25 апреля 2024 года
Версия для печати 2944 Материалы по теме
Станислав Константинович МИРОНОВ, член Общественной палаты Астраханской области
Оценка уровня инвестиционной привлекательности субъектов РФ

Логичным показателем оценки инвестиционной привлекательности регионов (ИПР) является фактический объем инвестиций в основной капитал. Но поскольку процесс инвестирования является длительным по времени, целесообразно проводить анализ за достаточно большой промежуток времени, и в данной работе анализируются все субъекты РФ за период с 2004 по 2012 год (последний год наличия официальной статистической отчетности).

В качестве первого критерия оценки ИПР предлагается использовать показатель «рост объема инвестиций в основной капитал в 2012 году по сравнению с 2004 годом». Восьмилетний период анализа позволяет исключить влияние случайных факторов и создает относительно объективную картину (табл. 1). У лидера — Республики Тыва — объем инвестиций возрос в 11,1 раза, а у аутсайдера — Чукотского автономного округа — в 1,65 раза, или в 6,7 раза меньше, чем у лидера. Астраханская область с темпами роста 413% занимает лишь 58-е место.

Поскольку инвестиции в основной капитал осуществляются за счет потенциала, созданного работающими людьми, и основные фонды эксплуатируются работниками, занятыми в экономике, в качестве второго критерия используем показатель «объем инвестиций в основной капитал в 2012 году в расчете на одного занятого в экономике». Наивысший показатель имеют Ямало—Ненецкий автономный округ — 1,51 миллиона рублей на одного работающего, Ненецкий автономный округ — 1,15 миллиона рублей, Ханты—Мансийский автономный округ — 734 тысячи рублей, а наименьший — Ивановская область — 50,2 тысячи рублей с отставанием от лидера уже в 30 раз. Астраханская область с показателем 185 тысяч рублей занимает 25-е место.

Бесспорным является тот факт, что инвестиции способствуют наращиванию стоимости основных фондов (производственных и непроизводственных), поэтому одним из показателей ИПР является ввод в эксплуатацию основных фондов. Следовательно, стоимость основных фондов (СОФ) на каждую конкретную дату по каждому субъекту РФ — это базовая основа оценки уровня инвестиционной привлекательности субъектов РФ. Поскольку абсолютные объемы СОФ не дают полного представления о ситуации, для оценки предлагаются еще два критерия:

1. Динамика роста СОФ каждого субъекта РФ за период с 2004 по 2012 год.

Рост стоимости основных фондов за данный период по Астраханской области составил 351% — это 15-й результат. Диапазон результатов среди всех регионов значителен: лидер — Республика Алтай — достиг 24-кратного роста, а аутсайдеры — Республика Бурятия и Ямало-Ненецкий автономный округ — даже сократили стоимость основных фондов.

2. Фондовооруженность в 2012 году, то есть стоимость основных фондов в расчете на одного занятого в экономике.

В 2012 году стоимость основных фондов в Астраханской области составила 808 миллиардов рублей, а численность занятых в экономике — 442,5 тысячи человек, следовательно, фондовооруженность одного занятого в экономике составила 1,83 миллиона рублей. Это 18-й результат среди 83 регионов. Наивысшая фондовооруженность в анализируемом году была в Ненецком автономном округе (11,2 миллиона рублей), Ханты—Мансийском автономном округе (8,7 миллиона), Рес­публике Алтай (5,4 миллиона), а самая низкая — в Республиках Бурятия (140 тысяч рублей), Тыва (540 тысяч), Северная Осетия — Алания (630 тысяч рублей). Таким образом, расслоение субъектов РФ по этому показателю составило 83 раза.

Известно, что, как только основные фонды введены в эксплуатацию, начинается уплата налога на имущество организации. При этом ставки налогообложения, как правило, близки у всех регионов, и хотя объем выпадающих налоговых доходов из-за льгот, предоставленных на региональном уровне, отличается, тем не менее с достаточной степенью точности можно сравнивать субъекты РФ по фактическому объему поступлений налога на имущество организаций в расчете на одного занятого в экономике. Поэтому для оценки ситуации предлагаются еще два критерия:

1. Динамика роста налога на имущество организаций каждого субъекта РФ за период с 2004 по 2013 год.

По темпам роста налога на имущество организаций за рассматриваемый период из 83 регионов Астраханская область занимает 4-е место (рост в 11,8 раза). Выше показатель лишь у Чеченской Рес­публики (в 20 раз), Республики Дагестан (16,8 раза) и Ненецкого автономного округа (12,9 раза). Минимальный рост (3,3 раза) у Республики Карелия и Орловской области.

2. Объем фактических поступлений налога на имущество организаций в расчете на одного занятого в экономике по каждому субъекту РФ за 2013 год.

Сумма налога на имущество организаций в расчете на одного занятого в экономике, поступившая в бюджет Астраханской области в 2013 году, составила около 9,06 тысячи рублей — это 19-й результат. При этом у лидера — Ненецкого автономного округа — 226 тысяч рублей, у аутсайдеров (Чеченская Республика, Респуб­лика Дагестан) соответственно 1,64 и 2,02 тысячи рублей. По этому показателю расслоение составляет 137 раз.

Субъект Инвестиционный рост, % 2012 к 2004 Ранг Инвестиции на 1 з\э в 2012 г., тыс. руб. Ранг СОФ рост, % 2012 к 2004 Ранг СОФ на 1 з\э в 2012 г., млн руб. Ранг НИО, рост, % 2013 к 2004 Ранг НИО на 1 з\э в 2013 г., тыс. руб. Ранг Итого баллов Ранг
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15=4+6+
8+10+
12+14
16
1 Ненецкий автономный округ 229 80 1149,79 2 1074 2 11,2 1 1287 3 226,1 1 89 1
2 Ленинградская область 481 42 440,543 7 395 7 2,6 9 726 17 10,3 12 94 2
3 Приморский край 1025 3 194,218 23 600 5 2,7 7 657 28 6,7 38 104 3
4 Республика Саха (Якутия) 643 18 457,819 6 306 30 2,5 10 608 36 17,8 5 105 4
5 Тюменская область 558 30 302,503 11 375 9 2 13 683 23 8,9 20 106 5
6 Республика Коми 670 14 506,651 5 363 10 3,8 5 466 67 13,9 7 108 6
7 Еврейская автономная область 780 9 317,605 10 351 16 2 12 745 15 5,7 48 110 7
8 Вологодская область 349 65 258,326 14 332 22 2 16 813 11 11,3 9 137 8
9 Астраханская область 413 58 184,479 25 351 15 1,8 18 1177 4 9,1 19 139 9
10 Хабаровский край 487 41 230,944 16 304 31 1,7 25 718 18 12,3 8 139 10
11 Краснодарский край 827 6 342,633 9 315 26 1,2 42 691 21 7,3 35 139 11
12 Белгородская область 600 23 194,546 21 349 17 1,3 37 713 19 7,6 26 143 12
13 Ханты-Мансийский автономный округ 349 66 734,395 3 361 12 8,7 2 506 59 45,6 3 145 13
14 Калужская область 898 5 192,23 24 297 34 1,1 46 909 7 7,4 29 145 14
15 Республика Татарстан (Татарстан) 467 47 255,102 15 335 20 1,7 22 606 37 9,2 15 156 15
16 Московская область 317 71 167,674 28 357 13 1,7 21 767 13 9,6 14 160 16
17 Иркутская область 601 22 137,617 42 386 8 1,9 17 520 55 9,2 17 161 17
18 Красноярский край 766 10 261,355 13 276 40 1,4 33 521 54 11 11 161 18
19 Москва 280 75 153,076 34 600 4 3,6 6 575 41 14,2 6 166 19
20 Чукотский автономный округ 165 83 430,576 8 405 6 2,7 8 515 58 25,7 4 167 20
21 Сахалинская область 188 81 560,932 4 726 3 4,4 4 526 52 8,1 24 168 21
22 Томская область 477 44 218,393 18 333 21 2 14 493 62 11,2 10 169 22
23 Чеченская Республика 781 8 163,228 30 Нет данных 0 1 54 1993 1 1,6 83 176 23
24 Камчатский край 658 15 194,361 22 284 38 1,4 32 620 34 6,2 43 184 24
25 Ямало-Ненецкий автономный округ 343 69 1508,89 1 59 81 2,5 11 634 32 111 2 196 25
26 Оренбургская область 529 33 141,246 39 339 19 1,3 38 629 33 7,3 34 196 26
27 Калининградская область 363 62 150,482 36 355 14 1,1 50 815 10 7,6 27 199 27
28 Санкт-Петербург 299 74 139,062 40 363 11 1,5 29 620 35 10,1 13 202 28
29 Воронежская область 824 7 170,139 26 273 42 1 53 646 30 5,8 46 204 29
30 Кемеровская область 468 45 202,574 19 308 29 1,3 39 564 45 7,4 30 207 30
31 Республика Дагестан 915 4 155,292 33 342 18 0,9 70 1679 2 2 82 209 31
32 Тверская область 270 77 138,279 41 283 39 1,7 24 1047 6 8,2 23 210 32
33 Архангельская область 689 12 196,239 20 230 66 1,5 28 553 49 6,9 37 212 33
34 Свердловская область 450 52 167,206 29 321 25 1,8 19 526 53 7,2 36 214 34
35 Липецкая область 346 67 169,184 27 275 41 1,4 35 658 27 8,4 21 218 35
36 Тамбовская область 730 11 162,862 31 265 47 1,1 47 691 20 3,7 66 222 36
37 Республика Алтай 420 56 99,9779 68 2430 1 5,4 3 663 25 2,6 76 229 37
38 Магаданская область 583 26 282,242 12 202 76 2 15 386 81 8,4 22 232 38
39 Нижегородская область 495 38 151,583 35 321 24 1,1 45 563 46 6,1 45 233 39
40 Республика Ингушетия 1034 2 149,544 37 294 35 0,7 78 873 8 2,7 75 235 40
41 Республика Хакасия 607 21 161,838 32 269 44 1,3 36 425 72 6,2 41 246 41
42 Амурская область 447 53 229,151 17 224 71 1,8 20 429 71 9,2 16 248 42
43 Новосибирская область 560 29 120,082 50 250 59 1 55 653 29 7,4 31 253 43
44 Новгородская область 511 36 143,119 38 199 77 0,9 63 762 14 6,5 39 267 44
45 Пермский край 311 72 121,902 49 303 32 1,7 23 483 64 7,4 32 272 45
46 Республика Адыгея (Адыгея) 647 17 96,4868 71 257 51 0,9 69 1080 5 4,4 60 273 46
47 Пензенская область 647 16 108,578 56 244 63 1 56 679 24 3,7 65 280 47
48 Смоленская область 498 37 114,853 54 243 64 1,2 40 592 39 5,4 51 285 48
49 Курганская область 557 31 88,2967 74 309 28 1,5 27 475 66 3,8 64 290 49
50 Забайкальский край 371 60 118,946 52 267 46 1,4 34 499 61 6,2 42 295 50
51 Ярославская область 252 78 105,515 60 259 48 1,6 26 499 60 8 25 297 51
52 Ростовская область 380 59 103,644 64 290 36 1 60 646 31 5,8 47 297 52
53 Ульяновская область 635 19 119,701 51 270 43 0,9 64 515 57 3,4 70 304 53
54 Тульская область 586 25 107,329 59 255 54 0,9 67 534 50 5,5 50 305 54
55 Челябинская область 305 73 107,461 58 248 62 1,2 43 604 38 7,4 33 307 55
56 Омская область 463 50 114,925 53 253 56 0,9 72 658 26 5,2 52 309 56
57 Рязанская область 362 63 132,237 44 248 61 1,2 41 493 63 6,3 40 312 57
58 Карачаево-Черкесская Республика 588 24 103,709 63 237 65 0,8 74 796 12 3,1 74 312 58
59 Республика Марий Эл 520 34 97,3569 70 256 52 0,9 68 688 22 3,7 67 313 59
60 Самарская область 338 70 135,451 43 225 70 1,4 31 422 73 7,5 28 315 60
61 Республика Калмыкия 609 20 122,31 48 269 45 1 58 450 69 2,5 78 318 61
62 Ставропольский край 468 46 93,2334 73 290 37 0,9 66 579 40 4,7 58 320 62
63 Чувашская Республика — Чувашия 428 54 114,371 55 255 55 1 52 555 48 4,6 59 323 63
64 Ивановская область 274 76 50,1809 83 325 23 1 62 859 9 3,4 71 324 64
65 Республика Тыва 1109 1 105,067 61 300 33 0,5 82 445 70 2,2 80 327 65
66 Волгоградская область 423 55 100,662 67 310 27 1,2 44 396 80 4,9 57 330 66
67 Мурманская область 362 64 126,55 47 131 80 1 61 477 65 9,1 18 335 67
68 Республика Мордовия 490 39 130,377 45 257 50 1,1 49 406 78 2,6 77 338 68
69 Псковская область 569 27 101,454 66 229 69 0,9 71 568 44 3,4 69 346 69
70 Брянская область 671 13 80,9453 77 229 68 0,8 73 568 43 3,3 73 347 70
71 Курская область 414 57 108,541 57 220 74 0,9 65 569 42 5,1 55 350 71
72 Республика Башкортостан 345 68 129,583 46 249 60 1 57 418 76 5,2 53 360 72
73 Республика Северная Осетия — Алания 562 28 73,1156 81 203 75 0,6 81 739 16 2,3 79 360 73
74 Удмуртская Республика 368 61 75,6965 80 259 49 1,1 48 422 74 5 56 368 74
75 Республика Карелия 234 79 104,653 62 223 72 1,4 30 325 83 6,2 44 370 75
76 Кировская область 451 51 78,0607 78 230 67 1 59 560 47 3,6 68 370 76
77 Республика Бурятия 488 40 97,875 69 28 82 0,1 83 531 51 5,1 54 379 77
78 Алтайский край 548 32 77,7609 79 222 73 0,7 77 519 56 3,9 63 380 78
79 Орловская область 517 35 102,665 65 256 53 0,8 75 332 82 3,4 72 382 79
80 Владимирская область 481 43 86,065 75 250 58 0,8 76 405 79 3,9 62 393 80
81 Саратовская область 466 48 94,3953 72 154 79 0,7 79 413 77 5,5 49 404 81
82 Кабардино-Балкарская Республика 464 49 82,999 76 253 57 0,7 80 419 75 2,1 81 418 82
83 Костромская область 169 82 68,1095 82 182 78 1 51 452 68 4 61 422 83
Сокращения: СОФ — стоимость основных фондов;                       НИО — налог на имущество организаций;                    з\э — занятые в экономике.

Поскольку каждый в отдельности критерий не может характеризовать ситуацию полностью, поэтому для наиболее объективной оценки уровня инвестиционной привлекательности субъектов РФ в данной аналитической работе применяется интегральная оценка всех шести критериев. По результатам интегральной оценки лучший показатель (89 баллов) у Ненецкого автономного округа, на втором месте — Ленинградская область (94 балла). Астраханская область находится на 9-м месте (139 баллов). Наихудший показатель у Кост­ромской области — 422 балла.

Таким образом, на основе проведенного анализа можно сделать вывод, что наиболее инвестиционно привлекательными субъектами РФ являются Ненецкий автономный округ, Ленинградская область, Приморский край, Республика Саха (Якутия), Тюменская область и Республика Коми. Наименее привлекательны для инвесторов Костромская, Саратовская, Владимирская, Орловская области, Кабардино-Балкарская Республика, Алтайский край.

Наименование субъектов РФ Удельный вес добавленной стоимости по ВЭД «Добыча полезных ископаемых» в общем объеме добавленной стоимости регионов в 2011 г. , % Удельный вес СОФ по ВЭД «Добыча полезных ископаемых» в общем объеме СОФ регионов в 2012 г. , % Рейтинговое место из таблицы № 1
1 Сахалинская область 60,9 62 21
2 Ямало-Ненецкий национальный округ 48,3 43,9 25
3 Оренбургская область 36,9 28,7 26
4 Архангельская область 30,2 28,7 33
5 Кемеровская область 35,1 23,7 30
6 Магаданская область 24,1 16,6 38
1 Приморский край 0,8 1,2 3
2 ЕАО 0,96 0,4 7
3 Вологодская область 0,05 0 8
4 Калужская область 0,2 0,4 14
5 Воронежская область 0,26 0,4 29
6 Тамбовская область 0,01 0 36
Сокращения: СОФ — стоимость основных фондов.

Бытует мнение, что наличие в регионе вида экономической деятельности «добыча полезных ископаемых» заведомо ставит эти регионы в выгодное положение по сравнению с регионами, где полезных ископаемых нет. Проведенный анализ (табл. 2) показывает, что это далеко не всегда так: Приморский край, Еврейская автономная, Вологодская, Калужская, Воронежская, Тамбовская области, практически не имеющие природных ресурсов, имеют достаточно высокую рейтинговую оценку ИПР, а Магаданская, Архангельская, Кемеровская области, имеющие потенциал для привлечения инвестиций, не в полной мере его реализовали.

Рис.1.jpg

Предложенный алгоритм расчета ИПР позволяет руководству субъектов РФ выявить те направления, по которым результаты невысоки, и принять меры по исправлению положения, ознакомиться с опытом работы лучших регионов, находящихся в примерно равных условиях. Правительству РФ имеет смысл разработать меры стимулирования регионов, добившихся привлечения инвестиций, и установить конкретные задания для тех, кто пока не привлек инвесторов.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно