В связи с текущей ситуацией в экономике, и в частности в банковской сфере, велика вероятность того, что сектор малого и среднего предпринимательства продолжит уходить в тень.
Ситуация на рынке
Прошлый год более выпукло, нежели несколько предыдущих, подчеркнул не вполне приятные тренды для банковского кредитования сектора МСП. Тем не менее ущербным для рынка он не был. Состояние рынка кредитования чаще всего характеризуется тремя показателями — объемами кредитов, портфеля задолженности и просрочки. Что вполне объяснимо: вся статистика собирается с коммерческих банков Банком России, после чего им же агрегируется. Перефразируя известное выражение «классика», другие писатели (аналитики) у нас для вас есть, но вот другой такой же «глобальной» статистики нет.
В 2013 году темпы прироста выданных МСП кредитов выросли, темпы прироста портфеля кредитов снизились (хотя сам прирост все равно составил почти 15%), объемы официальной просрочки упали как в абсолютном, так и в относительном выражении (тем не менее она составила сотни миллиардов рублей). Последний показатель может быть лукавым: судя по неформализованным интервью НИСИПП, взятым во второй половине прошлого года, банки очень активно маскировали просрочку, чтобы снизить обязательные резервы в ЦБ, рост которых продолжается. По мнению экспертов, балансовый показатель не учитывает также искажение, которое происходит при рефинансировании кредита в стороннем банке. Кроме того, наиболее вероятным объяснением этого феномена Аналитический центр МСП Банка, например, считает очищение балансов от «плохих» кредитов путем их списания или продажи коллекторским агентствам (два масштабных сокращения пришлось именно на отчетные даты: 1 июля 2013 года и 1 января 2014 года). В этом году такая «расчистка» продолжится.
Прошлый год ознаменовался также увеличением концентрации ресурсов в Центральном федеральном округе, его доля в совокупном портфеле задолженности банкам со стороны МСП выросла на 2,2 процентных пункта и составила 41,4%.
Аналитический центр МСП Банка с помощью построения авторегрессионной модели (модель, описывающая зависимость текущего значения показателя от его предшествующих значений) подготовил прогноз и на текущий год. При дальнейшем замедлении темпов роста рынка прирост объема выданных кредитов МСП прогнозируется на уровне до
На текущий момент нет уверенности, что прирост будет именно таким, если только инфляция в России не начнет измеряться двузначным числом. Исходя из имеющихся данных, в этом прогнозе, вероятнее всего, никак не были учтены стоимость кредитов (процентные ставки, которые в настоящее время быстро растут), цена валюты, цели кредитования, а также ряд других значимых факторов. И уж тем более не мог быть учтен состоявшийся обмен санкциями между США, Евросоюзом и примкнувшими к ним канадцами и австралийцами, с одной стороны, и Россией — с другой. Они нам — ограничение доступа к рынкам капитала для российских финансовых институтов, принадлежащих государству, эмбарго на торговлю оружием, поставки товаров двойного назначения и на ряд технологий (прежде всего в нефтяной сфере). Мы им — годовой запрет на ввоз пищевых продуктов: мяса крупного рогатого скота, свинины, птицы, рыбы и ракообразных, молока, сыров и всей молочки, колбас, овощей, фруктов и прочих продуктов. Иначе говоря, еда — в обмен на ликвидность, оборудование и технологии.
Возможности банков
Сокращение западного фондирования для госбанков уже снизило и возможности фондирования для всего банковского сектора, в том числе частного (тем более что в России госсектор в банковской сфере уже доминирует над частным). ЦБ увеличил ключевую ставку до 8%. Это, в свою очередь, повлекло за собой рост стоимости кредитов для всех без исключения заемщиков. Для той части сектора МСП, которая работает на заемных ресурсах, увеличение по итогам года может быть большим (с учетом большей рискованности и низкой прозрачности самого сектора). Кроме того, «шок» предложения «санкционированной» пищевой продукции может свести на нет усилия ЦБ по таргетированию инфляции, ради которого в том числе была повышена ключевая ставка. Возможна как «физическая» инфляция, так и ее рост за счет усиления инфляционных ожиданий, что, в свою очередь, снова простимулирует рост ставок по кредитам.
При этом стоит отметить, что банковскими кредитами пользуется примерно четверть всего сектора МСП в России, остальные изыскивают иные способы финансирования — собственные средства, неформальные займы, микрофинансирование и так далее. Структура российского МСП носит в основном непроизводственный характер (торговля, услуги). В 2013 году на торговые МСП пришлось 52% всех выданных сектору кредитов (оборотные кредиты). Этот сегмент может пострадать в части текущего финансирования. В большей мере негативно это может отразиться на тех, кто ведет внешнеэкономическую деятельность, ибо в этом сегменте банковскими кредитами пользуются около половины всех экспортеров-МСП. Однако в общей структуре сектора МСП данный сегмент занимает хотя и важное, но все же незначительное место.
Сужение и удорожание фондирования негативно повлияет и на инвестиции всех сегментов МСП (не только на текущую деятельность). Они между тем и без того стагнируют: прирост наблюдается, но он даже не покрывает инфляцию. Это обусловлено тем, что закрывается доступ именно к среднесрочному и долгосрочному фондированию, которого у нас в экономике практически нет.
Рассмотрим текущую динамику значений двух других основных источников банковского фондирования: вклады населения и ресурсы государства.
В первом полугодии текущего года вклады населения показали отрицательную динамику. По данным Агентства по страхованию вкладов, снижение в сравнении с аналогичным периодом прошлого года составило 74 миллиарда рублей. Хотя в относительном выражении это немного — менее одного процента, однако за последние три года это первый случай официально зафиксированного падения (притом что доходность по вкладам в 2014 году выросла и продолжает расти). Ранее рост ежегодно приближался к 10%.
Согласно данным агентства Fitch, в июле 2014 года прирост банковского кредитования корпоративного сектора экономики был обеспечен госсредствами, госфондирование выросло на 346 миллиардов рублей. Правительство утвердило также программу докапитализации ВТБ и Россельхозбанка, попавших под западные санкции. Банки — «санкционированные счастливчики» увеличат капитал первого уровня на 239 миллиардов рублей за счет средств Фонда национального благосостояния, средства будут конвертированы в их привилегированные акции. Фактически государство берет на себя и риски (а также полную ответственность за состояние экономики). Круг заемщиков при этом сужается: под раздачу (точнее, «нераздачу») попадает наиболее рисковая и незащищенная административным ресурсом часть бизнеса — МСП.
Некоторые прогнозы
Можно предположить, что в существующих условиях (в краткосрочном периоде) не только банки будут терять интерес к «малой экономике», но одновременно и она из-за возможного сокращения платежеспособного спроса населения (а соответственно, и выручки) будет сокращать предъявление собственного спроса на банковские кредитные продукты. Согласно данным коллекторского агентства «Секвойя кредит консолидейшн», в первом полугодии этого года банки существенно снизили активность на рынке кредитования предприятий МСП. На начало августа совокупная задолженность сектора перед банками составила 4,5 триллиона рублей. Показатель в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года увеличился всего на 4,5%. При этом на 1 июля, по данным ЦБ, просрочка по кредитам МСП на срок свыше пяти дней составила 7,6%. За прошедшие два года доля задолженности МСП, находящейся в работе у коллекторов, выросла в разы: в 2012 году — 0,4%, в
Объем просрочки растет гораздо быстрее: на 1 августа она достигла 455,1 миллиарда рублей (увеличение почти на 18%). Согласно прогнозам агентства, по итогам текущего года просрочка по кредитам МСП достигнет 460 миллиардов, а ее рост в сравнении с 2013 годом составит не менее 25%. Просрочка, как считают аналитики рынка, во многом результат кредитного бума
Здесь автор может упомянуть о недавнем случае со знакомым индивидуальным предпринимателем, который пытался получить банковский кредит. Как ИП банк ему кредит выдавать не хотел, зато готов был выдать как физлицу. Банковские специалисты объясняют этот «кейс» так: у ИП не всегда красивая финансовая отчетность. Сам по себе бизнес и неплох, но то, как показатели отражены в отчетности, банки не устраивает. Каждый банк работает по своим внутренним методикам и технологиям. А поскольку часть деятельности (иногда значительная) у ИП не отражена, то выдавать кредиты такой форме бизнеса сложно. Однако в целом банк понимает, что бизнес жив и кредит возвратный, поэтому и предлагает другие схемы.
Так как теневая составляющая в секторе МСП (а особенно у индивидуальных предпринимателей) продолжает расти, можно предположить, что в краткосрочной перспективе правила и технологии банковской оценки МСП при кредитовании еще больше отдалятся от реального состояния дел в секторе, что послужит дополнительным фактором сокращения рынка в этом году. Вполне логично предположить, что в среднесрочной перспективе будут меняться бизнес-модели кредитных фабрик, «новая старая» система оценки клиентов (скоринг) и продуктовые линейки для МСП. Но это произойдет не сразу.
Цена вопроса
Теперь о повышении стоимости денег. По официальным данным Минпромторга, российские банки уже подняли ставки по кредитам для промышленных предприятий на два процентных пункта (ужесточив при этом требования к обеспечению). По данным Аналитического центра МСП Банка, ставки кредитования для «малой экономики» выросли за первое полугодие на
Возвращаясь к прогнозу МСП Банка, отметим, что созданный не так давно в его структуре Аналитический центр уже превратился в один из самых профессиональных аналитических центров в России в сфере исследования состояния и трендов развития МСП и банковского кредитования сектора. В марте прошлого года специалисты АЦ МСП Банка предсказали на 2013 год объем выданных кредитов в 8 триллионов рублей, точность составила 99,2% (реально выдано 8,06 триллиона). По портфелю задолженности прогноз был менее точным, но тоже впечатляющим:
К сожалению, малое и среднее предпринимательство за двадцать с лишним лет так и не стало основой, драйвером российской экономики. Структура нашей экономики и глобальные тенденции не продуцируют спроса на МСП. Для банков же этот сектор, по сути, равнозначен домохозяйствам. Так, объемы банковских кредитов МСП в 2013 году оказались близки по значению к объемам кредитов, выданных физическим лицам, и в разы отличаются от объемов кредитов, выданных крупному бизнесу. В условиях экономической стагнации или даже спада, роста инфляции (последний прогноз МЭР на 2014 год —