Версия для печати 1086 Материалы по теме
Состоялось официальное подведение итогов «Национального рейтинга прозрачности закупок 2007».
прозрачность


Проект «Рейтинг прозрачности» осуществляет ежегодное составление рейтинга государственных и корпоративных структур по уровню прозрачности и эффективности закупочных процедур. Проект проводится Национальной ассоциацией участников электронной торговли (НАУЭТ) при поддержке ФАС России.

Среди субъектов Российской Федерации лидерами «Рейтинга прозрачности 2007» стали Москва, Санкт-Петербург, Владимирская область, Томская область. Единственным муниципальным закупщиком, получившим наивысшую оценку Рейтинга стал Ростов-на-Дону. Из корпоративных закупщиков 7 компаний получили «гарантированную прозрачность»: ОАО «Газпром-нефть», ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат», ОАО «ЦентрТелеком», ОАО «Комстар-ОТС», ОАО «ВолгаТелеком», ОАО «Мобильные ТелеСистемы» и ОАО «ОГК-4». Всего в рейтинге в 2007 году приняли участие 328 организаций. Впервые в этом году в Рейтинге приняли участие все субъекты Российской Федерации. В 2007 году, как и в прошлом, ни одна федеральная структура не получила высшей оценки «гарантированная прозрачность».

Исследовательским центром «Рейтинга прозрачности» были представлены итоги исследования национального рынка закупок. Среди ключевых данных были названы:
- Совокупные потери государственного сектора от закупок, совершенных по завышенным ценам, составили 347 млрд.руб. – 9% от суммарного объема размещенного заказа. В прошлом году соответствующее значение составило 300 млрд. руб. – 13% суммарного объема. При этом уровень завышения закупочных цен, характеризующий, насколько фактическая стоимость закупок превышает рыночную, снизился у федеральных закупщиков на 5%, у региональных – на 3%, у муниципальных – на 4%.
- Совокупный объем государственного и муниципального заказа составит 3,85 трлн.руб. в 2007 г., увеличившись на 54% по сравнению с прошлогодним значением. При этом наибольший рост зафиксирован в секторе закупок федеральных структур – 88,2%. В связи с реализацией приоритетных национальных проектов и государственных инфраструктурных программ доля закупок федеральных заказчиков в структуре госзаказа увеличилась на 8% от совокупного объема заказа. Существенная часть дополнительных затрат на закупки товаров и услуг – примерно 50-70 % - приходится на закупки, проводимые в рамках государственных проектов инфраструктурного развития.
- За прошедший год совокупный объем заказа увеличился на 54%, при этом потери возросли за аналогичный период лишь на 17%. В итоге, по сравнению с прошлым годом потери сократились на 3%. Эти средства, не попавшие в коррупционные каналы, не являются прямой экономией, однако являются значимым экономическим эффектом федерального закона 94-ФЗ и в целом проводимой в настоящее время реформы госзаказа.
- Корпоративные закупки «конкурентных товаров и услуг», т.е. все закупки, кроме закупок у естественных и локальных монополий, достигнут в 2007 году 10 трлн. руб. Таким образом на корпоративный сектор в итоге приходится почти ¾ всего оборота национального рынка закупок.
- По категориям закупщиков положительные сдвиги произошли у федеральных закупщиков – из низкой в базовую прозрачность и у корпоративных закупщиков – также из низкой в базовую.
- Среднее количество участников конкурсных процедур по всем категориям составляет 2.45, при этом минимально это значение для корпоративного сектора – 1.4 и максимально для региональных закупщиков – 3.3
- Относительно форм проведения закупок произошли следующие изменения: по всем категориям закупщиков значительно сократилась доля закупок у единственного источника, также сократилась доля открытых конкурсов. Увеличились доли запросов котировок и аукционов. Наиболее активно аукционы применяются у региональных закупщиков – 4.5%.
- За последний год особенно заметно возросли объемы госзакупок на уровнях «гарантированная» и «базовая прозрачность». Более того, объем заказа, размещенного участниками с «базовой прозрачностью» в этом году превысил объем заказа, размещенного участниками с «низкой прозрачностью» — 1210 против 1040 млрд. руб. Последнее обстоятельство сигнализирует о существенном улучшении ситуации в государственном секторе, поскольку в прошлом году ситуация была противоположной — объем закупок по процедурам с «низкой прозрачностью» в 1,5 раза превосходил объем закупок участников с «базовой прозрачностью».
- По-прежнему большинство российских компаний придерживается закрытых или даже неконкурентных процедур при совершении закупок нестратегических ресурсов. Только 35% компаний публикуют на своих официальных сайтах извещения проведении конкурсных закупок, 26% размещают данные о победителях торгов по тем или иным товарным позициям, и 17% — публикуют данные о стоимости заключаемых контрактов. Более 2/3 крупных публичных компаний характеризуются объективно заниженным уровнем использования конкурентных процедур, необоснованной степенью информационной закрытости конкурсных закупок, слабой регламентной базой и отсутствием системы информирования поставщиков о проводимых торгах.

Пресс-служба, Оргкомитет "Национального рейтинга прозрачности"

Поделиться