25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 17180 Материалы по теме
Проблемы занятости населения в Москве

Проблема занятости населения обсуждалась на встрече министров финансов и министров труда и занятости стран «Большой двадцатки», проходившей в рамках саммита G20. Участники встречи пришли к общему мнению, что вопросы безработицы следует решать не на каком-то определенном сложном временном участке — нужно создавать постоянные эффективные рабочие места. О том, как решается эта проблема в столице, «Бюджету» рассказал и. о. руководителя Департамента труда и занятости населения города Москвы Александр Алексеевич КИРИЛЛИН.

— В прошлом году в Москве было зарегистрировано снижение уровня безработицы. Чем это обусловлено? Какие мероприятия, проводимые вашим департаментом, повлияли на результат? Каково финансирование этих мероприятий?

—Уровень безработицы является основным показателем, характеризующим состояние рынка труда и занятости населения. Среднегодовой уровень зарегистрированной в Москве безработицы в 2012 году равнялся 0,5 процента. Уровень безработицы, определяемый по методологии Международной организации труда, был несколько выше — 0,8 процента. По сравнению с 2011 годом уровень зарегистрированной безработицы упал на 0,2 процента (на 11,2 тысячи человек), общей — на 0,6 процента. Позитивная динамика на рынке труда в первую очередь обусловлена посткризисным восстановлением экономического роста в Москве, основные проявления которого отмечались еще в 2010 году. Сейчас в столице зарегистрировано примерно 1,3 миллиона коммерческих и некоммерческих организаций (четверть всех организаций России). За 2012 год их число увеличилось на 37,8 тысячи. Усиление предпринимательской активности повлекло за собой создание новых рабочих мест и увеличение занятости населения.

Снижение уровня безработицы напрямую связано и с активной социальной политикой правительства Москвы, которая реализуется посредством принятых пятилетних государственных программ. Основным правительственным документом, регулирующим ситуацию на столичном рынке труда и в сфере занятости, является подпрограмма «Развитие рынка труда и содействие занятости населения города Москвы на 2012–2016 гг.», утвержденная в составе государственной программы Москвы «Стимулирование экономической активности на 2012–2016 гг.». Срок ее действия будет продлен до 2018 года. На реализацию мероприятий подпрограммы в 2012 году было направлено 6 миллиардов рублей, в том числе из бюджета Москвы — 3,6 миллиарда, федерального бюджета — 1,3 миллиарда, средств работодателей — 1,1 миллиарда рублей. Всего же на реализацию подпрограммы с 2012 по 2018 год планируется выделить 49,7 миллиарда рублей: 31,5 миллиарда — из бюджета Москвы, 10,1 миллиарда рублей — из федерального бюджета, 8,1 миллиарда рублей направят на программные мероприятия столичные работодатели.

К числу основных программных мероприятий относятся:

• профессиональная ориентация населения, социальная адаптация и психологическая поддержка безработных граждан;

• профессиональная подготовка и переподготовка безработных граждан за счет бюджетных средств и работников организаций по заявкам и за счет средств работодателей;

• создание, сохранение и модернизация рабочих мест для инвалидов и молодежи, обеспечение занятости инвалидов и молодежи на квотируемых рабочих местах;

• содействие безработным гражданам в открытии собственного бизнеса (программа самозанятости);

• организация общественных работ и реализация программ временного трудоустройства для безработных и ищущих работу граждан;

• аккумулирование в банке данных городской службы занятости населения оптимального количества вакантных рабочих мест, предоставляемых работодателями для трудоустройства граждан;

• проведение общегородских, окружных, отраслевых и специализированных ярмарок вакансий;

• проведение конкурса «Лучший работодатель города Москвы» в рамках системы социального партнерства.

— Расскажите, пожалуйста, подробнее о мерах по переобучению безработных граждан. Насколько это востребовано населением?

—В этом направлении департамент ведет очень большую работу. Осуществляется она с учетом заявленной работодателями потребности. Финансирование мероприятий по профессиональному обучению происходит в соответствии с государственной программой «Стимулирование экономической активности» в рамках средств, выделяемых из бюджета города Москвы.

В течение трех последних лет городской службой занятости направлено на профессиональное обучение более 34 тысяч безработных граждан. Из них 50 процентов имели высшее профессиональное образование, 35 процентов — среднее профессиональное и начальное профессиональное образование, 15 процентов — среднее (полное) общее и основное общее образование.

— На ваш профессиональный взгляд, какие возрастные категории населения сейчас являются наиболее незащищенными на рынке труда?

—Самыми уязвимыми в плане возможностей трудоустройства являются граждане среди трудоспособного населения, которые получили профессиональные знания и квалификацию 15 и более лет назад. Как правило, этот багаж знаний уже не соответствует современным требованиям городской экономики, особенно развитию новых ее отраслей. Организуя профессиональное обучение безработных граждан, Департамент труда и занятости населения города Москвы выступает в качестве скорой помощи, обеспечивающей за короткое время приобретение потенциальными работниками новых профессиональных компетенций. Понятно, что это значительно повышает уровень мобильности и конкурентоспособности граждан. В 2013 году департамент планирует организовать обучение по более чем 100 востребованным на рынке труда Москвы профессиям, специальностям, в том числе по направлениям повышения квалификации рабочих кадров и специалистов с учетом инновационного развития экономики. Это компьютерная графика, веб-дизайн, автоматизация и проектирование машиностроительной продукции, администрирование и проектирование компьютерных сетей по технологии СISСO и другие.

— Служба занятости практикует переобучение женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком. Вы можете оценить эффективность этих мероприятий?

—Мероприятие по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, реализовывалось департаментом в рамках Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда города Москвы. Практика показала, что такого вида помощь востребована как работодателями, имеющими в штате женщин данной категории и в результате обучения получившими подготовленных специалистов, так и самими женщинами, которым новые знания и навыки, приобретенные, отмечу, на бесплатной основе, позволили стать в профессиональном плане более мобильными. В течение года в рамках данной программы прошли обучение 574 женщины. Наиболее востребованными видами профессионального обучения для этой категории женщин оказались повышение квалификации и профессиональная подготовка.

С 2013 года организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, осуществляется департаментом в рамках собственных полномочий за счет средств городского бюджета. В январе текущего года правительством Москвы принято постановление «Об утверждении Порядка направления органами службы занятости населения города Москвы женщин, в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации». Кроме того, в соответствии с этим постановлением обучение могут пройти и женщины, имеющие детей до трех лет, которые не имеют трудовых отношений с работодателем. Согласно утвержденным показателям в 2013 году в этой программе примут участие не менее 320 человек. В настоящее время департаментом прорабатывается вопрос об увеличении с 2014 года численности женщин, которые смогут пройти профессиональное обучение по направлениям органов службы занятости населения.

— Как после ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов изменилась ситуация с трудоустройством людей с ограниченными физическими возможностями? Что конкретно делается департаментом в этом направлении?

—Конвенция о правах инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 2006 году, ратифицирована Российской Федерацией и приобрела для России обязательный характер. Статья 4 Конвенции обязывает государства-участников обеспечивать полную реализацию всех прав человека и основных свобод в отношении инвалидов без их дискриминации. Кроме того, Конституцией РФ и Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено обеспечение людям с ограниченными возможностями равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод.

В настоящее время в Москве проживает 1,2 миллиона инвалидов, из которых не менее 125 тысяч могут трудиться. Для повышения конкурентоспособности инвалидов на рынке труда законодательством предусмотрено создание или выделение для них квотируемых рабочих мест. В Москве вопросы квотирования рабочих мест для инвалидов и молодежи установленных категорий регулируются Законом города Москвы «О квотировании рабочих мест», а также Положением о квотировании рабочих мест, которое устанавливает механизм реализации указанного закона. Департамент осуществляет функции государственного контроля за исполнением работодателями законодательства о квотировании рабочих мест для инвалидов и молодежи.

В 2012 году департамент провел 159 соответствующих проверок, из них 133 — документарных, 26 — выездных. Нарушения работодателями требований городского Закона «О квотировании рабочих мест» выявлены в ходе проведения 101 проверки. В адрес руководителей организаций департаментом вынесено 66 предписаний с требованием об устранении нарушений, составлены и направлено в административные комиссии префектур административных округов Москвы по месту нахождения организаций 74 протокола об административных правонарушениях. В текущем году планируется проверить более 150 организаций. По состоянию на 1 января 2013 года на учет по квотированию поставлено более 318,4 тысячи работодателей, из них почти 6,6 тысячи с численностью работников свыше 100 человек.

Департамент проводит работу по созданию рабочих мест и трудоустройству инвалидов в соответствии с постановлением правительства Москвы от 31 мая 2011 г. № 236-ПП «Об утверждении Порядка распределения и предоставления субсидий из бюджета города Москвы на реализацию мероприятий по созданию, сохранению (модернизации) рабочих мест для инвалидов, созданию рабочих мест для молодежи, обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к рабочим местам и инфраструктуре организаций». С 2011 года по настоящее время создано, сохранено (модернизировано) более 1,8 тысячи рабочих мест, на которых трудоустроены инвалиды.

— Не менее остро стоит проблема с трудоустройством молодежи. Одним из способов обеспечения дополнительных гарантий для молодых людей, испытывающих трудности в поиске работы, опять же являются квоты. Насколько действенна данная мера?

—Квотирование рабочих мест является важнейшим средством содействия занятости лиц, испытывающих трудности в поиске работы, так как уравнивает их заведомо невыгодное положение на рынке труда с другими работниками. Москва была одним из первых регионов Российской Федерации, где с 1998 года законодательно установлено и практически применяется квотирование рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите. Как уже отмечалось, квотирование рабочих мест регламентировано городским законом, устанавливающим правовые, экономические и организационные основы квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов и молодежи. Поправками, внесенными в данный закон, увеличено число подпадающих под его действие категорий молодежи. Это не только несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но и выпускники учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет, учреждений высшего профессионального образования в возрасте от 21 года до 26 лет, ищущие работу впервые. Работодателям, осуществляющим деятельность на территории Москвы, у которых среднесписочная численность работников превышает 100 человек, устанавливается квота в размере 4 процентов от среднесписочной численности работников: 2 процента — для трудоустройства инвалидов и 2 процента — для трудоустройства молодежи. Выполнение работодателем установленного требования подтверждается заключением трудового договора либо ежемесячной уплатой в бюджет города компенсационной стоимости квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, определенного в городе Москве на день ее уплаты. Количество граждан, работающих на квотируемых рабочих местах, составляет 50,3 тысячи человек, из них 16,8 тысячи человек — молодежь. Сверх установленной квоты работает 6,6 тысячи человек из числа молодежи.

В 2013 году предполагается создание 650 дополнительных рабочих мест для трудоустройства молодежи. На созданные рабочие места трудоустроены граждане указанной категории по таким специальностям, как медицинская сестра, специалист в области информационных технологий, менеджер, инженер, техник, оператор, водитель автотранспортных средств.

— Сейчас в Москве очень много иностранных трудовых мигрантов. На ваш взгляд, это необходимо столице? Насколько актуальна проблема конкуренции иностранных трудовых мигрантов и жителей Москвы?

—По данным ФМС России, число иностранных граждан, которые ежегодно становятся на миграционный учет в городе Москве, остается стабильно высоким — около 1,8 миллиона человек. В Москве пребывает каждый четвертый мигрант, въезжающий в Россию, и каждый второй — в Центральном федеральном округе.

За первое полугодие 2013 года, по информации УФМС России по городу Москве, на миграционный учет поставлено почти 866,3 тысячи иностранных граждан. Выдано более 101,6 тысячи разрешений на работу (с учетом квоты). Количество иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на территории города (включая действующие разрешения, выданные в 2012 году), превышает 180,3 тысячи человек. По результатам оценки эффективности использования иностранных работников определена потребность города в такой рабочей силе на 2014 года на уровне, не превышающем 3,1 процента от численности занятого населения. Этот показатель одобрен Московской федерацией профсоюзов и Московской конфедерацией промышленников и предпринимателей (работодателей).

В столице реализуется комплекс профилактических мероприятий по предупреждению незаконной трудовой миграции. Работа осуществляется совместно с УФНС России, ГУ МВД России по городу Москве, Государственной инспекцией труда и другими заинтересованными органами власти в рамках взаимодействия в составе Межведомственной комиссии. Так, в целях профилактики незаконной трудовой миграции проведен мониторинг 352 ведущих строительных организаций (общая численность работников — 124,6 тысячи человек). Как показало исследование, 55 процентов потребности в работниках строительных специальностей (арматурщики, бетонщики, газорезчики, машинисты башенного крана, каменщики, монтажники) удовлетворяется за счет привлечения иногородних россиян и 14 процентов — за счет иностранных работников. В целях согласованного взаимодействия, в том числе в интересах замещения иностранных работников россиянами, департамент тесно сотрудничает с регионами Центрального федерального округа (Московской, Владимирской, Воронежской, Рязанской, Тульской, Смоленской, Ярославской, Липецкой и другими областями). Так, в текущем году проведены две выездные ярмарки вакансий, девять ярмарок вакансий в формате видео-конференций, проведен первый этап акции «День трудовой мобильности» с участием служб занятости населения Ивановской и Рязанской областей.

Что касается проблемы конкуренции между российскими и иностранными работниками, то она искусственно создается работодателями. К примеру, отмечались многочисленные факты предъявления избыточных требований к соискателям рабочих мест, с тем чтобы иметь возможность, сославшись на отсутствие необходимых отечественных работников, нанимать иностранцев. Для этого работодатели могут заявлять в качестве необходимого условия приема на работу знание не самых распространенных в мире языков или наличие опыта работы за рубежом. Хотя в действительности эти требования являются явно избыточными и к характеру выполняемой работы, как правило, не имеют отношения. Для того чтобы исключить таких работодателей из числа получателей квот на привлечение иностранных работников, в Московское трехстороннее соглашение включен соответствующий пункт.

— Сейчас много говорится о необходимости эффективного использования бюджетных средств. Что предпринимается в этом направлении департаментом?

—Департамент труда и занятости населения города Москвы реализует мероприятия по временному трудоустройству граждан и организации оплачиваемых общественных работ. Всего в 2013 году во временных работах запланировано участие почти 28,5 тысячи граждан, из бюджета Москвы на эти мероприятия выделено 411,6 миллиона рублей. В первом полугодии 2013 года во временных работах приняло участие почти 14 тысяч граждан.

В целях эффективного расходования бюджетных средств, выделенных на мероприятия по временной занятости, организована работа по контролю выполнения договорных обязательств, связанных с организацией оплачиваемых общественных работ и временного трудоустройства. В первом полугодии 2013 года специалистами департамента проведены 22 плановые проверки всех центров занятости Москвы. Совместно со специалистами центров занятости проведено 17 выездных проверок работодателей на предмет выполнения ими договорных обязательств по организации оплачиваемых общественных работ и временного трудоустройства во всех административных округах столицы. Средства, поступающие в бюджет города от работодателей, не выполняющих условия квотирования, в соответствии со статьей 6 закона о квотировании расходуются на экономическую поддержку работодателей, создающих и сохраняющих рабочие места для инвалидов и молодежи.

Ведется постоянный контроль и за выполнением мероприятий подпрограммы «Развитие рынка труда и содействие занятости населения города Москвы на 2012–2016 гг.». В частности, проводится оценка эффективности использования предоставленных из бюджета Москвы субсидий на создание, сохранение (модернизацию) рабочих мест для инвалидов, создание рабочих мест для молодежи, обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к рабочим местам и инфраструктуре организаций. Результаты оценки эффективности использования бюджетной субсидии размещены на официальном сайте департамента в Интернете.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно