25 апреля 2024 года
Версия для печати 1927 Материалы по теме
Не допустить лишних расходов

2015 год обещает быть сложным для исполнения региональных бюджетов. О том, какие меры принимаются для повышения эффективности бюджетных расходов, их сокращения, увеличения объема собственных доходов, что делается в сфере организации внутреннего государственного финансового контроля, мы поговорили с заместителем председателя кабинета министров Чувашской Республики, министром финансов Светланой Александровной Енилиной.

— Светлана Александровна, расскажите, пожалуйста, о параметрах бюджета 2015 года. Каковы нюансы главного финансового документа региона? Какие меры предприняты для снижения рисков несбалансированности бюджета?

— Замедление экономики, проявившееся во второй половине 2014 года, стало решающим фактором при формировании республиканского бюджета на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов. Первоначальный вариант бюджета был внесен в кабинет министров Чувашской Республики до 20 сентября 2014 года. Однако к концу 2014 года и в текущем году наметилась тенденция к спаду поступлений собственных (налоговых и неналоговых) доходов. Так, в январе 2015 года поступление собственных (налоговых и неналоговых) доходов к январю 2014 года составило 91 процент, по состоянию на 17 марта 2015 года к аналогичному периоду прошлого года — 93,8 процента. Так как данное развитие ситуации мы предвидели, в конце 2014 года в Закон о рес­публиканском бюджете на 2015 год и плановый период 2016–2017 годов были внесены поправки, согласно которым часть расходных обязательств 2015 года была перенесена к финансированию на 2014 год. Максимальный упор был сделан на обеспечение завершения строительства начатых объектов. Также в 1,9 раза по сравнению с уровнем 2013 года были увеличены расходы на реализацию майских указов Президента РФ. Таким образом, удалось ощутимо снизить нагрузку на бюджет 2015 года.

Чувашская Республика — регион дотационный, и чтобы в полной мере выполнять все свои обязательства, нам приходится прибегать к инструментам заимствования. Однако при определении объема государственного долга мы исходим из консервативного подхода к его формированию. Так, в 2013 году было обеспечено снижение государственного долга до 48 процентов от объема собственных доходов (в 2012 году госдолг составлял 54,7 процента). На 1 января 2014 года объем государственного долга составлял 9,8 миллиарда руб­лей с долей рыночных обязательств в 30,4 процента от собственных доходов. На 1 января 2015 года госдолг увеличился до 12,2 миллиарда рублей (58,2 процента к собственным доходам), доля рыночных обязательств при этом достигла 39,6 процента. Стоит отметить, что в среднем по субъектам ПФО долговая нагрузка составляет 59,3 процента, и среди регионов округа Чувашия по этому показателю занимает пятое место.

Кроме того, нами были приняты меры по недопущению принятия расходных обязательств 2015 года в объемах, превышающих возможности республиканского бюджета. Для этого бюджетные обязательства на 2015 год до главных распорядителей бюджетных средств были доведены в сокращенном на 10 процентов объеме. Тем не менее расходных обязательств социальной направленности сокращение не коснулось.

— Какие еще меры, направленные на сокращение расходов и увеличение доходов, предприняты в респуб­лике?

— Наша республика всегда очень ответственно и взвешенно подходила к политике администрирования своих доходов. По итогам 2013 года Чувашская Республика вошла в двадцатку лучших регионов проведенного Министерством финансов РФ рейтинга эффективности деятельности органов исполнительной власти.

Одним из способов решения задачи увеличения собственных доходов является совершенствование системы налогообложения. Работа кабинета министров Чувашской Республики по изменению налогового законодательства в 2013–2014 годах позволила обеспечить дополнительное поступление доходов в сумме 289,4 миллиона рублей, в частности за счет индексации некоторых налоговых ставок и отмены неэффективных налоговых льгот.

Бюджет-2015
Доходы и расходы бюджета Чувашской Республики на 2015 год утверждены в объемах 33,4 миллиарда и 36,8 миллиарда рублей соответственно. Объем собственных (налоговых и неналоговых) доходов на 2015 год спрогнозирован в сумме 22,9 миллиарда рублей (108,5% к факту 2014 года). Бюджет сформирован с дефицитом в сумме 3,4 миллиарда рублей, что составляет 15% объема собственных (налоговых и неналоговых) доходов.

Кроме того, совместно с администрациями муниципальных образований ведется активная работа по повышению эффективности использования государственного (муниципального) имущества, снижению задолженности в бюджеты республики по арендной плате за государственное имущество и земельные участки. По результатам реализации данных мероприятий в республиканский бюджет в 2014 году дополнительно поступило порядка 1,4 миллиарда рублей.

Мероприятия по оптимизации расходов республиканского бюджета проводятся нами ежегодно. В 2014 году расходы удалось сократить более чем на миллиард рублей, в том числе за счет:

  • актуализации сведений о количестве неработающих граждан, по результатам которой уменьшены межбюджетные трансферты в Федеральный фонд ОМС, — на 207,2 миллиона рублей;
  • оптимизации сети государственных учреждений Чувашской Республики — на 197,1 миллиона рублей;
  • эффективного проведения государственных закупок — на 488 миллионов рублей;
  • внедрения механизмов ГЧП в социальной сфере — на 52,8 миллиона рублей.

— Важнейшим инструментом повышения эффективности бюджетных расходов являются государственные программы. Какая работа проведена в Чувашской Республике по формированию программного бюджета?

— Конечно, существенной мерой, направленной на повышение обоснованности, эффективности и прозрачности бюджетных расходов, является формирование программного бюджета. Применение программно-целевого метода позволяет уточнить приоритетность мероприятий, очередность и сроки их реализации, а также социальную и экономическую целесообразность планируемых бюджетных расходов. Стоит отметить, что все этапы формирования програмного бюджета автоматизированы с помощью программного комплекса «Проектирование бюджета» (разработка компании «Кейсистемс»).

Еще в 2011–2012 годах наша республика в числе первых регионов России утвердила 15 государственных программ Чувашской Республики, охватывающих все ключевые сферы деятельности региона. Затем были созданы условия для интеграции указанных программ в бюджетный процесс.

Доля расходов республиканского бюджета, сформированных в рамках государственных программ, в 2012 году составляла 98,2 процента общего объема расходов бюджета, в 2013 году — 98,6 процента, в 2014 году — 99 процентов. В 2013 году при методологической поддержке минфина Чувашии всеми муниципальными образованиями региона утверждены муниципальные программы.

В целях сокращения неэффективных расходов ежегодно осуществляется анализ реализации всех направлений и основных мероприятий государственных программ республики, а также динамики достижения заявленных показателей. В дальнейшем систематический анализ государственных программ и расходов на их реализацию должен быть дополнен системой ответственности за достижение поставленных целей.

— Как строятся в вашем регионе межбюджетные отношения? Какие меры принимаются для выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований?

— За прошедшие несколько лет произошли принципиальные изменения финансовых взаимоотношений между бюджетами различных уровней, направленные на укрепление бюджетного федерализма, повышение бюджетной дисциплины, прозрачности и стабильности распределения финансовых ресурсов. Межбюджетное взаимодействие между республиканским бюджетом и бюджетами муниципальных образований регулируется законодательством субъекта. Оно построено на основе принципов единства формул распределения финансовой помощи, разграничения расходных и доходных полномочий на стимулирующей основе и ответственной бюджетной политике.

Так, рассчитывая объем финансовой помощи муниципалитетам рес­публики в виде дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, при оценке доходного потенциала мы применяем коэффициент налоговых усилий, который стимулирует органы местного самоуправления к наращиванию собственного доходного потенциала. Право на получение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности имеют муниципальные образования, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых не превышает уровень, установленный в качестве критерия выравнивания муниципальных районов (городских округов). Принцип выравнивания способствует объективному распределению средств в расчете на душу населения и исходя из равного доступа граждан к бюджетным услугам. Объем дотации позволяет муниципальным образованиям финансировать текущие первоочередные расходы местных бюджетов.

— В настоящее время большое значение придается внутреннему государственному финансовому контролю. Каким образом он организован и работает в вашем регионе? Какие программные решения помогают осуществлять действенный и оперативный внутренний государственный финансовый контроль?

— Действующая в республике система внутреннего государственного финансового контроля была восстановлена в период реформирования системы управления общественными финансами Чувашии в конце 90-х годов ХХ века, поскольку финансовый контроль органически связан с бюджетным процессом и затрагивает все его стадии. В связи со значительными изменениями законодательства в сфере финансового контроля, преду­смотренными Федеральным законом № 252‑ФЗ, полномочия по осуществлению внутреннего государственного финансового контроля были возложены на министерство финансов республики.

В 2013–2014 годах разработаны и утверждены все нормативные правовые акты, необходимые для организации контрольной деятельности министерства в новых условиях. В целях повышения эффективности внутреннего государственного финансового контроля минфином заключены соглашения о сотрудничестве и взаимодействии со Следственным управлением Следственного комитета РФ по Чувашской Республике, прокуратурой республики, Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратурой, Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Контрольно-счетной палатой Чувашии.

Minfin.-Zasedanie-23.01.png

Более десяти лет организация финансового контроля осуществляется с применением программного комплекса «Ревизор-КС» (разработка компании «Кейсистемс»), который позволяет автоматизировать все этапы контрольной работы. В связи с изменением законодательства и новыми полномочиями министерства по контролю в сфере закупок данный программный комплекс существенно доработан. Это позволит осуществлять более глубокий анализ деятельности органов исполнительной власти (местного самоуправления) при осуществлении закупок за счет средств республиканского бюджета для государственных (муниципальных) нужд. При выявлении нарушений бюджетного законодательства и законодательства о контрактной системе в сфере закупок минфин составляет и направляет в адрес объектов контроля представления и предписания. По нарушениям, относящимся к административным, возбуждаются дела об административных правонарушениях в порядке, установленном действующим законодательством. К органам местного самоуправления, совершившим бюджетные нарушения, применяются меры принуждения в виде приостановления предоставления межбюджетных трансфертов. Материалы контрольных мероприятий, в ходе которых выявлены финансовые нарушения, в соответствии с указом Президента РФ от 3 марта 1998 года № 224 «Об обеспечении взаимодействия государственных органов в борьбе с правонарушениями в сфере экономики» направляются для рассмотрения и принятия мер прокурорского реагирования в прокуратуру Чувашской Республики.

Подготовила С. В. Мартыненко

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно