25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 2450 Материалы по теме
Трудности преодолимы, когда мы вместе

Важнейшая на сегодня задача для субъектов РФ — преодолеть экономические сложности и сохранить устойчивость бюджетов. О том, что регионы могут сделать для ее решения и какую поддержку им намеривается оказать Федерация, журналу «Бюджет» рассказала заместитель председателя комитета Государственной думы по бюджету и налогам, председатель Совета НП «Сообщество финансистов РФ» Надежда Сергеевна МАКСИМОВА.

— Надежда Сергеевна, не могли бы вы кратко охарактеризовать финансовую ситуацию в российских регионах? Что больше всего вызывает опасение?

— Правительство РФ представило в Государственную думу прогноз социально-экономического развития Российской Федерации, в котором предполагается, что в 2015 году собственные доходы региональных бюджетов снизятся на 53,5 миллиарда рублей, дефицит бюджетов увеличится на 117 миллиардов рублей, до 665 миллиардов на конец года.

Эти ожидания подкрепляются ходом исполнения региональных бюджетов в текущем году. По итогам двух месяцев этого года снижение доходов региональных бюджетов к соответствующему уровню прошлого года составило семь процентов, а налоговых и неналоговых доходов — десять процентов. При этом расходы бюджетов увеличились на два процента, дефицит региональных бюджетов составил 200 миллиардов рублей.

— Наиважнейшая проблема регионов — это закредитованность их бюджетов. Долги и, следовательно, расходы на их обслуживание ежегодно растут. Какие пути решения этой проблемы вы видите? Будет ли продолжена практика предоставления бюджетных кредитов на замещение коммерческих?

— Безусловно, и без того сложную ситуацию усугубляют долговые обязательства субъектов РФ и муниципальных образований, которые по состоянию на 1 января 2015 года составили почти 2,1 триллиона рублей. У 35 субъектов РФ объем государственного долга превышае­т 50 процентов доходов их консолидированных бюджетов (без учета безвозмездных поступлений). Аналогичная ситуация наблюдается и в муниципалитетах.

Предпринятые в конце 2014 года конструктивные меры по замещению коммерческих кредитов бюджетными не оказали существенного влияния на структуру задолженности регионов. В ней по-прежнему преобладают коммерческие (почти 40 процентов) и бюджетные (32 процента) кредиты. Практика замещения кредитов банков бюджетными кредитами будет продолжена и в текущем году. На трехсторонней комиссии по межбюджетным отношениям в феврале текущего года на эти цели дополнительно распределено между регионами 148 миллиардов рублей. Однако не все регионы смогут воспользоваться этой поддержкой, так как условия ее предоставления оказались для многих трудновыполнимыми. В частности, одним из условий является поэтапное сокращение до 1 января 2017 года объема долговых обязательств по кредитам банков и ценным бумагам до 50 процентов собственных доходов.

— В условиях замедления роста экономики и падения собственных доходов региональных бюджетов усиливается зависимость последних от федерального бюджета. Существует ли риск снижения финансовой помощи субъектам?

— В представленном Правительством РФ проекте изменений в федеральный бюджет на 2015 год сокращается поддержка регионов. Несмотря на то что дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности остаются неизменными, а объем выдачи бюджетных кредитов возрастает на 160 миллиардов рублей, в целом суммы межбюджетных трансфертов (а это дотации, субсидии и субвенции) региональным бюджетам урезаются на 145,37 миллиарда рублей, что составляет почти 49 процентов от всего объема сокращения по расходам федерального бюджета (298 миллиардов рублей).

Вместе с тем при прогнозируемом сокращении производства во многих сферах экономической деятельности и падении внутреннего инвестиционного и потребительского спроса мы не ожидаем значительного прироста прибыли. А налог на прибыль организаций — один из главнейших бюджетообразующих доходов для регионов. В 2015 году также предполагается сокращение фонда оплаты труда. Это потери по другому важному источнику доходов региональных бюджетов — налогу на доходы физических лиц. В этих условиях сбалансированность бюджетов субъектов РФ без принятия антикризисных мер и поддержки из федерального бюджета — задача архисложная.

Одна из таких мер — это, как я уже говорила, предусмотренное в федеральном бюджете дополнительное выделение субъектам бюджетных кредитов под 0,1 процента в сумме 160 миллиардов рублей на цели, обозначенные Бюджетным кодексом, в том числе на замещение банковских кредитов. Более того, в соответствии с приказом Министерства финансов России, согласованным с Центральным банком, коммерческие банки смогут кредитовать регионы под ключевую ставку плюс не более 1,5 процентного пункта маржи, что удешевит обслуживание государственного долга субъектов. Но эта помощь представляется крайне недостаточной, так как в 2015 году преду­смотрен и возврат ранее полученных регионами бюджетных кредитов в размере 104 миллиарда рублей. Вот почему постановлением Государственной думы к законопроекту о внесении изменений в федеральный бюджет на 2015 год Правительству РФ рекомендовано принять меры по оказанию дополнительной финансовой помощи бюджетам субъектов РФ в процессе исполнения бюджетов.

Экономический спад в период кризиса — это естественное, объективное явление. Требуется время, чтобы экономика адаптировалась к изменившимся условиям. Желательно, чтобы это произошло быстрее. Частично этому может способствовать перенос сроков введения требований, которые ужесточают условия для ведения бизнеса: переход к рыночной ставке аренды имущества под офис, требования к сельхозрынкам, к вывескам, экологическому контролю грузового транспорта и так далее.

В апреле приняты корректировки федерального бюджета, и очень важно быстрее довести изменения до регионов. Ведь им предстоит также скорректировать свои бюджеты, а для этого необходимо понимание того, какие программные инвестиционные объекты, какие мероприятия сохранились на федеральном уровне и какое на них потребуется софинансирование из региональных бюджетов.

— Существуют ли, по вашему мнению, у регионов резервы для оптимизации расходов? В чем они заключаются?

— Субъектам РФ совместно с органами местного самоуправления необходимо организовать эффективную работу по выявлению объектов недвижимости, не поставленных на учет, и проведению кадастровой оценки всех объектов недвижимости, а также земельных участков, которые должны находиться в муниципальной собственности. Вместе с тем, пользуясь правом устанавливать ставки и льготы по налогу на недвижимое имущество и земельному налогу, необходимо учитывать уровень доходов населения, избегать роста налоговой нагрузки на малообеспеченных граждан.

В русле оптимизации региональных и местных бюджетов обсуждается тема унификации строительства объектов, особенно в малых городах и сельской местности. Этому могла бы поспособствовать реализация предложения, прозвучавшего в Послании Президента России, о создании единого госзаказчика для строительства за счет средств федерального бюджета. Сейчас же стоимость однотипных сооружений даже в соседних регионах может различаться в разы. Ну и конечно, надо искать, на чем можно сэкономить, сокращая неэффективные расходы, о чем Президент России говорил на февральском заседании Президиума Госсовета.

— Сейчас все субъекты РФ работают со своими антикризисными планами. На что бы вы посоветовали обратить внимание в первую очередь при проведении этой работы?

— В последнее время в регионах принимались меры, которые уже носили антикризисный характер: переход на подушевое финансирование и повышение производительности труда в социальной сфере, поддержание социальной стабильности на основе адресной поддержки населения, реализация программ переобучения. Следует продолжить работать в этих направлениях уже в русле антикризисных мероприятий.

В числе антикризисных многие регионы, в развитие федеральных посылов, предусмотрели и такие мероприятия, как:

  • внедрение программ импортозамещения в промышленности и сельском хозяйстве;
  • повышение конкурентоспособности экономики;
  • снижение стоимости аренды недвижимости;
  • предоставление налоговых льгот малому и среднему бизнесу;
  • проявление гибкости и адресности в социальной политике.

В каждом регионе есть и свои специфические, адаптированные к местным условиям, антикризисные меры. Главное, не снижать набранные темпы там, где экономика успешно перестраивается на новые рельсы, и активнее работать над изменением структуры экономики там, где эти процессы пока пробуксовывают. Все это делать необходимо, даже если сбудутся прогнозы Минэкономразвития России о том, что спад экономики в стране ограничится 2015 годом.

— Антикризисный план Правительства РФ предлагает регионам пойти по пути предоставления налоговых льгот малому и среднему бизнесу. Регионы в большинстве своем отнеслись к этому праву с осторожностью. Не рассматривается ли вопрос о компенсации регионам выпадающих доходов, связанных с предоставлением налоговых льгот?

— Что касается предоставления налоговых льгот малому и среднему бизнесу, то действительно, регионы этим правом будут пользоваться очень избирательно, с учетом предполагаемого, в том числе и финансового, эффекта от поддержки того или иного предпринимателя. Безусловно, прямой компенсации выпадающих доходов из федерального бюджета при этом не планируется. Но при определении налогового потенциала в расчетах дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности этот объем недополученных доходов целесообразно не восстанавливать.

— Надежда Сергеевна, некоммерческое партнерство «Сообщество финансистов России» проводит огромную работу по подготовке предложений по внесению изменений в бюджетное и налоговое законодательство. Расскажите, пожалуйста, какие инициативы региональных финансистов сейчас находятся в работе, какие проблемы последнего времени удалось решить в результате деятельности сообщества?

— Важнейшими реализованными в последнее время, то есть поддержанными Правительством РФ и закрепленными законодательно, нашими предложениями мы считаем следующие:

  • сокращение платы за пользование бюджетными кредитами, получаемыми субъектами из федерального бюджета, до 0,1 процента;
  • частичное замещение дорогостоящих коммерческих заимствований бюджетными (дешевыми) кредитами;
  • сокращение доли софинансирования из региональных бюджетов по программам, субсидируемым из федерального бюджета.

Последние поправки в закон о федеральном бюджете на 2015 год и в Бюджетный кодекс связаны с реализацией наших предложений:

  • по переоформлению валютной задолженности регионов перед Российской Федерацией в рублевый эквивалент, исходя из среднего курса рубля к доллару в 2014 году;
  • по увеличению с 30 до 50 дней срока, на который Федеральное казначейство предоставляет краткосрочные кредиты бюджетам субъектов РФ на покрытие временных кассовых разрывов при исполнении бюджетов;
  • по снижению нагрузки на региональные бюджеты в части индексации заработной платы работникам бюджетной сферы. В 2015 году субъектам РФ предоставлено право повышать размер оплаты труда региональным (муниципальным) бюджетникам не в соответствии с дорожными картами, а в соответствии с принятыми субъектами решениями, учитывающими возможности их бюджетов.

В конце марта текущего года прошло общее собрание членов НП «Сообщество финансистов России». Присутствовало более 120 человек — финансисты субъектов и муниципальных образований со всей России. Несмотря на все сложности текущего периода, работники финансовой системы готовы предпринимать действенные меры, способствующие выходу страны из кризиса, укреплению бюджетов всех уровней, социальной поддержке граждан. Пожелаем всем успехов.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно