25 апреля 2024 года
— 20 ноября 2007

У России появилось будущее?

Версия для печати 1285 Материалы по теме

Самым главным достижением национального проекта в области образования является то, что он помог десяткам тысяч российских учителей раскрыть себя и реализовать свой творческий потенциал.

Такое мнение высказал Первый заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Медведев, выступая в понедельник на торжественном открытии в Государственном Кремлевском дворце III Всероссийского форума руководителей образовательных учреждений в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

Напомним, что основная ставка в реализации приоритетного национального проекта была сделана именно на поддержку лидеров, лучших учителей, прогрессивных школ и вузов, которые, реализовав свои инновационные программы, могли бы задать планку, стать ориентиром для позитивных изменений всей образовательной системы.

Десятки тысяч комплектов школьного оборудования, сотни миллионов рублей для инновационных вузов

По оценке Дмитрия Медведева, эта ставка себя оправдала. Он напомнил участникам форума, что за два года реализации проекта практическую поддержку государства, а также широкое общественное признание получили 6 тыс. школ, более 70 учреждений начального и среднего специального образования, 57 вузов, 20 тыс. учителей и более 10 тыс. талантливых учеников и студентов. «Это очень мощная программа, – подчеркнул первый вице-премьер. – Откровенно говоря, я даже не знаю, с чем ее сопоставить. Аналогов в мире вот такого рода крупному проекту, по-моему, просто нет».

Следует отметить, что при этом нацпроект коснулся образовательных учреждений во всех, даже самых удаленных регионах России. Как сообщил Дмитрий Медведев, около 40% победителей конкурсов среди школ – это сельские общеобразовательные учреждения. А среди лучших учителей – 30% молодых педагогов со стажем работы до десяти лет. По отзывам представителей образовательного сообщества, нацпроект стал волной свежего воздуха в этой среде, заставил и общество, и самих учителей почувствовать значимость их работы, увидеть новые, неожиданные и интересные перспективы развития российской образовательной среды. Как отметил Дмитрий Медведев, одним из показателей такого интереса является и возросшая активность образовательного сообщества – «увеличилось и общее количество заявок, которые подаются на конкурсы».

В рамках проекта было также уделено значительное внимание и улучшению материальной базы образовательных учреждений. В течение двух лет за счет федеральных и региональных средств в школы поступило 32 тыс. комплектов нового учебного оборудования, современные интерактивные доски, а для комфортной доставки сельских школьников к местам обучения в регионы было направлено более 7 тыс. сельских школьных автобусов. И, по словам Дмитрия Медведева, «этот процесс будет продолжаться», потому что в современных условиях оборудование устаревает и требует обновления.

Как отметил первый вице-премьер, уникальное научное оборудование смогли закупить инновационные вузы, получившие только из федерального бюджета от 200 до 900 млн руб., и учреждения начального и среднего профессионального образования – победители конкурса, каждому из которых из федерального бюджета выделено от 20 до 30 млн руб.

Интернет уже в каждой школе, на подходе «родные» программы для компьютеров

Изменилась также и информационная среда российского образования – в этом году было завершено подключение российских школ к сети Интернет. Первый вице-премьер рассказал, что для школ создана коллекция из более чем 30 тыс. единиц цифровых образовательных ресурсов и ведется работа по обеспечению всех школ лицензионным программным обеспечением. Чтобы обеспечить российским школам независимость от зарубежных программ, в ближайшие годы планируется разработать полный пакет российского программного обеспечения с открытым кодом.

Кроме того, как сообщил Дмитрий Медведев, в рамках нацпроекта в 2007 году в 21 субъекте РФ началась комплексная модернизация системы образования. «Это, наверное, апофеоз нашей работы, – заметил первый вице-премьер. – На эти пилотные проекты в 2007–2009 годах из федерального бюджета будет направлено более 14,5 миллиарда рублей». Он подчеркнул, что в данных регионах уже сейчас «происходит достаточно внушительный рост заработной платы учителей».

Лучшие из лучших определят облик всего отечественного образования

В Государственном Кремлевском дворце собрались лучшие из лучших: преподаватели-инноваторы, коллективы и руководители лучших образовательных учреждений со всей страны. Рассказав участникам форума о проделанной работе, куратор нацпроектов особенно подчеркнул, что именно им принадлежит ведущая роль в совершенствовании образовательных процессов.

«Сегодня особенно важно, чтобы ваши умения, навыки были востребованы, чтобы были использованы современные правовые и экономические инструменты и чтобы вы могли брать на себя ответственность за конечный результат, самостоятельно оценивать и риски, и возможности учебного процесса», – считает Дмитрий Медведев.

В рамках торжественного открытия форума прошло награждение десяти лауреатов конкурса «Лучшие школы России – 2007» и названы имена победителей конкурса «Лидер в образовании – 2007». Семь победителей состязания менеджеров образования в семи номинациях (лучшие в организации дошкольного, школьного, дополнительного и других сфер образования) получили специальный приз конкурса – «Зерцало».

Первый вице-премьер поздравил победителей. «Привлекайте к своим идеям новых сторонников, помогайте совместно создавать лаборатории инновационного опыта. Ваш высокий потенциал – это движущая сила модернизации всего отечественного образования, – напутствовал первый вице-премьер лучших представителей российской сферы образования. – Вашу победу ни в коем случае не следует рассматривать как финал нашей совместной работы. Напротив – это начало, старт для будущих дел».

С выдержками из стенограммы выступления Дмитрия Медведева на форуме Вы можете ознакомиться здесь.

Приоритетные национальные проекты

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно