Версия для печати 1008 Материалы по теме
Чиновники боятся применять региональное законодательство о ГЧП в условиях, когда по-прежнему нет федерального закона
Не надо бояться?

Современные инструменты привлечения инвестиций в развитие коммунальной и энергетической инфраструктуры обсуждались на кругом столе в Москве, организованном Комитетом по финансовым рынкам Ассоциации менеджеров России (АМР). Чтобы поделиться практическим опытом и своим видением соответствующих перспектив, на него собрались представители деловых кругов, чиновники, депутаты, эксперты

Как отметил во вступительном слове первый заместитель исполнительного директора АМР В. Ю. Ковалев, разговор состоялся в контексте вялотекущей стагнации экономики России. Но вопрос «Где взять деньги?» по ходу дискуссии быстро приобрел более широкое звучание: «Что мешает?» По словам заместителя генерального директора УК «Лидер» Ю. С. Сизова, государство стремится привлечь в указанную сферу компетентного частного партнера. Трудность в том, что проектов, касающихся государственно-частного партнерства, крайне мало. Полсотни реальных примеров для огромной страны — это несерьезно. Многие объекты энергетики или ЖКХ, которые могли бы стать предметом соглашений, не готовы к этому: имущество предприятий до сих пор не зарегистрировано надлежащим образом, и им элементарно не хватает людей, чтобы провести необходимую работу.

Основная проблема лежит в другой плоскости: чиновники боятся применять региональное законодательство о ГЧП в условиях, когда по-прежнему нет федерального закона, подчеркнул председатель Арбитражного третейского суда Москвы А. В. Кравцов. Государственные и муниципальные заказчики опасаются привлечь к себе внимание антимонопольных и контролирующих органов, которые могут обвинить их в завуалированном выводе имущества или раздаче земельных участков в частные руки. Пока не будет четких правил, единых для всех субъектов РФ, подвижек не будет, полагает Кравцов. Председателю суда, однако, возразил директор департамента энергосбережения и энергоэффективности Управления технологического строительства и инжиниринга К. Н. Вышинский. «С ними надо работать!» — заявил он, имея в виду контрольные органы, и дал понять, что чиновникам просто не хватает компетентности. Главный рецепт от Вышинского такой: ходить и убеждать.

Был выдвинут и другой контраргумент: федеральный закон о ГЧП (если его примет Госдума) будет, скорее всего, носить очень общий, рамочный характер. Регулирование многих вопросов депутаты отдадут на усмотрение региональных чиновников. Следовательно, круг замкнется. Что касается финансирования, то на нем акцентировал внимание вице-президент ОАО «Газпромбанк» Д. В. Баранец. По его мнению, банк обычно идет навстречу бизнесу, если видит конкретные проекты. А региональные власти, согласно его оценке, сейчас открыты для сотрудничества и заинтересованы в инвестициях. Переход с 2015 года к долгосрочным энерготарифам должен способствовать этому. Проблему собираемости платежей за услуги ЖКХ банкир считает явно преувеличенной: от 95 до 98% населения в регионах платят вовремя. Приключения денег начинаются потом, в том числе благодаря тем, кто (по выражению докладчика) регистрирует котельные на Каймановых островах. «У крупных банков и так все хорошо, а у мелких „длинных“ денег нет», — не согласилась главный редактор журнала «Стратегия: саморегулирование» М. О. Дмитриенко.

Перспективными в такой ситуации могли бы стать концессионные проекты: в случае с ними у государства в принципе не может быть опасений за судьбу собственности. Здесь развитие тоже идет туго, и то (по выражению Сизова) благодаря отдельным творческим людям. «Мы хотим, чтобы наши деньги были защищены», — подчеркнул он, коснувшись еще одной стороны процесса. В Европе, как сказал эксперт, инвесторы конкурируют между собой за победу в конкурсе, им интересны концессии. Муниципальная концессия для них в этом смысле — стопроцентная гарантия защиты, и местная власть выбирает того, кто предлагает ей лучшие финансовые условия.

А. Н. Горбунов

Поделиться