Версия для печати 1659 Материалы по теме
Рустем Вадисович КАЗИХАНОВ, заместитель министра экономического развития Республики Башкортостан
Разговоры о пассивности населения далеки  от истины

Республика Башкортостан — первая среди республик Российской Федерации, которая включилась в реализацию Программы поддержки местных инициатив (ППМИ). О том, как на практике была реализована программа, читайте в статье.

Проект инициативного бюджетирования стал одним из значимых событий 2014 года для районов Зауралья Республики Башкортостан. Именно эта территория, включающая семь районов, была выбрана в качестве пилотной для реализации ППМИ, способствующей развитию социальной и коммунальной инфраструктуры местного уровня. Поддержка осуществляется в форме небольших по объему субсидий, предоставляемых муниципальным образованиям на конкурсной основе.

Программой предусматривается, что всю инициативу берет на себя население, решая на общем собрании, что для их территории актуальнее на данный момент. К примеру, отремонтировать крышу Дома культуры, установить детскую площадку, благоустроить центральную площадь, починить сельский водопровод. Все процедуры, предусмотренные программой, объективны и прозрачны, условия одинаковы для всех участников, поскольку проекты отбираются на конкурсной основе, критерии отбора формализованы и известны заранее. Результаты отбора доводятся до всех участников и находятся в открытом доступе. Таким образом, создается сильная мотивация для местных глав, местного бизнеса и населения к совместному участию и софинансированию проектов.

Подготовка к участию в ППМИ

Впервые программа поддержки местных инициатив была представлена в Башкортостане в 2013 году. Несколько месяцев минэкономразвития республики проводило подготовительные работы для заключения соглашения со Всемирным банком о реализации данного проекта в регионе. Представители министерства активно изучали опыт других субъектов РФ и лучшие практики по реализации ППМИ. Для работы с населением были отобраны местные консультанты Всемирного банка, при этом учитывался их опыт работы по обучению и взаимодействию с группами людей, навыки проведения массовых собраний, опыт администрирования различных проектов.

Работа с представителями администраций районов и сельских поселений также началась заранее. Для них была организована специальная конференция, на которой подробно рассматривался механизм ППМИ. Важная роль в ознакомлении жителей с программой отводилась СМИ. Были подготовлены публикации, телевизионные программы, в которых рассказывалось о новой технологии. Также мы организовывали собрания, на которых обсуждались наиболее острые проблемы для каждого конкретного населенного пункта. На итоговых собраниях, где уже присутствовали представители Всемирного банка, местные жители совместно с активной группой путем голосования выбирали один проект, который будет реализовываться в рамках ППМИ.

К сожалению, у нас были случаи, когда в некоторых сельских поселениях собрания были отменены из-за отсутствия кворума, в других наблюдалась низкая активность участников собрания. Были люди, которые не верили в проект и сомневались в его эффективности. Развеять все сомнения помогали консультанты, присутствующие на собраниях. Они подробно и доходчиво отвечали на все вопросы, консультировали жителей по работе ППМИ. Уверенность и веру в проект жителям сельских поселений придали примеры реализованных проектов в других регионах России.

Из бюджета Республики Башкортостан на реализацию проектов, победивших в конкурсе в 2014 году, было выделено около 60 миллионов рублей. Оставшуюся сумму, необходимую для полного воплощения идей, в рамках софинансирования внесли муниципалитеты, местные жители и бизнес-сообщество. При этом по правилам конкурсного отбора запрашиваемая субсидия из бюджета на реализацию одного проекта не должна была превышать 1,5 миллиона рублей. Также ограничение было введено и по количеству заявок: каждое поселение вправе представить на конкурс не более двух заявок.

Финансовые показатели реализации проекта

Согласно отчетам минэкономразвития республики по итогам первого года реализации ППМИ субсидия из республиканского бюджета составила 59 миллионов рублей. Участие муниципальных образований в программе оценивается в 9 миллионов рублей. Денежный вклад населения составил 7 миллионов рублей, неоплачиваемый труд — 5,7 миллиона. Вклад спонсоров, так же как и населения, осуществляется в денежной форме — 6,4 миллиона рублей и в форме неоплачиваемого труда — 6,3 миллиона. Стоимость проектов без учета неоплаченного труда оценивается в 82,1 миллиона рублей. Общая сумма заключенных муниципальных контрактов составила 75,6 миллиона рублей, экономия по результатам закупок — 9 миллионов рублей. Общая стоимость реализации проектов — 94 миллиона рублей.

Хорошие результаты были достигнуты по софинансированию проектов из различных источников. При плановых показателях софинансирования не менее 5% из муниципального бюджета и 3% от населения фактически привлечено 15% от местных бюджетов и 12% от населения. Кроме того, значительная часть средств на реализацию проектов поступила и от юридических лиц (спонсоров) — 11%. Несмотря на то что 2014 год был пилотным для республики, ППМИ получила высокий отклик и у населения, и у местных бизнес-сообществ. По общему объему привлеченных внебюджетных средств (23%) Республика Башкортостан находится в числе лидеров среди российских регионов, где реализуются подобные проекты.

Сегодня всецело рассчитывать на небольшой поселковый бюджет не приходится. Альтернатива — самим взяться за обустройство своего места проживания. Как это сделать и как получить нужный результат, как раз и подсказывает Программа поддержки местных инициатив. Однако хотелось бы, чтобы большую активность в реализации проектов проявляла молодежь. Ведь повышение качества жизни муниципального образования зависит в первую очередь от молодого поколения.

Эффект от реализации ППМИ

Подчеркну, что консультанты Всемирного банка проводили мониторинг и контроль всех этапов реализации программы в нашем регионе. Кроме того, специалисты Всемирного банка организовывали обучение глав поселений, районов и инициативных групп, а также консультировали их по всем вопросам подготовки заявки.

Положительные экономические эффекты от реализации ППМИ в Башкортостане очевидны. Это эффективное распределение бюджетных средств, снижение стоимости строительных объектов, мобилизация внутренних резервов развития муниципальных образований и повышение качества выполняемых работ благодаря общественному контролю. Нельзя забывать и о положительных социальных эффектах. В первую очередь это укрепление доверия населения и бизнеса к деятельности власти, повышение прозрачности и открытости информации о состоянии местного самоуправления и построение конструктивного диалога между тремя сторонами: бизнесом, властью и обществом.

Не все поданные на конкурс заявки стали победителями, однако некоторые «проигравшие» проекты все же были реализованы. Так получилось в одном из населенных пунктов Учалинского района, где, несмотря на отсутствие субсидии из регионального бюджета, общими усилиями местного населения и администрации района был реализован проект «Чистое село» на сумму 1,6 миллиона рублей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Рис-1.png

Подводя итоги, еще раз подчеркну, что данный проект стал для нашего региона одним из действенных способов повышения эффективности использования бюджетных средств. Программа дала мощный импульс гражданской активности. У людей появился реально действующий механизм, при помощи которого они могут по-хозяйски решать первоочередные проблемы. Жители готовы брать на себя роль ответственного партнера власти и в организационном, и в финансовом плане. Итоги минувшего года подтверждают, насколько востребована эта программа в Башкортостане и далеки от истины разговоры о пассивности населения.

Поделиться