Версия для печати 1340 Материалы по теме
Генадий Александрович СМИРНОВ, заместиль председателя Союза театральных деятелей РФ
Культура — не сфера услуг

Сейчас активно обсуждаются «Основы государственной культурной политики», разработанные администрацией президента. Но истинным отражением культурной политики государства является его бюджетная политика. Если мы везде напишем, что культура — это наше все, а в бюджете предусмотрим сокращение расходов на финансирование федеральных программ и объектов культуры, то по закону социального подражания сократятся и расходы на культуру в регионах и муниципалитетах.

Проблема в ложных мировоззренческих установках, господствующих в государственном аппарате. Культура и искусство — это не сфера услуг. В противном случае она могла бы регулироваться простыми рыночными механизмами. Но речь идет о производстве культурных благ, которые обладают всеми признаками общественного блага, и государство должно его поддерживать. Такое производство влияет на общую социальную ситуацию, на повышение качества жизни. Оно не измеряется только рублем.

Простой пример. На уличное освещение тратятся бюджетные средства, и оплачиваем его мы как налогоплательщики. Фонарь на улице — общественное благо, и оно принадлежит всем без исключения, даже тем людям, которые не ходят под фонарем. Тот факт, что в городе светло, все равно влияет на их самочувствие. То же самое с культурой. Человек может не посещать театр, но если в городе есть театр или концертный зал, это тоже сказывается на его самочувствии. В конечном счете это влияет и на инвестиционный климат.

Другая распространенная ложная установка — та, что бюджетные средства, выделяемые на культуру, необходимо увязывать с результатами культурной деятельности. Это заблуждение, что ее можно измерить в каких-то показателях. Попытки установить критерии эффективности в культуре неизбежно приведут к вмешательству государства в творческий процесс. А директора театров и художественные руководители научатся правильно по этим показателям отчитываться... Единственный правильный подход — не придумывать никаких критериев эффективности, исходить исключительно из презумпции социальной полезности любой культурной деятельности — кроме той, которая прямо запрещена законом.

И еще. Никакие основы государственной культурной политики и законы, принятые в их развитие, не помогут, если в государственных органах будет жива мысль о том, что на культуре можно сэкономить. Это катастрофическое заблуждение! По объективным законам, известным всему миру, расходы на культуру только растут. Причем плата за билеты на культурные мероприятия всегда растет медленнее этих расходов, что обусловлено нерыночной природой самой культуры.

Президент России в мае 2012 года подписал указ № 597, который предусматривал повышение заработной платы работникам культуры. Главы субъектов РФ несут за это ответственность. Что им нужно? Отчитаться. Есть два пути. Первый — увеличить объем финансирования, доведя зарплату до средней по экономике. Второй — сократить численность работников, а высвободившиеся средства распределить между оставшимися.

Я недавно встречался с руководителем федерального бюджетного учреждения за пределами Москвы, и он рассказал, что, получив соответствующее задание, был вынужден сократить количество преподавателей. Средняя зарплата увеличилась, но выросла и педагогическая нагрузка. А поскольку преподавание в театральном вузе связано и с физическими затратами, люди стали болеть, пропускать занятия. Качество преподавания упало.

Поделиться