Вадим Викторович ВОЛКОВ, ведущий советник аппарата Комитета Госдумы по местному самоуправлению: «Наделение органов местной администрации статусом юридических лиц зачастую вызывает неверные трактовки их правового положения, а также разнообразные юридические споры и конфликты».
В статье показано, что в настоящее время необходимость в предоставлении этим органам прав юридического лица для обеспечения их деятельности отсутствует. Сомнительной представляется и сама возможность такого наделения, предусмотренная Федеральным законом №
Согласно нормам Федерального закона №
Статус юридического лица позволяет органам местного самоуправления иметь в своем ведении обособленное муниципальное имущество, которое закрепляется за ними на праве оперативного управления и служит для обеспечения собственной деятельности. В то же время, приобретая данный статус, органы местного самоуправления становятся самостоятельными субъектами отношений, регулируемых гражданским законодательством, однако участвуют в них как казенные учреждения, а не как органы публичной власти и их структурные подразделения. Таким образом, гражданско-правовой статус имеет для органов местного самоуправления производное и вспомогательное значение.
Нормы Федерального закона №
На что влияет статус юрлица
В ряде муниципальных образований сформировалось ошибочное мнение о том, что наделение органов местной администрации статусом юридического лица расширяет их публичный статус, ограничивает административную подчиненность этих органов в структуре местной администрации, а также позволяет осуществлять различные публично-властные полномочия самой местной администрации. Вместе с тем из норм части 1 статьи 2 и части 1 статьи 34 Закона №
Нормами Закона №
Органы местной администрации не могут иметь статус органов местного самоуправления, поскольку они являются лишь структурными подразделениями местной администрации, должны подчиняться главе местной администрации и не могут обладать собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. В случае наделения этих органов статусом юридического лица они не приобретают организационной и функциональной независимости в структуре местной администрации. В противном случае возникает вполне закономерный вопрос: следует ли считать местную администрацию единым органом или совокупностью органов?
Нормы части 2 статьи 130 Конституции РФ предусматривают, что местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. При этом органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (ч. 1 ст. 132 Конституции РФ). В соответствии со статьей 17 Закона №
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса под казенным учреждением понимается государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. В законодательстве не раскрывается содержание понятия «муниципальная функция». В то же время следует отметить, что муниципальное казенное учреждение осуществляет лишь исполнение муниципальных функций в целях обеспечения реализации полномочий органов местного самоуправления, поэтому понятия «муниципальная функция» и «полномочия органов местного самоуправления» не являются идентичными. При этом казенное учреждение не наделяется правом на осуществление самих полномочий органов местного самоуправления.
Таким образом, приведенные нормы Конституции и Федерального закона №
Кроме того, следует различать публично-правовой и гражданско-правовой статус органов местного самоуправления и органов местной администрации, наделенных правами юридического лица. Наличие или отсутствие гражданского правового статуса не влияет на структуру органов местного самоуправления в муниципальном образовании и структуру местной администрации, на объем и порядок реализации органами местного самоуправления публичных полномочий и возможность участия их в гражданских правоотношениях от имени и в интересах муниципальных образований, а также на подчиненность и подотчетность органов местного самоуправления и их структурных подразделений.
Предпринимательская деятельность
Существует неверная правовая позиция, согласно которой статус казенного учреждения позволяет органам местной администрации осуществлять предпринимательскую деятельность, выполнять от своего имени различного рода муниципальные работы и предоставлять муниципальные услуги (то есть приобретать статус хозяйствующего субъекта). В связи с этим следует отметить, что согласно правовой позиции Конституционного суда «по смыслу Конституции Российской Федерации (ст. 34, ч. 1) один и тот же субъект не может совмещать властную деятельность в сфере государственного и муниципального управления и предпринимательскую деятельность, направленную на систематическое получение прибыли, участие муниципальных образований в гражданском обороте, как и состав объектов муниципальной собственности может быть связан только с осуществлением властных функций и решением задач, возложенных на местное самоуправление».
Нормами части 3 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. №
Некоммерческие организации, к которым относятся муниципальные учреждения, могут осуществлять предпринимательскую деятельность, но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы. Вместе с тем согласно нормам части 2 статьи 41 Закона №
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона №
Нормы части 1 статьи 8 Закона №
Согласно части 3 статьи 161 Бюджетного кодекса казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации. Необходимо также учитывать, что согласно части 3 статьи 120 Гражданского кодекса особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами.
В связи с этим по общему правилу казенное учреждение, созданное от имени муниципального образования местной администрацией, в соответствии с его учредительным документом может осуществлять приносящую доходы деятельность, в том числе оказывать платные муниципальные услуги и работы. При этом такая деятельность этих учреждений должна служить достижению целей, ради которых они созданы, и соответствовать этим целям. В данном случае на основании норм Федерального закона «О защите конкуренции» казенное учреждение может быть признано хозяйствующим субъектом. В то же время правовой статус данных учреждений отличается от статуса органов местной администрации, наделенных правами юридического лица, поскольку последние входят в структуру местной администрации, подчиняются ее главе и могут выполнять только отдельные управленческие функции в целях реализации ее собственных полномочий.
Итак, органы местного самоуправления (как имеющие, так и не имеющие статус муниципального учреждения) по общему правилу не вправе осуществлять приносящую доход деятельность, в том числе оказывать платные услуги, поскольку они как органы публичной власти создаются исключительно для осуществления публичных функций. Указанная деятельность не согласуется с публичными функциями органов власти. Предоставление таких услуг органами местного самоуправления возможно только в исключительных случаях, непосредственно установленных федеральным законодательством.
Что касается органов местной администрации (как имеющих, так и не имеющих статус муниципального учреждения), то они, являясь лишь структурными подразделениями местной администрации, могут действовать только в пределах ее полномочий, выполнять отдельные управленческие функции лишь в целях реализации таких полномочий. Поэтому они тем более не могут осуществлять предпринимательскую деятельность и являться хозяйствующими субъектами.
Правовое положение муниципальных служащих
По мнению некоторых должностных лиц местного самоуправления, наделение органов местной администрации статусом юридического лица изменяет правовое положение муниципальных служащих и они приобретают какой-либо особый статус. В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 2 марта 2007 г. №
Согласно части 1 статьи 6 того же закона под должностью муниципальной службы понимается должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которая образуется в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность. В связи с изложенным должность муниципальной службы следует рассматривать как должность в местной администрации, являющейся органом местного самоуправления, а не как должность в казенном учреждении, статусом которого наделяются структурные подразделения (органы) местной администрации.
В соответствии с постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» штатное расписание применяется для оформления структуры, штатного состава и штатной численности организации в соответствии с ее уставом (положением). При этом штатное расписание должно содержать перечень структурных подразделений, наименование должностей, специальностей, профессий с указанием квалификации, сведения о количестве штатных единиц. Таким образом, муниципальные служащие, осуществляющие свою профессиональную деятельность в органах местной администрации, не могут рассматриваться отдельно в качестве работников органов местной администрации. Все они должны быть включены в штатное расписание соответствующей местной администрации.
Полномочия учредителя
В настоящее время в ряде муниципальных образований возникает вопрос о возможности возложения на органы местной администрации функций и полномочий учредителя в отношении всех или части муниципальных предприятий и муниципальных учреждений в соответствующем муниципальном образовании. Нормы части 3 статьи 9.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. №
Казенному учреждению запрещается выступать учредителем (участником) каких-либо юридических лиц (ч. 4 ст. 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях»). Данное требование применяется также в отношении органов местного самоуправления и органов местной администрации как казенных учреждений. В связи с этим органы местного самоуправления осуществляют функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений исключительно как органы публичной власти. Таким образом, органы местной администрации (и как структурные подразделения местной администрации, и как казенные учреждения) не могут быть наделены непосредственно функциями и полномочиями учредителя в отношении муниципальных предприятий и муниципальных учреждений, в том числе в части формирования и утверждения для них муниципальных заданий, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств местных бюджетов.
В заключение хотелось бы отметить, что согласно части 1 статьи 48 Гражданского кодекса юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. При этом имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, не включается в состав муниципальной казны (ч. 3 ст. 215 ГК РФ).
Получается, что помимо местной администрации обособленным имуществом на праве оперативного управления также должны обладать органы местной администрации как юридические лица. В этой связи возникает вопрос о правомерности закрепления за органами местной администрации как за казенными учреждениями обособленного муниципального имущества на праве оперативного управления, о статусе этого имущества, а также объеме компетенции местной администрации и ее органов по владению, пользованию и распоряжению таким имуществом. В соответствии со статьей 296 Гражданского кодекса муниципальное имущество закрепляется за муниципальными учреждениями на праве оперативного управления и его передача на этом же праве (полностью или частично) другим муниципальным учреждениям не допускается. Так, Высший арбитражный суд РФ в Определении от 3 декабря
2007 г. № 15370/07 согласился с выводами нижестоящих судов о том, что передача в оперативное управление имущества, уже ранее переданного в оперативное управление другому лицу и не изъятого у этого лица, не соответствует положениям статей 296, 299 Гражданского кодекса.
Кроме того, органы местной администрации могут действовать только в пределах компетенции местной администрации, поэтому у них не может возникнуть потребность в наличии муниципального имущества для обеспечения собственных материально-технических нужд в целях реализации публично-властных полномочий, а также организационной и функциональной самостоятельности и независимости. Таким образом, в настоящее время отсутствует юридическая необходимость наделения органов местной администрации правами юридического лица для обеспечения их деятельности. При этом предусмотренная Федеральным законом №