XVII Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»
6 июня 2024 года
Версия для печати 3024 Материалы по теме
Вид на Нижний Новгород
Межбюджетные отношения на субфедеральном уровне: опыт Нижегородской области

Сегодня муниципальным образованиям необходима стабильность и уверенность в завтрашнем дне. «Эффективно выстроенные на субфедеральном уровне межбюджетные отношения — одно из ключевых условий социально-экономического развития муниципалитетов и региона в целом», — считает министр финансов Нижегородской области Ольга Сулима. Интервью с ней опубликовано в октябрьском номере журнала «Бюджет».

Мы публикуем часть материала.


Этот материал будет опубликован в октябрьском номере журнала «Бюджет»

Как подписаться на журнал?

- Ольга Юрьевна, какое место занимает формирование межбюджетных отношений с муниципалитетами в бюджетной системе Нижегородской области?

- Очень важным считаю выстраивать межбюджетные отношения исходя из понимания необходимости полноценного функционирования местного самоуправления. С 2015 года федеральным законодательством значительно сокращен перечень вопросов местного значения сельских поселений за счет перераспределения их на районный уровень. Основным посылом подобных изменений послужило якобы понимание того, что сельские власти не могут полноценно исполнять возложенные на них полномочия.

Однако основная причина перераспределения вовсе не в некомпетентности местной власти, а в отсутствии необходимых финансовых ресурсов в сельских бюджетах. Бюджетный кодекс позволяет решить указанную проблему посредством различных инструментов межбюджетного регулирования. При этом нет необходимости забирать полномочия у сельских властей и тем самым затруднять для конечных потребителей бюджетных услуг процесс их получения.

В Нижегородской области 283 сельских поселения, в которых проживает 529 тысяч человек. Многие сельские поселения удалены от районного центра, а проживающее в них население по большей части пожилое, что, безусловно, создает дополнительные трудности при переносе центров принятия решений дальше от потребителей. В итоге властью региона определено, что сельские поселения будут заниматься вопросами местного значения так же, как и городские, то есть в полном объеме.

В 2014 году в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» принят Закон Нижегородской области «О вопросах местного значения сельских поселений». При этом для обеспечения возможности эффективного исполнения органами местного самоуправления поселений своих полномочий правительством области в государственной программе «Управление государственными финансами» поставлена задача постепенного, но значительного увеличения финансовой поддержки поселений, в том числе и сельских. Уже в 2015 году дополнительная к 2014 году поддержка сельских поселений из областного бюджета составила 215,8 миллиона рублей. К 2020 году ее рост к 2014 году составит 900 миллионов рублей.

В целом вопрос гарантированности определенных объемов финансовой помощи на долгосрочный период, на мой взгляд, очень актуален. Одним из основных условий успешного функционирования системы межбюджетных отношений наряду с прозрачностью является ее стабильность. Муниципалитеты не могут достоверно спланировать свое социально-экономическое развитие, не зная объемов значительной части своих доходов, которой является финансовая помощь из регионального бюджета. Гарантии неснижения объемов дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности из областного бюджета закреплены в Законе Нижегородской области «О межбюджетных отношениях» как для поселений, так и для муниципальных районов и городских округов. Аналогичные требования установлены этим же законом и для распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из районных бюджетов.

- Создается впечатление, что для муниципальных образований в Нижегородской области созданы тепличные условия. Не возникает ли у органов местного самоуправления соблазн полностью положиться на трансферты из регионального бюджета и не предпринимать попыток к развитию?

- Я бы не назвала эти условия тепличными. Денег просто так мы никому не даем. Наша задача — выстроить систему справедливого и эффективного распределения средств между муниципалитетами. Сейчас в нашем регионе происходит смещение акцента с предоставления дотаций на сбалансированность на предоставление дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. При таком подходе зарабатывающий и экономящий муниципалитет не потеряет в объемах финансовой помощи из областного бюджета.

Не понаслышке зная проблемы местного уровня (четыре года я работала вице-мэром Нижнего Новгорода), активно выступаю за обеспечение достойного объема местных бюджетов. В 2008 году совокупный доход консолидированных бюджетов муниципальных районов (городских округов) составлял 39,8 миллиарда рублей. По плану на 2015 год доходы составляют 76,5 миллиарда. Обеспечен почти двукратный рост, несмотря на передачу целых отраслей на финансовое обеспечение из областного бюджета.

Возвращаясь к вопросу о тепличных условиях — не думаю, что нижегородские муниципалитеты согласились бы с такой формулировкой. В области действует система контроля за соблюдением органами местного самоуправления финансовой дисциплины. Ее правовой основой является постановление Правительства Нижегородской области «О системе контроля за соблюдением муниципальными образованиями основных условий предоставления межбюджетных трансфертов». К нарушителям мы активно применяем меры бюджетного принуждения в форме приостановления, а затем и сокращения межбюджетных трансфертов. По итогам 2014 года нарушение отдельных требований финансовой дисциплины допустили 18 муниципальных образований. Одному из них межбюджетные трансферты были сокращены на 11 миллионов рублей.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно