25 апреля 2024 года
Материалы
Версия для печати 2151 Материалы по теме
Здание Правительства России
Названы лидеры открытости рейтинга министерств и ведомств

Министерства обороны, чрезвычайных ситуаций и экономического развития стали лидерами рейтинга 2015 года открытости министерств и ведомств. Об этом сообщается на сайте Минэкономразвития. Минобороны набрало 57,5 балла, МЧС - 56,6, а Минэкономразвития - 50 баллов.

Лидеры предыдущего внешнего рейтинга (результаты были подведены в 2014 году) – Минтруд (49,6) и Минспорт (49,7) – теперь оказались в числе «догоняющих». Минобрнауки (45,6) и вовсе переместился в категорию «отстающих». Не попали в число лидеров и ведомства, поставившие себе наивысшие баллы в ходе последнего самообследования: Минэнерго (47,4) и Минфин (49,7) оказались в разряде «догоняющих».

В топ-10 самых открытых министерств и ведомств, помимо Минфина, Минспорта и Минтруда, вошли ФАС (49,8), Роскомнадзор (49,7), ФМС (49,5), ФНС (48,9). Исследование проводилось путем опроса отдельных референтных групп. По мнению опрошенных среди населения, бизнес-сообщества и госслужащих, лучше всех во внедрении принципов открытости продвинулись МЧС и Минобороны, а эксперты считают самыми открытыми МЧС и ФАС.

Наиболее закрытыми ведомствами оказались ФССП (41,7), Росавтодор (42,6), Минкавказ (42,7), Росалкогольрегулирование (42,9), Минстрой (43,1), Росрыболовство (44,3) и Росимущество (44,9).

Минэкономразвития вошло в тройку самых открытых ведомств в рейтинге, который представили Открытое правительство и ВЦИОМ. Это первая полномасштабная внешняя оценка открытости российских федеральных госорганов. Если в 2014 году в «пилотном» исследовании участвовали только 10 «социальных» министерств и ведомств, то в этом году – уже 41 орган государственной власти. Презентация результатов состоялась 24 ноября 2015 года на заседании Правительственной комиссии по координации деятельности Открытого правительства под председательством министра РФ Михаила Абызова.

Рейтинг открытости федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) составляется в рамках мониторинга реализации Концепции открытости ФОИВ, которая разработана Экспертным советом при правительстве РФ для повышения прозрачности и подотчетности госорганов и расширения возможностей для участия гражданского общества в подготовке и экспертизе государственных решений. Концепция утверждена распоряжением правительства РФ 30 января 2014 года и является обязательной для реализации федеральными органами власти.

«Опрос получился беспрецедентно широкий – в нем приняли участие 36 тысяч человек, 6 тысяч представителей бизнеса, 6 тысяч представителей госаппарата и более 500 экспертов. Это первый такой масштабный опыт, и я считаю, что и методологически, и качественно он получился. Нужно иметь в виду, что на восприятие гражданами уровня открытости наших министерств и ведомств влияет много факторов, начиная от общесоциальной и экономической повестки, которая в данный момент является приоритетной, и заканчивая персональной известностью руководителей. Ключевую роль в оценке открытости играет работа ведомств по предоставлению информации и получению обратной связи», - отметил министр Михаил Абызов.

Запрос на открытость органов власти был отчетливо выражен во всех группах изучения, отметил генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров. При этом, по его словам, открытость представители различных групп понимают по-разному. Для населения это, прежде всего, наличие «горячей линии» и возможность получения быстрой реакции на обращение, доступность информации о текущей деятельности ведомства, возможность получить услуги через интернет. 

По мнению исполнителей, открытость – это, в первую очередь, возможность получения оперативной информации о планах, результатах и текущей деятельности органа власти, а также доступность нормативно-правовой базы. Представители бизнес-сообщества понимают открытость как наличие оперативной реакции на поступившие обращения и их учет в текущей деятельности, прозрачность и объективность конкурсных процедур. Для экспертного сообщества – это работа пресс-служб, взаимодействие с общественными советами, информирование о работе с обращениями.

Основные проблемы в части информирования о деятельности ведомств, как показало исследование, связаны с нехваткой информации о результатах реализуемой политики, о планах работы ведомства, а также невысокое качество предоставляемой информации. Что касается взаимодействия с целевыми группами, то оказалось, что граждане не воспринимают общественные советы как своё представительство в органе власти, бизнес считает, что его мнение почти не учитывается при принятии ведомствами решений, а эксперты жалуются на слабую работу в регионах. Участники исследования среди недостатков также отметили недостаточность борьбы с коррупцией в госорганах и непрозрачность принятия решений по госзакупкам.

Валерий Фёдоров озвучил ряд рекомендаций, направленных на повышение открытости российских госорганов. Они касаются, в частности, совершенствования официальных сайтов ведомств, работы по раскрытию данных в машиночитаемом виде, использования краудсорсинговых технологий.

«Опыт проведения исследования можно назвать успешным. Создана система оценки открытости, которая является комплексной и многофакторной. Эта система должна двигаться в сторону расширения объяснительной модели, анализа динамики изменений и углублённого погружения в ситуацию каждого федерального органа исполнительной власти», - заключил гендиректор ВЦИОМ.

Теперь, по словам Михаила Абызова, предстоит провести детальную работу над ошибками в ведомствах-аутсайдерах, а выявленные лучшие практики масштабировать и включать в Стандарт открытости для применения другими ведомствами. Также министр дал поручение Экспертному совету при правительстве провести комплексный анализ результатов исследования в сопоставлении с результатами самообследования госорганов на предмет открытости (они были представлены в апреле этого года). После чего будут подготовлены соответствующие методрекомендации, при этом особое внимание необходимо обратить на работу с теми ведомствами, у которых результаты самооценки уровня открытости сильно отличаются от независимой внешней оценки. Само исследование, по словам Михаила Абызова, в ближайшее время будет представлено председателю правительства.

Участники заседания правкомиссии также подвели итоги трёх лет работы системы «Открытое правительство» и обсудили планы на будущее. Общий вывод - на сегодняшний день для развития этой системы создана полноценная, комплексная нормативная основа.

«Формируя Стандарт открытости и методические указания по его реализации, мы ставили перед собой задачу собрать весь лучший международный опыт, лучший федеральный и региональный опыт, построить модель, при которой эти базовые принципы совершенствовались бы и развивались, а также обновляться на основе лучших практик. В целом нам это удаётся», - сказал Михаил Абызов.

Многие механизмы открытости стали неотъемлемой частью практической работы ФОИВ с гражданами, бизнесом и общественными организациями. В частности, запущены и функционируют системы предварительного публичного обсуждения проектов нормативных правовых актов, общественные советы при госорганах становятся менее «декоративными»: по поручению президента совместно с Общественной палатой разработаны новые принципы их формирования и функционирования. Органы власти стремятся быть понятнее для граждан: в 2015 году 58 ФОИВ приняли публичную декларацию целей и задач – документ, в понятной и доступной форме описывающий ключевые цели и ожидаемые результаты работы. Госорганы всё больше внимания уделяют раскрытию своих данных, опубликовано уже свыше 5000 наборов, которые открыты для разработчиков электронных сервисов и приложений.

«Эксперты и органы власти стали лучше понимать, что такое открытость и из чего она состоит, что это не просто размещение информации на сайте», - отметил член Экспертного совета при правительстве Александр Брагин.

Среди направлений, которые должны определять задачи развития системы «Открытое Правительство» последующие годы: систематизация работы «отстающих» ФОИВ по реализации принципов открытости, более активная работа с открытыми данными, повышение открытости гражданской службы, переход на системное взаимодействие ФОИВ и правительства с экспертным сообществом. Широкие возможности совершенствования и развития существуют в области повышения понятности работы госорганов, получения обратной связи от пользователей государственных услуг.

Чтобы внедрение механизмов открытости в госорганах стало более осязаемым, эксперты предлагают развивать флагманские проекты, особенно в социальных сферах. МВД, например, могло бы вовлечь граждан в обсуждение мер по повышению безопасности дорожного движения, а Минтруд мог бы взять на себя создание единого портала информации по всем льготам и выплатам. По мнению Михаила Абызова, это предложение заслуживает внимания. Приоритеты дальнейшей работы по внедрению механизмов открытости и предложения по реализации таких флагманских проектов, по его словам, следует рассмотреть на одном из ближайших заседаний правкомиссии.

Также среди направлений дальнейшей работы Открытого правительства – поиск новых механизмов обсуждения общественно-значимых нормативных актов. Сейчас менее половины представленных на портал regulation.gov.ru актов собирают хотя бы один отзыв, а сайт, таким образом, превратился в доску объявлений. При этом технические документы никак не отделяются от резонансных общественно-значимых законопроектов и постановлений, заметил Михаил Абызов. Гораздо более эффективным было бы обсуждать важные для общества документы на отдельных сайтах – такой опыт был в рамках дискуссии по законопроекту о госконтроле.

Один из ключевых механизмов открытости – это работа с референтными группами.

В целом же никаких кардинальных изменений в заявленной политике открытости делать не надо, полагает ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов. По его мнению, нужно доводить уже существующие механизмы до совершенства и расширять аудиторию, вовлечённую в систему «Открытое правительство».

«Если мы не откажемся от этого направления и будем последовательно его реализовывать, мы обеспечим гораздо более высокий уровень качества государства и его демократических институтов, потому что сегодня всё это базируется на широком вовлечении граждан в процессы управления», - подчеркнул он.

«Нам не следует искать новые механизмы, мы уже имеем весь необходимый арсенал. Сегодня правительством РФ реализована модель, которая является наиболее методологически совершенной и полной по сравнению с другими моделями открытости, существующими в мире», - подтвердил Абызов.


Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно