25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 2201 Материалы по теме
Основная дискуссия развернулась вокруг озвученного директором ИРОФ В. В. Климановым тезиса — дефицит идей в госуправлении.
Нужны ли стране идеи
В. В. Климанов, директор ИРОФ

В период до 2009 года мы часто не успевали приземлять витавший в воздухе массив идей, в том числе в сфере общественных финансов. В двухтысячные годы, когда федеральный бюджет исполнялся с огромным профицитом, в стране шел процесс изменения системы бюджетных отношений. Это был огромный вал работы, сулящей большие перемены к лучшему в системе госуправления в целом. Частным вопросом стало реформирование региональных и муниципальных финансов, когда регионы, а потом и крупные города соревновались между собой — кто профессиональнее, качественнее и эффективнее управляет бюджетами, с большей ответственностью и амбициями. Аналогичные процессы происходили в рамках административной реформы, менялась система управления отдельными отраслями, когда вводились нормативы, реализовывались разного рода идеи, связанные с реформой государственных и муниципальных учреждений. Все кипело, и экспертное сообщество не успевало переваривать огромный массив идей.

Как известно, 2009 год принес резкие изменения. Мировой финансово-экономический кризис, который захлестнул и нашу страну, заставил секвестировать федеральный бюджет, пересмотреть региональные и местные бюджеты. И все, кроме первостепенных нужд, стало отходить на задний план. Идеи, которыми в 2006–2007 годах бурлила страна, все больше уходили на периферию. Потом был кратковременный подъем, а вслед за ним наступила стагнация. Эта стагнация заставила нас по-иному посмотреть на происходящее сегодня. Бюджетных ресурсов для всех идей, которые можно было бы воплотить в сфере государственного строительства, просто не хватает. Казалось бы, мы должны быть в водовороте идей, ведь нужно расставлять приоритеты — на что потратить дефицитные ресурсы. А на деле получилась обратная ситуация — идеи куда-то пропали. Регионы говорят, что завалены обязательствами и им только бы получить дополнительную финансовую помощь, федералы — что госпрограммы требуют дополнительных расходов и т. д. То есть, с одной стороны, мы ратуем за то, чтобы вести управление и бюджетирование по результату, но почему-то все время скатываемся к тому, что эту самую результативную деятельность превращаем в текучку.

Госпрограммы, которые по своей сути должны были стать результативным инструментом, стали текучкой для всех министерств и ведомств, для всех регионов, а в скором времени станут таковыми и для муниципалитетов. Все госпрограммы находятся в стадии постоянной корректировки. Я попробовал посчитать и насчитал не менее пяти причин, по которым могут корректироваться госпрограммы (см. стать­ю В. В. Климанова и А. А. Михайловой «Объективные причины корректировки госпрограмм». «Бюджет», 2014, № 8, с. 32. — Прим. ред.).

ПРОТИВ

И. А. Соколов, директор Департамента бюджетной политики Минфина России

Не соглашусь с тем, что сейчас нет идей. В своем последнем в 2013 году выступлении заместитель министра финансов РФ А. М. Лавров охарактеризовал прошедший год как год больших свершений. К их числу относятся и создание новой версии бюджетной стратегии, и разработка основ для перехода на программную классификацию, и программный бюджет, и реализация на федеральном уровне первого проекта бюджета для граждан, и большие изменения в части финконтроля в Бюджетном кодексе, и т. д. Все это реализация значимых инициатив.

Я бы хотел, наоборот, предостеречь от увлечения поиском новых идей. Мы слишком часто беремся реализовывать инициативы и не доводим их до конца. И это в том числе дискредитирует сами эти идеи.

Госпрограммы стали текучкой — соглашусь с этим тезисом, но сомневаюсь, что это обязательно плохо. Госпрог­рамма — не разовое достижение, которое надо положить на полку. Это инструмент, которым мы организовываем свою деятельность. Поэтому он и должен быть текучкой — ежедневной деятельностью, требующей время от времени пересмотра и изменений.

О. В. Богачёва, руководитель центра Научно-исследовательского финансового института Минфина России

Процесс управления бюджетом усложняется. Как показал анализ международного опыта, мы взяли наиболее сложную модель программного бюджета. Это и становится причиной корректировок, дополнений и создает массу сложностей в управлении. Новые механизмы, входящие сейчас в систему управления госфинансами, связаны не только с госпрограммами. Просто госпрограммы усиливают значимость других направлений реформирования бюджетной системы. Должно быть введено новое для нас понятие — налоговые расходы. Система налоговых расходов, их оценки, расчетов — новое явление, которое потребует очень глубокого анализа. И этой тематикой нам придется заняться в ближайшее время, это насущная необходимость.

К новым для нас и очень интересным темам можно отнести развитие бюджетных горизонтальных связей — между регионами, между муниципальными образованиями. Это принципиально новая тема, и она будет развиваться не только в рамках границ России, но и по трансграничным направлениям — это будет и Дальний Восток, и Китай, и наши новые субъекты. Значимость бюджетного выравнивания будет уменьшаться за счет развития горизонтальных межтерриториальных отношений и, соответственно, разных бюджетных потоков. И как показывает международный опыт, здесь кроются очень большие перспективы для развития российской бюджетной системы.

Кроме того, наша сегодняшняя бюджетная система не готова перейти на функционирование в условиях сложной ситуации — экономических и финансовых кризисов, кризисов, связанных с геополитическими проблемами. И для нас, как для научных работников, это вызов. Нам еще только предстоит сформировать правоотношения, которые должны четко функционировать в условиях кризисных явлений. Стране необходимо подготовиться к проведению антикризисных мероприятий. Это и определение бюджетных полномочий в условиях кризиса, и определение самой ситуации, в которой должны быть применены эти антикризисные меры. Это и формирование организационных структур, которые позволят очень четко функционировать в кризисных условиях. И здесь нам тоже поможет мировой опыт, в котором антикризисный раздел — большая часть и бюджетного законодательства.

И это только три новых направления, в которых нам в ближайшее время придется работать. Так что идей, я думаю, у нас немало.

ЗА

А. А. Блохин, заместитель директора Департамента бюджетной политики Минфина России

Есть прорывные идеи, определяющие научно-технический прогресс на десятилетия вперед, а есть уточняющие, и их много, как разные модели одного и того же мобильного телефона. Справедливо это и для бюджетного процесса — есть идеи, определяющие логику последующих бюджетных реформ, а есть улучшающие (или не очень). То, что мы делаем сейчас, было придумано некоторое время назад, и мы это уточняем и улучшаем. Не нужно забывать и об инерции мышления. В 2002–2003 годах бюджетная система чересчур осторожно поворачивалась от идей спада к идеям подъема. Подъем уже во всю шел, а еще обсуждалось, на что потратить бюджетные деньги исходя из задач, поставленных в 1996–1997 годах.

Теперь что касается госпрограмм. Это правильный инструмент. И если уж начали их применять, то надо довес­ти дело до конца. Но при этом госпрог­раммы нельзя назвать инструментом, который перевернет нашу бюджетную систему. Они ее просто улучшают.

Я провел эксперимент, проанализировал все госпрограммы. Во всех есть цели, направленные на улучшение. И если взять результаты всех гос­программ, то можно увидеть портрет страны, в которой мы будем жить в 2020 году. Судя по результатам, никаких революционных изменений не произойдет — нельзя сказать, что госпрог­раммы приведут к какому-то серьезному улучшению жизни в стране. Как раз это и подчеркивает дефицит идей, о которых говорил Климанов. А с другой стороны, в 2020 году жизнь вообще, может, будет другая. Бюджет — очень чувствительный инструмент, и думать о 2020 годе через бюджетные программы пока рано.

О. В. Антипина, министр финансов Пермского края

В связи с тем что в последние годы было так много реформ и изменений, наши управленцы, к сожалению, мечутся от одной реформы к другой, бросая начатое. Так что, возможно, и хорошо, что наступило затишье. Может быть, благодаря этому мы доведем до конца, сделаем хорошо то, за что взялись в настоящий момент — за разработку гос­программ.

На сегодняшний день наши госпрог­раммы — это скорее попытка как-то обозначить цели, к которым мы идем. И давайте используем это время на то, чтобы подтянуть наших управленцев до нашего уровня, объяснить им, чего мы хотим достичь и дать им возможность осознать это и сделать. Потому что в государственном управлении сделать все руками только финансистов невозможно.

Ю. В. Белоусов, директор Центра прикладной экономики

XXI век — век технологий, и зачас­тую идеи, принятые к реализации, не доводятся до конца из-за игнорирования современных технологий. Все технологии, в том числе управления, меняются. Лет 20 назад произошел перелом, и системы управления стали создаваться с расчетом на дурака. Начался этот процесс с техники — прежде чтобы управлять ею, требовалась высокая квалификация. А сейчас — нажал на кнопку и получил вполне приемлемый результат. От техники тенденция перешла в бизнес. Госуправление сейчас стоит на пороге таких же перемен, и это надо осознать.

Поскольку система пока не впитала эти новые веяния, то и опыт реализации госпрограмм в общем-то предсказуем. Минфин предложил хорошую вещь, а методику к ней — как пользоваться, что делать — до конца не разработал. Вы почитайте просто названия госпрограмм. Надо понимать, что не во всех субъектах и муниципалитетах есть специалисты уровня Блохина или Соколова, что уровень квалификации исполнителей на местах совершенно другой. Поэтому надо разрабатывать такие системы управления, которые позволяли бы их достаточно просто внедрять. И здесь основная ответственность ложится на разработчиков этих систем.

Бизнес уже работает именно так, а госвласть еще только стоит на пороге перемен. И очень бы хотелось, чтобы она поскорее этот шаг сделала, хотя бы на примере тех же госпрограмм или на примере еще более увлекательных муниципальных программ.

С. А. СТРЕЛЬНИКОВА

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно