создание и (или) исполнение следующих произведений литературы и искусства:
1) литературные произведения, за исключением программ для ЭВМ;
...
11) составные произведения (за исключением баз данных), представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда».
В пункте 1 части 2 статьи 11 сказано, что при проведении торгов заказчику, уполномоченному органу разрешается установить требование об обладании участниками размещения заказа исключительными правами на объекты интеллектуальной собственности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на объекты интеллектуальной собственности. Исключение — случаи размещения заказа на создание произведения литературы или искусства (за исключением программ для ЭВМ, баз данных). В данном случае двойное отрицание указывает на то, что на программы для ЭВМ и базы данных можно распространить положение об исключительных правах на объекты интеллектуальной собственности.
При проведении конкурса используются критерии оценки заявок, которые содержатся в статье 28 Закона №
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 27 февраля 2008 г. №