Соотношение продаж новых и подержанных авто в России уже почти как в Америке
Рост рынка поддержанных машин, интервью главы ФАС, янтарный бум в Калининградской области, и итоги первого полугодия на рынке инвестиций в недвижимость
Продажи новых автомобилей в России падают, а подержанных — растут. Сегмент «с пробегом» все интереснее официальным дилерам, а «Яндекс» объявил о покупке «Авто.ру». К качественным изменениям на рынке может привести и появление электронных баз данных об истории автомобилей.
В 2013 году было продано на 4% больше б/у машин, чем годом ранее, а в начале 2014 года наблюдался даже двузначный рост, подсчитали в аналитическом агентстве «Автостат». И это при том, что продажи новых автомобилей просели в 2013 году на 5% и падение продолжается. Соотношение продаж новых и подержанных авто в России уже почти как в Америке: у них на одну новую приходится три подержанные (в 2013 году продано 14 млн новых и 45 млн с пробегом), а у нас — 1 к 2 (2,6 млн новых и 5,6 млн б/у). Меняют машины в России даже чаще, чем в США, у них после кризиса — раз в 6-7 лет, а у нас, по данным «Автостата», каждые 4,5 года, а премиальные марки — через 3 года.
Глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев почти два года добивался одобрения четвертого антимонопольного пакета, из-за чего умудрился стать героем карикатур. Но настойчивость вознаграждается. Теперь, едва завершив процесс согласования документа, главный борец с монополиями в России обещает, что будут «и пятый, и шестой» пакеты. А про сопротивление чиновников из отраслевых ведомств говорит: они просто не мотивированы проводить проконкурентную политику. Впрочем, теперь перед ним маячат новые опасности — из-за санкций против России и обострения ситуации на Украине ограничения конкуренции могут и возрасти. История уже знает подобный пример, так поступил Рузвельт во время Великой депрессии. Этим опытом, который чиновник считает негативным, он хочет вооружиться. О том, что ФАС собирается делать, почему авиакомпании должны снизить цены на билеты, а малый бизнес не должен получать «иммунитеты» от антимонопольного преследования, Артемьев рассказал в интервью РБК.
Из окаменевшей смолы пытаются сделать новое стратегическое сырье
На фоне стагнации экономики в России обнаружился товар, который по динамике цены и объемам продаж бьет все новые рекорды,— янтарь. Пока все традиционные статьи российского экспорта теряют в цене и популярности, один сырьевой товар заметно отличается от этой картины. Янтарные бусы, которые у нас считаются бабушкиными, пользуются большим спросом в Китае. За три последних года цена на камень выросла втрое.
Заменить выпадающие доходы от нефти и газа в федеральном бюджете окаменевшей смоле, конечно, не под силу. Однако обеспечить с ее помощью процветание в одном отдельно взятом регионе вполне реально. Губернатор Калининградской области Николай Цуканов оценивает ежегодный мировой оборот в суммы от $1 млрд до €1 млрд, а это годовой бюджет области. Доходы янтарной индустрии Польши оцениваются в €500 млн, а Литвы — в €250 млн. Калининградская область зарабатывает меньше €20 млн в год.
В середине июня калининградские пляжи в буквальном смысле засыпало янтарем. Явление с романтичным названием «янтарный дождь» вызывается штормами. На берег сразу же устремились туристы, но им досталась лишь мелочь. Все более или менее крупные камешки уже собрали профессиональные ловцы янтаря в непромокаемых комбинезонах. Так выглядит вся янтарная промышленность России: на щедрости природы с разным успехом пытаются заработать любители и профессионалы. Год назад к ловле янтаря в Балтийском море подключилась госкорпорация «Ростех», созданая в 2007 году для содействия производству высокотехнологичной продукции.
По итогам 1-го полугодия 2014 года объем инвестиций в российскую недвижимость снизился на 59% в годовом сопоставлении и составил 1,4 млрд долл., подсчитали аналитики JLL. В том числе объем вложений во 2-м квартале составил 842 млн долл., сократившись по сравнению с соответствующим периодом 2013 года на 36%. Напомним, что в 1-м квартале в недвижимость было инвестировано 545 млн долл., снижение на 73% в годовом сопоставлении.
«Замедление роста экономики страны и волатильность валюты, напряженность на Украине вместе с международными санкциями, направленными против России, являлись основными причинами беспокойства среди игроков рынка, — комментирует Том Манди, Руководитель отдела исследований компании JLL. — Инвесторы по-прежнему проявляют осторожность, что в свою очередь выражается в снижении объемов вложений по отношению к 2013 году».
По результатам первых шести месяцев в приоритете у инвесторов были гостиничный и офисный сегменты рынка: на их долю пришлось 37% и 24% объема вложений соответственно. Однако стоит отметить, что такая высокая доля гостиничного сектора является следствием одной сделки — покупки компанией «ВТБ» доли ОАО «Гостиничная компания» в размере 84,1%.