Начало 2014 года ознаменовалось появлением нового программного документа, регулирующего действия органов государственной власти и определяющего дальнейшие направления преобразований в бюджетной сфере. Распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2013 г. №
Владимир Викторович КЛИМАНОВ, директор Института реформирования общественных финансов, заведующий кафедрой государственного регулирования экономики АНХиГС при Президенте РФ, доктор экономических наук
Процесс совершенствования системы
За последние годы в Российской Федерации реализован комплекс мер по совершенствованию системы управления государственными и муниципальными или, как иногда говорят, общественными финансами. В результате проведенных преобразований была создана целостная система регулирования бюджетных правоотношений.
Появление новой программы, направленной на повышение эффективности управления общественными финансами и фактически являющейся своеобразным манифестом финансовых органов на среднесрочную перспективу, имело непростую историю. Достаточно напомнить, что начиная с конца
Основными результатами реализации в
- создание системы регулирования бюджетных правоотношений на основе установления единых принципов бюджетной системы;
- организация бюджетного процесса на основе принятия и исполнения расходных обязательств публично-правовых образований;
- разграничение полномочий и введение формализованных методик распределения основных межбюджетных трансфертов;
- создание системы Федерального казначейства;
- начало внедрения инструментов бюджетирования, ориентированного на результат;
- переход к среднесрочному финансовому планированию;
- установление правил и процедур размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд;
- создание системы мониторинга качества финансового менеджмента.
Данный процесс в 2010 году продолжился в рамках Программы Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года. Именно в ходе реализации данной программы были сформированы предложения по расширению практики программно-целевых методов государственного управления и переходу на программный бюджет, определены направления реализации Федерального закона от 8 мая 2010 г. №
При реализации изложенных в данной программе положений для повышения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы нашей страны в конце 2012 года были приняты поправки в Бюджетный кодекс, устанавливающие так называемые бюджетные правила. Продолжал совершенствоваться процесс разграничения полномочий между публично-правовыми образованиями, затронувший, например, вопросы обеспечения деятельности полиции общественной безопасности, комплексной реформы здравоохранения и системы образования.
Осуществляемые изменения затронули не только федеральный уровень, но и регионы и муниципалитеты, во многих из которых принимались и реализовывались аналогичные программы.
Причины появления манифеста
Таким образом, по завершении срока реализации программы повышения эффективности бюджетных расходов большинство заложенных в ней новаций оказались выполненными. Однако часть поставленных вопросов осталась нерешенной. Это и потребовало разработки проекта новой программы, почти двухсотстраничный текст которой был подготовлен Минфином России. В то же время сложность в согласовании ряда принципиальных моментов между отдельными федеральными органами власти не позволила документу сразу быть принятым. И казалось, что в сложившихся условиях такая систематизированно изложенная в одном программном документе совокупность направлений преобразований в сфере общественных финансов может быть излишней.
Однако на необходимость принятия специальной программы по этому вопросу в июне 2013 года было указано в Бюджетном послании Президента РФ о бюджетной политике в
Следует отметить, что к концу 2013 года отдельные направления бюджетных преобразований активизировались. Так, в мае были приняты изменения в Бюджетный кодекс, устранившие ограничения по внедрению программного бюджета, и проект федерального бюджета на
Разрывы и пробелы
В то же время в условиях ухудшения макроэкономической ситуации в сфере управления государственными и муниципальными финансами сохраняются различные проблемы и разрывы, которые должны быть разрешены и ликвидированы в рамках реализации новой программы действий, что и указано в ее тексте при обосновании необходимости разработки. Часть таких разрывов связана со слабой увязкой долгосрочного стратегического и бюджетного планирования. Так, в бюджетном процессе и при разработке документов государственного стратегического планирования отсутствуют жестко регламентированные процедуры формирования и рассмотрения прогнозов социально-экономического развития. Несмотря на то что при формировании федерального бюджета на
Как показывает практика последних лет, механизм среднесрочного бюджетного планирования также пока недостаточно действен. Да и сама целостная система стратегического планирования по-прежнему отсутствует. Сохраняется неопределенность в соотношении различных программно-целевых инструментов. Кстати, на уже упоминавшемся заседании Государственного совета и на других обсуждениях неоднократно звучали слова критики в адрес находящегося на обсуждении законопроекта о государственном стратегическом планировании в Российской Федерации. Сложившаяся незавершенность формирования и ограниченность практики использования государственных программ в качестве основного инструмента для достижения целей государственной политики и основы для бюджетного планирования также не способствуют активизации проводимых преобразований.
Еще не заработала обновленная система государственного и муниципального финансового контроля. Ограниченно применяются оценки эффективности использования бюджетных средств и качества финансового менеджмента в секторе государственного управления. Остается широким круг вопросов, связанных с разграничением доходных и расходных полномочий между уровнями власти. Сохраняется разрозненность и фрагментарность информационных систем, используемых в сфере управления общественными финансами. Существуют многочисленные вопросы при осуществлении бюджетных инвестиций, реализации проектов в рамках государственно-частного партнерства. Требуются дополнительные мероприятия по повышению открытости и прозрачности бюджетов, вовлечению институтов гражданского общества в обсуждение целей и результатов использования бюджетных средств.
Наряду с позитивными результатами реализации изменений в правовом положении государственных и муниципальных учреждений сложилось формальное применение и неиспользование в полной мере новых форм оказания и финансового обеспечения государственных и муниципальных услуг. Сохраняются условия для неоправданного увеличения бюджетных расходов при низкой мотивации органов государственной власти и органов МСУ к формированию приоритетов и оптимизации бюджетных расходов. При этом, как сказано в тексте программы, управление общественными финансами в значительной степени продолжает оставаться ориентированным на установление и обеспечение соблюдения формальных процедур, не создавая устойчивых стимулов и инструментов для повышения эффективности, прозрачности и подотчетности использования бюджетных средств в увязке с целями и результатами государственной политики.
Безусловно, целью функционирования органов власти не может быть только управление бюджетом. В то же время без эффективного, грамотного и ответственного управления государственными финансами невозможно реализовать государственные задачи, связанные с предоставлением бесплатного образования, здравоохранения, обеспечением обороноспособности и безопасности страны. Нельзя забывать, что основной функцией государства является оказание общественных услуг. Именно для их производства изымается часть имеющихся у бизнеса и населения ресурсов и обеспечивается перераспределение данных ресурсов. Поэтому повышение эффективности управления общественными финансами направлено в конечном итоге на повышение благосостояния граждан, стимулирование экономического развития, создание комфортной, удобной для жизни и ведения бизнеса среды. Этому и посвящены направления реализации утвержденной Правительством РФ 30 декабря 2013 года и рассчитанной на период до 2018 года программы, целью которой является повышение эффективности, прозрачности и подотчетности использования бюджетных средств и содержание которой должно быть рассмотрено отдельно (продолжение статьи — дайджест основных направлений повышения эффективности управления общественными финансами с комментариями читайте в одном из ближайших номеров журнала. — Примеч. ред.).