Версия для печати 4636 Материалы по теме
В день, когда Государственная Дума РФ одобрила законопроект о создании в нашей стране особых экономических зон портового типа, в Москве прошла Третья всероссийская конференция «Особые экономические зоны России – новые возможности для инвесторов». По традиции организаторами конференции выступили информационное агентство AK&M при поддержке Министерства экономического развития и торговли РФ и Федерального агентства по управлению ОЭЗ.
Анастасия АНДРЕЕВА

Это крупнейшее мероприятие проводится с 2005 г. Его основная задача – привлечь внимание экономического сообщества к вопросам создания особых экономических зон в России. Ежегодно в конференции принимают участие представители более 40 субъектов РФ, а также эксперты российских и зарубежных инвестиционных компаний и фондов.

Особое внимание на конференции уделялось обсуждению вопросов оценки влияния режима ОЭЗ на макроэкономическую ситуацию в стране, роли туристско-рекреационных ОЭЗ в развитии регионального туризма, а также планам по созданию и перспективам развития портовых ОЭЗ и обмену опытом создания и эффективного функционирования отобранных проектов особых экономических зон.

От планов – к стройкам
Открывая конференцию, замести­тель руководителя Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами Андрей Алпатов отметил: «С каждым годом интерес к особым экономическим зонам возрастает в геометрической прогрессии. Если в прошлом году мы говорили о формировании нормативно-правовой базы, создании системы управления, то сегодня уже можем показать первые реальные результаты».

В стране на данный момент официально существует 13 ОЭЗ: две про­мыш­ленно-производственные, четыре тех­нико-внедренческие и семь туристско-рекреационных. Главным достижением прошедшего года можно назвать то, что от проектов и планов власть перешла к стройкам и созданию инфраструктуры. А в конце 2007 г. в Республике Татарстан начнет работу первая промышленно-производственная ОЭЗ с таможенной инфраструктурой, заводами, административными учреждениями, действующими по принципу «одного окна», и т.д.

Работа по всей стране. Почти…
География ОЭЗ охватывает почти всю страну, кроме Дальнего Востока. Кстати, на одном из последних совещаний предыдущего Кабинета министров РФ высказывалось мнение о целесообразности создания особой экономической зоны и в этом регионе.

Основными целями создания ОЭЗ согласно федеральному закону является развитие обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики, производство новых видов продукции, создание импортозамещающих производств, а также возрождение оте­чественного туризма и санаторно-курортной сферы. В числе главных конкурентных преимуществ ОЭЗ следует назвать:
  • строительство объектов инфраструктуры за счет бюджетных средств;
  • льготные и таможенные режимы;
  • создание дружественной среды администрирования бизнеса и др.
Нормативно-правовая база по регулированию ОЭЗ на сегодняшний день включает в себя 50 документов. В целом структурирована и система управления данным процессом. Мин­экономразвития России – главный стратегический орган, который осуществляет нормативно-правовое регулирование в этой сфере. Реализацией государственной политики по созданию условий для перехода Российской Федерации на инновационную экономику с целью повышения конкурентоспособности на мировых рынках занимается Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ). РосОЭЗ и его региональные управления выступают в роли основного органа исполнительной власти, который берет на себя организацию всех процессов. Затем идет ОАО «Особые экономические зоны» – общество, занимающееся непосредственным строительством и развитием инфраструктуры зон. Надзирательные и экспертные организации выполняют консультационную функцию.

На сегодняшний день на территории уже созданных экономических зон зарегистрировано 54 резидента, из них 44 по технико-внедренческим зонам и 10 по промышленно-произ­водственным, причем половина в Липецкой области и половина на территории Республики Татарстан. Общий объем инвестиций в ОЭЗ к концу 2007 г. превысит 7 млрд руб.

ОЭЗ с туристическим характером
В нашей стране туризм имеет ог­ромный рыночный потенциал. И если число иностранцев, приезжающих отдыхать в Россию, увеличивается достаточно медленно, то внутренний туризм растет в среднем на 16% в год. Западные аналитические компании предрекают бум в российской туристической сфере в ближайшее десятилетие.

В этой связи в 2007 г. стартовал новый проект, связанный с формированием туристско-рекреационных зон. В феврале вышло постановление Правительства РФ о создании семи туристско-рекреационных зон (в республиках Алтай и Бурятия, Краснодарском, Ставропольском и Алтайском краях, Калининградской и Иркутской областях), основными целями которых являются увеличение доли туристского сектора и смежных отраслей в ВВП России и обеспечение за счет этого диверсификации экономики.

Работу по формированию турист­ско-рекреационных зон можно разделить на четыре этапа:
  • до конца 2007 г. планируется разработать концепцию туристических зон, завершить создание системы управления, определить границы ОЭЗ;
  • в 2008 г. Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами займется созданием главного градостроительного документа – проекта планировки семи территорий;
  • на 2009 г. намечено массовое проектирование и строительство объектов инфраструктуры ОЭЗ, туристических объектов;
  • в 2012 г. туристско-рекреа­ционные зоны начнут работу.
Для максимально эффективной организации этих процессов Правительство РФ и органы государственной власти субъектов РФ подписали подготовленное РосОЭЗ соглашение о создании семи туристских ОЭЗ с определением обязательств, порядка финансирования и ответственности участников процесса. В рамках этого соглашения в центральном аппарате РосОЭЗ было организовано управление по туристско-рекреационным зонам, сформированы территориальные отделы в регионах, назначены должностные лица, отвечающие за создание особых зон.

В мае 2007 г. РосОЭЗ провело конкурс на разработку концепции туристских зон. Этот документ должен был включать в себя анализ рынка, позиционирование каждой зоны, схемы зонирования территорий, архитектурные решения, а также маркетинговую концепцию по продвижению этих зон и план работы по привлечению инвесторов. В конкурсе приняли участие 10 российских и зарубежных компаний, а победителем стал консорциум российских, немецких, австрийских и хорватских компаний. В настоящее время разработка концепций по пяти туристическим зонам почти завершена.

Планируется, что ежегодно ОЭЗ туристско-рекреационного типа будут посещать свыше 1 млн человек. Таким образом, особые экономические зоны призваны внести серьезный вклад в развитие отечественной туристической индустрии, вывести ее на новый этап развития и способствовать созданию современной туристической инфраструктуры, отвечающей международным стандартам.

С точки зрения инвестора
Однако президент Союза инвесторов, председатель подкомитета «Инвес­тиции в ОЭЗ РФ» комитета Тор­гово-промышленной палаты РФ по инвестиционной политике Рубен Яврян придерживается другой точки зрения. Хотя для создания российских ОЭЗ проделана гигантская работа, без активного участия частного бизнеса этот процесс может столкнуться с серьезными проблемами, считает Р. Яврян. Сейчас комитет Торгово-промышленной палаты РФ по инвестиционной политике взял на себя работу по формированию инвестиционной привлекательности потенциальных проектов ОЭЗ.

Для этого необходимо прежде всего изучить мировой опыт, который показывает, что инвестиции в проекты нужно делать с учетом современных технологий бизнеса. К сожалению, полностью контролировать расходование государственных денег на местах, а тем более оценить уровень отдачи от них невозможно. А бизнес-структуры точно отслеживают свои вложения, вплоть до последнего рубля. Поэтому частное и государственное участие в инвестиционных проектах ОЭЗ должно соотноситься примерно как 20% государственных средств к 80% капиталовложений бизнеса.

Появление особых экономических зон – хороший стимул к развитию инвестиционного потенциала страны. ОЭЗ должны стать источником финансовых потоков и способствовать развитию среднего бизнеса, без участия которого любое начинание будет неконкурентоспособным.

Перед предпринимателями, которые придут работать в эти зоны, может встать несколько острых проблем:
  • кадровая. Для ее решения необходимо ориентироваться на переподготовку местных специалистов;
  • энергетическая. Нехватку мощностей легко компенсировать путем развития локальной энергетики при ОЭЗ;
  • финансовая. Для обеспечения стабильного денежного потока, направленного на поддержку развивающихся ОЭЗ, можно использовать принцип синхронизации средств, приглашать не только российские, но и зарубежные банки, использовать мощности портфельных инвесторов и задействовать современные финансовые системы, например обеспечение гарантий через систему страхования.
Цена инфраструктуры
В 2006 г. в России стартовал проект создания особых экономических зон промышленно-производствен­ного и технико-внедренческого типов, в 2007 г. к ним присоединились туристско-рекреационные ОЭЗ.

И если в плане концепции основой их создания стал Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», то первым шагом к практической реализации по праву можно считать постановление Правительства РФ от 12 апреля 2006 г. «О преобразовании федерального государственного предприятия “Внешнеэкономи­чес­кое объединение “Внешстройимпорт” в открытое акционерное общество “Особые экономические зоны”». На ОАО «ОЭЗ» были возложены функции создания объектов инфраструктуры и иных объектов, предназначенных для обеспечения жизнедеятельности особых экономических зон, а также для управления указанными объектами.

Евгений Метельский, заместитель генерального директора ОАО «ОЭЗ», выделил несколько задач, которые компания решает самостоятельно, а также через свои филиалы и дочерние фирмы:
  • создание, управление и эксплуатация объектов инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иной инфраструктуры ОЭЗ;
  • анализ проектов создания ОЭЗ;
  • привлечение инвестиций;
  • содействие в привлечении квалифицированной рабочей силы;
  • содействие деятельности резидентов ОЭЗ.
Для достижения этих целей государство уже вложило в ОЭЗ свыше 19 млрд руб., не считая инвестиций через федеральную адресную инвестиционную программу и Фонд регионального развития, а также вливаний со стороны субъектов РФ и муниципальных образований. Всего на развитие инфраструктуры только существующих ОЭЗ планируется выделить порядка 50 млрд руб.

Вложение государством средств в создание и развитие ОЭЗ способствует формированию в стране здорового инвестиционного климата, поскольку гарантирует частным инвесторам необходимые экономические условия. Так, на подъем ОЭЗ технико-внедренческого типа в Санкт-Петербурге предполагается направить 9 млрд руб., за счет которых будут построены здания производственно-экспериментального и технического назначения; общественно-дело­вой, административный и учебно-информационный центры; создана спортивно-оздоровительная, рекреационная, транспортная, инженерная и таможенная инфраструктура. На сегодняшний день ОАО «ОЭЗ» закончило формирование архитектурно-строительной концепции площадок «Нойдорф» и «Ново-Орловское». Подходят к завершению проектно-изыскательские работы по основной части объектов инфраструктуры. Масштабные строительные работы на площадках начнутся в 2008 г.

Аналогичные объекты и инфраструктура появятся также и в других технико-внедренческих ОЭЗ. Государственная доля в Зеленоградской ОЭЗ (Москва) составит 24 млрд руб., в Сибирской (Томск) – более 12 млрд, в Липецкой и Елабужской – более 5 млрд и около 11 млрд соответственно. Кроме того, средства в строительство и развитие собственной инфраструктуры вложат и инвесторы-резиденты.

Сейчас в названных ОЭЗ ведется активная работа по созданию инфраструктуры. В частности, построены и запущены в эксплуатацию инженерная и транспортная (дороги) инфраструктура первой очереди; возведены административно-деловые центры, в которых будут располагаться различные службы, необходимые для эффективной работы инвесторов: таможня, налоговые органы, банк, почта, конференц-залы, выставочные центры, ресторанные комплексы и фитнес-клубы.

Таким образом, привлекательность ОЭЗ обусловлена несколькими факторами: во-первых, наличием налоговых и таможенных льгот, во-вторых, финансовым участием государства, что гарантирует приход в ОЭЗ резидентов, и, в-третьих, выделением земли с готовой инфраструктурой, что приводит к сокращению затрат предпринимателей на эти цели.

Указанные меры дали положительный результат: в ОЭЗ пришли первые резиденты, построившие свои промышленные комплексы. В Липецкой области это ООО «ЧСЗ-Липецк» (стекольная промышленность) и ООО «Сэст-Люве» (иностранный резидент – производство бытовой техники), в Республике Татарстан – ОАО «Северсталь-авто» (автомобильная промышленность).

В очереди за подписью
В заключение конференции собравшиеся обсудили одобренный Советом Федерации закон о создании в России портовых особых экономических зон (ПОЭЗ), который обеспечит правовые условия для возникновения и функционирования зон данного типа. Документу осталось пройти самый последний и важный этап – утверждение у Президента России.

Портовые особые экономические зоны могут быть созданы на территории морских и речных портов, доступных для международного сообщения и захода иностранных судов, на площадях аэропортов, открытых для приема и отправки самолетов, которые выполняют международные воздушные перевозки. Такие зоны могут появиться и на местах, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации порта, аэропорта, однако территория ПОЭЗ не должна быть меньше 50 кв. км. В дальнейшем вопросы увеличения площади зоны предлагается регулировать постановлением Правительства РФ.

Срок работы ПОЭЗ – до 49 лет. В законе введено определение резидента ПОЭЗ, принцип государственного регулирования его деятельности на основе соглашения, заключаемого с органом управления ОЭЗ, четко прописаны виды деятельности, которые он вправе осуществлять. Установлен также объем капитальных вложений для резидента ПОЭЗ: не менее 100 млн евро при строительстве объектов инфраструктуры нового морского порта, больше 50 млн – при строительстве объектов инфраструктуры нового речного порта и аэропорта, не менее 3 млн – при реконструкции объектов инфраструктуры морского, речного порта, аэропорта.

Кроме того, закон обязывает резидента портовой зоны представить в таможенные органы обеспечение уплаты таможенных пошлин в размере не менее 30 млн руб. – для деятельности, связанной со складированием, хранением, оптовой и биржевой торговлей товарами, в том числе подакцизными и минеральным сырьем; 10 млн – для товаров, не являющихся подакцизными или минеральным сырьем; 2,5 млн – при осуществлении иной портовой деятельности.

На особые экономические зоны портового типа распространяются все льготы, действующие в отношении резидентов других типов ОЭЗ, а на территории портовой зоны вводится свободный таможенный режим.


Специализация российских особых экономичес­ких зон
1. Технико-внедренческие:
  • Зеленоград: информационно-телекоммуникационные технологии, производство новых материалов, нанотехнологии, биотехнологии, медицинские разработки;
  • Санкт-Петербург: точное аналитическое приборостроение, медицинская техника, биотехнологии, разработка программных продуктов, электроники и средств связи;
  • Томск: микро- и наноэлектроника, информационно-коммуникационные системы, биосенсорные технологии, нанотехнологии и наноматериалы;
  • Дубна (Московская область): информационные и ядерные технологии, разработка программных продуктов, методов цифровой защиты информации, проектирование летательных аппаратов.
2. Промышленно-производственные:
  • Липецкая область: производство холодильного оборудования, электроинструментов, строительных материалов, изделий из стекла и пластмасс, кормовых добавок;
  • Елабуга (Республика Татарстан): автомобилестроение, нефтихимия, производство строительных материалов, тепловых насосов.



Справка
Доля туризма в ВВП России составляет (без учета мультипликативного эффекта) порядка 1,5–2%. Для сравнения: в развитых странах этот показатель равен 6–8%, а в Австрии достигает 18%.



Справка
Министерство экономического развития и торговли РФ одобрило 25 проектов по особым экономическим зонам, предложенных организациями – потенциальными резидентами ОЭЗ, на сумму 6,5 млрд руб. Среди них три бизнес-плана по особым экономическим зонам промышленно-производственного типа в Республике Татарстан и 22 технико-внедренческих проекта, в том числе шесть проектов в ОЭЗ «Дубна», три в Томской области, восемь в Санкт-Петербурге и пять в Зеленограде.

В результате реализации этих проектов предполагается создать 6,5 тыс. новых рабочих мест. Общее число резидентов в шести ОЭЗ, зарегистрированных в настоящее время в России, с учетом новых проектов составляет 54, а их суммарные вложения в особые экономические зоны оцениваются в 9 млрд руб. К 2010 г. данный показатель планируется довести до 250, при этом общий объем инвестиций достигнет 35 млрд руб.


Источник: © Бюджет, 2007, № 11
Поделиться