Версия для печати 1097 Материалы по теме

Правительственная комиссия одобрила четыре проекта, которые будут софинансироваться из Инвестиционного фонда. Общая стоимость проектов составит 1 триллион 223 миллиарда рублей, в том числе 422 миллиарда будут потрачены из Инвестфонда. Подробнее об этом, а также о работе госкорпорации "Олимпстрой" в интервью информационному каналу "Вести" рассказал глава Министерства регионального развития Дмитрий Козак.

козак


- Дмитрий Николаевич, скоро будет уже два месяца, как вы возглавляете Минрегионразвития. За этот короткий срок министерство получило ряд новых функций и еще больше новых задач. Какие приоритеты вы бы выделили, какие участки самые сложные?

- Простых участков здесь нет. Все вопросы, связанные с осуществлением региональной политики, я бы назвал приоритетными и достаточно запущенными, потому что самостоятельного направления и осуществления региональной политики как такового у нас практически не было, никто этим не занимался. Поэтому мы, во всяком случае, хотим соответствовать своему названию – Министерство регионального развития. Это одна из приоритетных целей и правительства Российской Федерации. Сегодня идет разработка целого ряда документов, которые направлены на стимулирование социально-экономического развития регионов, на создание условий для сбалансированного регионального развития. Это один из приоритетов. Второй приоритет – это привлечение инвестиций в регионы, привлечение инвестиций в российскую экономику. Таким инструментом является Инвестиционный фонд. Мы только что рассмотрели четыре крупных инвестиционных проекта, в случае реализации которых будет привлечено 1 триллион 223 миллиарда рублей из государственных и частных источников. Из них государственные инвестиции составляют 442 миллиарда, а остальные средства от частных инвесторов. На очереди у нас еще шесть проектов примерно в таких же параметрах. Также в рамках реализации региональной политики мы намерены использовать Инвестиционный фонд Российской Федерации для стимулирования и привлечения инвестиции в конкретные регионы и предоставления возможности всем регионам РФ воспользоваться этими средствами на определенных условиях, установленных федеральным правительством.

- Какие решения были приняты на состоявшемся заседании правительственной комиссии? Какие проекты будут в дальнейшем развиваться?

- Все четыре проекта, которые были представлены, одобрены правительственной комиссией. Правда, все с оговорками. Речь идет о некоторой доработке инвестиционных проектов, но незначительной. Сумма и содержание этих проектов в результате принятых решений не поменяется. Четыре проекта - это строительство платной автомобильной автодороги между Москвой и Санкт-Петербургом, строительство скоростной магистрали Санкт-Петербург - Хельсинки, развитие южной Якутии, развитие Полярного Севера, Полярного Урала. Все проекты одобрены и поддержаны. Надеюсь, что после принятия решения мы поговорим о совершенствовании механизмов, которые будут обеспечивать исполнение тех параметров, в которых одобрены эти проекты.

- Дмитрий Николаевич, многие эксперты еще до заседания говорили и сейчас говорят, что существует ряд законодательных преград, которые могут помешать исполнению этих проектов. Как они будут решаться?

- Необходимые решения по этому вопросу сегодня на заседании правительственной комиссии тоже приняты. Мы договорились о том, что не позднее следующей среды мы должны провести все согласительные процедуры по проектам, которые гармонизируют законодательство и обеспечивают реализацию инвестиционных проектов.

- Если можно, чуть подробнее о самом Инвестиционном фонде. Существуют сомнения в правомерности использования этих средств. Участие частного бизнеса в процессе принятия решений как-то поможет придать уверенности в оправданности использования этих средств?

- Главное условие для реализации этих проектов и выделения средств – это участие частного бизнеса. Без этого деньги из Инвестиционного фонда расходоваться не будут. Что касается участия в принятии решений, то мы в настоящее время работаем над документами, которые определяют статус Инвестиционного фонда для того, чтобы привлечь туда структуру, состоящую из независимых экспертов, в том числе и частного бизнеса.

- Известно, что для того, чтобы какой-то проект принял участие в этой программе, его стоимость должна быть около 5 миллиардов. Это достаточно серьезная сумма, и для некоторых регионов она в принципе может оказаться неподъемной. Как будете решать проблему? Будет ли здесь федеральный центр оказывать какую-то финансовую помощь?

- Что касается 5-ти миллиардов рублей, то в настоящее время речь идет об инвестиционных проектах, которые являются приоритетными для российской экономики в целом, для страны в целом. Я говорил о том, что мы сегодня работаем над положением в Инвестиционном фонде для того, чтобы предоставить возможность регионам воспользоваться этим инструментом. И для тех проектов, которые носят региональный, либо межрегиональный характер, конечно, планка входа в Инвестиционный фонд будет ниже. Мы пока остановились на том, что стоимость такого проекта должна будет составлять 1 миллиард рублей. И решения по этим проектам будет приниматься на региональном уровне. Предположительно, за нами останется только контроль за тем, чтобы они соблюдали те принципы, которые будут установлены правительством РФ.

- Вы говорили о строительстве скоростных автотрасс. Кроме упомянутых дорог Москва – Санкт-Петербург и Петербург – Хельсинки, планируется ли строить еще какие-то скоростные трассы?

- Стратегия развития транспортной системы, правда, она не претендует пока на финансирование из Инвестиционного фонда, это федеральная трасса "Дон". Там также предполагается создание платных участков. Нам надо смелее идти на такие меры – на создание платных скоростных автомобильных дорог. Через этот механизм транспортную систему сегодня развивают практически все страны мира. Даже в том же Китае, на который мы ориентируемся, учитывая наше общее историческое прошлое, давно уже отказались от условия, что платная дорога может быть создана только при условии существования рядом бесплатной дороги. И нам необходимо сделать также – уж лучше платная дорога, чем никакой.

- Теперь обратимся к другой теме. Вы являетесь главой наблюдательного совета госкорпорации "Олимпстрой". Когда структура заработает в полную мощность? Какие главные задачи стоят перед ней на данном этапе?

- Что касается необходимости работать в полную мощность – она должна уже сегодня работать в полную мощность. Что мы понимаем под полной мощностью? Есть соответствующие этапы. Сегодня идет этап проектирования, подбора подрядчиков, разработка процедур этого подбора. И в этом плане сегодня она работает практически на полную мощность. Конечно, не хватает, наверное, еще людей, но я должен отдать должное президенту компании, он только вчера получил назначение, но, не дожидаясь этого назначения, он активно собирал всю необходимую информацию. Работал с тем же государственным предприятием, которое до этого выполняло его функции. На сегодня уже есть достаточно много информации и много конкретных планов по реализации программы строительства. Еще не будучи назначенным, президент и вице-президент компании трансформировали федеральную целевую программу развития Сочи в государственную программу строительства олимпийских объектов и представили ее в министерство. То есть работа на самом деле идет, она есть. Закон о корпорации вступил в силу недавно, и мы за это время создали весь пакет необходимых документов, собрали Наблюдательный совет и приняли эти первые неотложные организационно-штатные решения. Так что корпорация уже работает. А дальше нужно будет утвердить государственную программу строительства объектов, запроектировать их, провести конкурс, начать строительство, завершить строительство, сдать объект в эксплуатацию – на каждом этапе это все полномасштабная работа корпорации.

- А о сроках еще рано говорить или уже можно называть какие-то предварительные может быть сроки выполнения той самой последовательности, которую вы назвали?

- Первые сроки - это внесение в правительство государственной программы строительства олимпийских объектов. Это декабрь месяц. С этого начинается, собственно, работа. Правительство должно принять решение, когда, в какой последовательности, какие объекты мы строим. Как только это решение будет принято, корпорация выстраивает соответствующую строительную логистику и приступает к ее реализации.

- Дмитрий Николаевич, вы долгое время работали представителем президента в Южном федеральном округе. Естественно, вы лучше, наверное, многих знаете, какие проблемы там могут возникнуть при строительстве олимпийских объектов. Какие из них вы бы выделили, какие методы решения этих проблем существуют?

- Проблемы - нехватка рабочих рук и неразвитая транспортная инфраструктура. Вот ключевые проблемы, над которыми уже сегодня Министерство транспорта и корпорация тоже работают.

- Еще есть одна проблема, о которой пишет пресса. Некоторые жители Сочи волнуются на тему того, как будет изыматься земля под строительство новых олимпийских объектов. С чем это связано? С недостатком информации или у них есть какие-то основания для волнения?

- Скорее с недостатком информации, потому что тот проект закона, который будет приниматься в Государственной думе, который как раз регулирует эти вопросы, гарантирует все права людей. Там не предполагается массового, насильственного изъятия собственности, земли и так далее. Речь идет только о том, что, да, конечно, где-то земля будет изыматься для государственных и общественных нужд, но только в границах расположения олимпийских объектов и на прилегающих территориях. Это сейчас обсуждается, и все эти границы должны быть утверждены правительством РФ при утверждении государственной программы строительства олимпийских объектов. Там будут некоторые особенности процедуры изъятия этих земельных участков, но каждый гражданин, каждый собственник имеет право обжаловать действия власти в суде, как это и делается в обычном порядке. Мы там только несколько сокращаем сами судебные процедуры, но никто не может без суда изъять собственность у гражданина, или у юридического лица, это наша Конституция. И здесь, какую бы Олимпиаду мы не проводили, чтобы мы не делали, какие бы чрезвычайные ситуации у нас не были, Конституцию мы нарушать не будем.

- Еще один вопрос, который волнует очень многих, это реформа ЖКХ. С точки зрения инвестиций в эту программу, в эту реформу, что здесь происходит, какие мы можем выделить интересные моменты?

- Федеральный центр выделяет инвестиции в размере 240 миллиардов рублей. Немалые средства на три года. Это обусловленные инвестиции. Они направляются на ликвидацию ветхого аварийного жилого фонда, на расселение людей из этого фонда и на капитальный ремонт жилых домой. Обусловлены они тем, что предоставляются эти инвестиции тем субъектам, тем муниципальным образованиям, которые осуществляют реформы в жилищно-коммунальной сфере, которые внедряют новые экономические механизмы, оправдавшие себя на практике, и эти механизмы прямо закреплены в законе.

- То есть муниципальные власти должны сами вовлекаться в этот процесс?

- Конечно. Мы помогаем тем, кто готов внедрять эффективные методы функционирования жилищно-коммунального комплекса.

- Большое спасибо за то, что вы нашли время и ответили на наши вопросы.

Министерство регионального развития России
Поделиться