25 апреля 2024 года
Финансы№ 12 Декабрь 2015 — 02 декабря 2015

Трансформация финансовой инфраструктуры Чеченской Республики в современных условиях

Версия для печати 3554 Материалы по теме
Трансформация финансовой инфраструктуры Чеченской Республики в современных условиях

Сегодня, чтобы адаптировать региональную финансовую инфраструктуру к меняющимся экономическим реалиям, необходимо использовать комплексный подход. Органам власти субъектов РФ требуется перейти к разработке единой стратегии развития регионального финансового рынка, включающей стратегии развития рынков банковских, страховых и других финансовых услуг. Также важна гармонизация стратегий развития всех секторов финансового рынка с учетом влияния международных санкций на экономику.

Усман Абдул-Азиевич РАССУХАНОВ, министр финансов Чеченской Республики, кандидат экономических наук

Значение финансовой инфраструктуры

Финансовая инфраструктура играет ключевую роль в обеспечении сбалансированного развития национальной экономики. Практика экономического развития большинства стран свидетельствует о наличии существенной взаимозависимости между состоянием финансового сектора и темпами роста экономики. Действительно, с одной стороны, экономический рост приводит к увеличению спроса на финансовые услуги и стимулирует развитие финансового сектора, а с другой — более развитая сфера финансовых услуг позволяет эффективнее распределять ресурсы, тем самым содействуя дальнейшему экономическому развитию страны.

Итак, финансовая инфраструктура является одним из основных элементов экономики, обеспечивающих взаимодействие между экономическими субъектами в части распределения и перераспределения созданного в обществе продукта и части национального богатства. Финансовая инфраструктура региона является активным участником процесса расширенного воспроизводства и обеспечивает потребности экономических субъектов в финансовых ресурсах. Наиболее важная характеристика финансовой инфраструктуры региона — ее устойчивость в условиях кризиса и посткризисного развития. Формирование финансовой инфраструктуры региона зависит от множества факторов, в первую очередь от основных характеристик социально-экономической среды, в которой находится субъект РФ, включая стабильность и безопасность.

К институтам финансовой инфраструктуры региональной экономики, как известно, относятся банки и другие кредитные организации, а также лизинговые, страховые компании и прочие участники финансового рынка. При этом базовыми секторами финансовой инфраструктуры являются сектора банковских и страховых услуг. Текущее состояние развития финансовой инфраструктуры Чеченской Республики оставляет желать лучшего, ее реальный потенциал используется недостаточно. Неразвитость финансовой инфраструктуры приводит к оттоку финансовых ресурсов из нашей республики. В этой связи необходимо проведение комплексного исследования проблем инфраструктурного обеспечения инвестиционной деятельности организаций и населения на основе детального анализа ситуации, сложившейся в секторах финансовой инфраструктуры экономики Чеченской Республики.

Бюджетная обеспеченность регионов страны служит индикатором уровня их экономического развития, а региональный налоговый потенциал позволяет определить масштаб регионального экономического потенциала. Формирование необходимых условий выхода субъекта РФ на траекторию динамичного развития регионального налогового потенциала и роста доходов его консолидированного бюджета связано прежде всего с уровнем обеспеченности населения и организаций региона банковскими услугами. Современное состояние экономики субъекта РФ можно оценивать в сопоставлении как с прошлыми периодами его собственного развития, так и с аналогичными показателями других регионов страны. В силу объективных обстоятельств (разукрупнение субъекта РФ, череда военных конфликтов, трансформация производственного комплекса, серьезные экономические и демографические кризисы) наиболее корректным видится сопоставление экономики республики с экономиками других регионов Северо-Кавказского федерального округа. Это касается как реального, так и финансового сектора экономики, включая и банковский.

Банковский сектор

Ситуация в банковском секторе республики нами оценивалась прежде всего на основе анализа данных из официальных документов Центрального банка Российской Федерации — вся необходимая информация, включая ежегодный обзор развития банковского сектора и банковского надзора, имеется на официальном сайте ЦБ.

Согласно данным Банка России на 1 января 2015 года, в Чеченской Республике отсутствуют кредитные организации, головной офис которых находится на территории региона. В соседней Республике Дагестан их 12, в Кабардино-Балкарской Республике — 5, Карачаево-Черкесской Республике — 4, Республике Северная Осетия — Алания — 2. На территории нашей республики функционирует лишь 4 филиала кредитных организаций, головные организации которых находятся в других регионах России. В Дагестане таковых насчитывается 25, в том числе филиалов кредитных организаций, головные офисы которых находятся в самой республике, — 16, в Кабардино-Балкарии соответственно — 11 и 3, в Карачаево-Черкесии — 5 и 0, в Северной Осетии — 9 и 1. Таким образом, по количеству действующих кредитных организаций и их филиалов Чеченская Республика является самой отсталой из числа регионов Северо-Кавказского федерального округа. Даже Республика Крым и город Севастополь, вошедшие в прошлом году в состав Российской Федерации, имеют свои региональные кредитные организации и более развитую филиальную сеть.

В Чеченской Республике отсутствуют кредитные организации, зарегистрированные на ее территории, но имеются филиалы четырех инорегиональных кредитных организаций (в 2013 году их насчитывалось шесть) и 48 ВСП (внешних структурных подразделений — в виде дополнительных и операционных офисов) инорегиональных кредитных организаций (филиалов). Институциональная насыщенность банковскими услугами (по численности населения) в Чеченской Республике по состоянию на 1 января 2015 года составила 0,16 (на 1 января 2014 го­да — 0,14). Как видим, наблюдалась незначительная, но положительная динамика (+0,02). При этом следует отметить, что по этому параметру в 2014 году республика, с одной стороны, находилась на последнем (седьмом) месте среди регионов СКФО, а с другой — значение этого параметра по республике ниже уровня по СКФО (0,47) почти в три раза и ниже среднероссийского уровня (1,0) — более чем в шесть раз.

Финансовая насыщенность банковскими услугами (по объему кредитов) по состоянию на 1 января 2015 года составила 0,43 (по состоянию на 1 января 2014 года —0,46), то есть здесь мы видим отрицательную динамику. По этому параметру в 2014 году республика находилась на пятом месте среди регионов СКФО, отставая от среднего уровня по округу более чем в полтора раза и от среднероссийского уровня (1,0) более чем в два раза. Индекс развития сберегательного дела в Чеченской Республике по состоянию на 1 января 2015 года составил 0,06 — более чем в пять раз ниже уровня СКФО (0,30) и более чем в 16 раз ниже среднероссийского уровня (1,0). Совокупный индекс обеспеченности республики банковскими услугами по состоянию на 1 января 2015 составил 0,16, что в 2,8 раза ниже среднего уровня по СКФО (0,45) и более чем в шесть раз ниже среднероссийского уровня (1,0).

Таким образом, можно констатировать, что сложившийся в рес­публике банковский сектор регионального финансового рынка не в состоянии полноценно обслуживать потребности ее населения и организаций. Необходима сбалансированная стратегия развития банковского сектора финансового рынка Чеченской Республики на шестилетний (а возможно, и двенадцатилетний) период, разработанная в соответствии с требованиями Федерального закона от 28 июня 2014 года № 172‑ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Стратегическими приоритетами должно стать преимущественное развитие тех видов и моделей банковских услуг, которые отвечают запросам и интересам населения и организаций региона, а также создание и развитие Чеченского национального коммерческого банка в форме публичного акционерного общества.

Страховой сектор

Российский рынок страховых услуг, являющийся составной частью национального финансового рынка, сегодня активно развивается в направлении интеграции в единое международное страховое пространство. О состоянии мирового страхового рынка можно судить прежде всего по объему страховых премий и текущему тренду этого показателя. Так, если в 2010 году объем собранной всеми страховыми компаниями мира страховой премии составил 4,3 триллиона долларов (это 7% мирового ВВП), то в 2011 году он достиг почти 4,6 триллиона. Мировыми лидерами страхования сегодня являются высокоразвитые страны. На долю страхования в ВВП этих стран приходится от 8,5% (США, Канада и страны Западной Европы) до 11% (Япония, Тайвань и новые индустриальные страны Азии). Страны Восточной Европы, Латинской Америки и СНГ, включая Российскую Федерацию, являются странами — аутсайдерами мирового рынка страховых услуг. Так, объем собираемой на одного жителя страховой премии в России в 22 раза меньше, чем в Швейцарии, в 15 раз меньше, чем в Великобритании, в 14 раз меньше, чем во Франци­и, и почти в 13 раз меньше, чем в США.

Страховой рынок Чеченской Республики, как и рынок банковских услуг, представлен филиалами и дополнительными офисами страховых компаний других регионов РФ. Существуют как объективные (события 90-х годов), так и субъективные обстоятельства становления и развития страхового рынка в регионе.

1. Становление страхового рынка республики происходит стихийно, без реальной поддержки со стороны государства и специальных программ, определяющих стратегические и тактические цели развития. Сложившийся в республике рынок страховых услуг отстает в своем развитии от страховых рынков других регионов России и является аутсайдером российского страхового рынка.

2. Страховой рынок республики характеризуется рядом проблем, от разрешения которых зависит и состояние экономики региона в целом. Более полное представление о развитии страхового рынка в Чеченской Республике можно получить при сопоставлении ее данных с показателями других регионов Юга России. Для сравнения используются такие показатели, как страховые премии, страховые выплаты, размер премии на душу населения, уровень выплат. Так, если размер страховых премий (без ОМС) по Краснодарскому краю в 2014 году составил 20,9 миллиарда рублей, по Ростовской области — 12,3 миллиарда, по Ставропольскому краю — 7,3 миллиарда, то по Чеченской Республике — всего 634,1 миллиона.

Кроме того, состояние рынка страховых услуг определяется количеством страховых компаний, осуществляющих свои услуги в этой сфере. Так, если по состоянию на начало года в Краснодарском крае работало 133 страховых общества, в Ростовской области — 115, Ставропольском крае — 94, то в Чеченской Республике — всего 27 компаний.

3. В республике нет ни одной страховой компании с головным офисом, размещенным на ее территории. Это непосредственно сказывается на качестве оказываемых страховых услуг, и прежде всего на уровне возмещения убытков от наступления страховых случаев.

Как и в случае с банковским сектором, страховой сектор регионального финансового рынка Чеченской Республики в его нынешнем состоянии неспособен полноценно обслуживать потребности экономики. На наш взгляд, для него также требуется определить стратегические направления развития на средне- и долгосрочную перспективу. В частности, необходимо в соответствии со Стратегией развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 года разработать стратегию развития страховой деятельности в Чеченской Республике на 6–12 лет. Стратегическими приоритетами в развитии рынка страховых услуг должно стать развитие тех видов страхования и моделей страхового покрытия, которые отвечают запросам и интересам страхователей — населения и организаций субъекта Федерации. На наш взгляд, потребуется создание чеченской национальной страховой компании в форме публичного акционерного общества.

Приоритеты региональной власти

Очевидно, что для решения задачи преодоления серьезного отставания в экономическом развитии Чеченской Республики от других регионов необходима современная и конкурентоспособная финансовая инфраструктура. Практически субъект оказался вне процессов, связанных с активным развитием этой инфраструктуры в Российской Федерации. В Чеченской Республике не были приняты необходимые решения в соответствии со Стратегией развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года и Стратегией развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года. Аналогичная ситуация складывается и в части Стратегии развития страховой деятельности. В соответствии с решениями Правительства РФ во всех регионах (кроме Чеченской Республики) былм разработаны и приняты соответствующие стратегии по развитию фондового рынка, банковского сектора. Сегодня во всех остальных субъектах РФ ведется активная работа по созданию, принятию и реализации стратегий развития страховой деятельности на период до 2020 года.

Правительство Чеченской Республики может и должно играть более конструктивную роль в сфере публичных и корпоративных финансов и способствовать росту эффективности экономической деятельности на всей территории региона. Формирование сбалансированной финансовой инфраструктуры должно стать приоритетной задачей республиканского правительства. При этом для ее решения крайне важно использовать механизм государственно-частного партнерства. Это позволит существенно снизить инвестиционные риски в деятельности бизнес-структур и ослабить нагрузки на бюджеты всех уровней.

В числе основных механизмов развития государственно-частного партнерства на территории Чеченской Республики следует назвать следующие:

  • совершенствование законодательной базы для обеспечения правовой основы сотрудничества органов региональной власти и частного бизнеса в области развития финансовой инфраструктуры;
  • реализация образовательных программ по подготовке управленческих кадров и высококвалифицированных специалистов в сфере работы с инструментами государственно-частного партнерства;
  • формирование и развитие эффективной системы взаимодействия органов государственной власти республики и частного бизнеса на основе долгосрочных взаимовыгодных договорных отношений, предусматривающей четкое разделение функций владения, функционирования и эксплуатации (управления) и определение взаимной ответственности;
  • развитие и расширение финансовой инфраструктуры, способствующей активизации процессов государственно-частного партнерства, повышению информированности и обеспечению консультативной поддержки организаций;
  • изучение и применение передового опыта по реализации проектов государственно-частного партнерства и существующей международной практики в данной области.

Одним из основных направлений формирования инвестиционного ресурса для субъектов РФ должно стать развитие финансовой грамотности населения, а также создание для наших граждан эффективных финансовых инструментов. Уже третий год подряд кафедра «Финансы, кредит и страхование» Грозненского государственного нефтяного технического университета имени академика М. Д. Миллионщикова при поддержке Министерства финансов Чеченской Республики проводит конференции в рамках Всероссийской акции «Повышение финансовой грамотности населения». Отличительной особенностью этого года стало участие в мероприятии молодых ученых и преподавателей с докладами на актуальные для населения и организаций темы развития регионального финансового рынка.

В заключение отмечу необходимость разработки комплексной программы развития финансовой инфраструктуры экономики Чеченской Республики на шестилетний период. Эта программа должна основываться на Концепции развития финансовой инфраструктуры, включающей стратегию развития всего финансового рынка региона и стратегии развития его секторов (банковского, страхового, фондового) на долгосрочный период.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно