В земельной сфере многие проблемы спровоцированы коллизией между обязательностью уплаты налогов и заявительным порядком регистрации прав собственности в постановке на кадастровый учет. Об этом в ходе парламентских слушаний в Государственной Думе заявил руководитель Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии И. В. Васильев. По его словам, это два разнонаправленных движения, и они неминуемо порождают многочисленные противоречия.
Что касается обязанности Росреестра предоставлять в налоговые органы сведения об объектах недвижимости и их правообладателях, то, по словам Васильева, на сегодняшний день лишь 93% данных соответствует форматно-логистическому контролю со стороны ФНС. Чтобы достигнуть стопроцентного результата, нужна существенная корректировка законодательства.
Материал о парламентских слушаниях целиком опубликован в декабрьском номере журнала «Бюджет»
Как подписаться на журнал?
Возможность органа кадастрового учета инициировать исправления кадастровых ошибок с использованием картографической основы поможет повысить качество информации государственного кадастра. В настоящее время, к сожалению, законодательством не предусмотрен порядок использования картосновы государственного кадастра, в результате у органов учета нет возможности в ряде случаев исправлять кадастровые ошибки указанным способом.
Также существует проблема выполнения кадастровых работ на местности, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право осуществлять только кадастровые инженеры. Однако, по словам руководителя Росреестра, орган кадастрового учета не может привлекать кадастровых инженеров для выполнения такого вида работ, поскольку отсутствует соответствующий механизм взаимоотношений.
Чтобы снять с повестки дня вышеназванные проблемы, следует определить порядок использования картографической основы государственного кадастра недвижимости, сформировать институт государственных кадастровых инженеров для выполнения специфических задач, в том числе для исправления ошибок, для установления границ публичных образований и зон основного использования территорий.
Помогут асессорские службы
Что касается существующей системы государственной кадастровой оценки, то Васильев выделил сразу несколько проблем. Первая: органы региональной власти не контролируют качество оценки (по существующему законодательству заказчик не может оспорить отчет об оценке до его утверждения). Вторая: субъект РФ, в случае выявления нарушений законодательства при составлении отчета субъект РФ, не имеет полномочий для привлечения оценщика и соответствующей саморегулируемой организации к ответственности. Третья:, отсутствие единой обязательной методологии определения кадастровой стоимости, содержащей четкий алгоритм расчета данной величины.
Кроме того, проблемой является определение органами МСУ ставок земельного налога без проведения анализа социально-экономического развития, что приводит в ряде случаев к росту разницы между начисленными и уплаченными налогами.
Решение об изменении формата организации процесса государственной кадастровой оценки, которое было принято на совещании у первого заместителя председателя правительства И. И. Шувалова, по мнению Васильева, поможет снять с повестки основные проблемные вопросы.
«Новый порядок должен быть основан на принципе определения кадастровой стоимости государственными и муниципальными бюджетными учреждениями, созданными в субъектах РФ (устоявшийся термин “асессорские службы”), — пояснил руководитель Росреестра. — Основной задачей таких учреждений, кроме непосредственно кадастровой оценки, должны стать системные работы по уточнению кадастровых сведений и сбору дополнительной информации к сведениям государственного кадастра недвижимости, которая позволит уточнить или исправить сведения кадастра об объектах недвижимости».
Точку в работе по решению выше затронутых в статье проблем, по мнению Васильева, может поставить подготовка и принятие качественного и выверенного закона, предусматривающего новый порядок кадастровой оценки, и уточнения и улучшения кадастровых сведений.