25 апреля 2024 года
Версия для печати 1524 Материалы по теме
Новые условия — новые подходы

Стресс, который сегодня испытывает бюджетная система страны, не мог не отразиться на деятельности органов финансового контроля. Изменившиеся макроэкономические условия, новации законодательства ставят перед контролерами вопросы о том, как нужно действовать, чтобы не допустить нецелевого, неэффективного, неправомерного использования бюджетных средств, какие подходы применять при исполнении своих функций, какие методы использовать. Именно в этой связи особую актуальность для российских ревизоров приобретает обмен профессиональным опытом, который на этот раз позволил осуществить прошедший в Самаре Всероссийский форум контрольных органов. В работе форума приняли участие и выступили с докладами первые лица Министерства финансов РФ, руководители и ведущие специалисты органов государственного финансового контроля субъектов РФ.

Бюджет адаптации

Общая ситуация с формированием бюджетов РФ и развитием бюджетного законодательства создает рамочные условия и для рассмотрения узкоспециальных вопросов по государственному контролю. А ситуация такова, что в ближайшее время, как отметил заместитель министра финансов РФ А. М. Лавров, не стоит уповать на рост цен на нефть. И проект федерального бюджета, который сверстан на краткосрочный период, является бюджетом адаптации, первым шагом к тому, чтобы сделать бюджетную систему устойчивой, привести ее в соответствие с новыми реалиями.

Если не предпринимать никаких действий, то объем федерального бюджета будет продолжать снижаться. В этой ситуации увеличение налоговых ставок — не выход. Налоговое бремя способно только замедлить экономический рост — бизнес уведет свои доходы в тень. Поэтому, по мнению представителя Минфина России, налоговую нагрузку лучше держать стабильной. Альтернатива — приспосабливать свои расходы к объективно снижающемуся уровню доходов. Прогнозируемые на 2016 год доходы федерального бюджета отстают от показателя текущего года на 2 триллиона рублей. Сократить на аналогичную сумму расходы невозможно, и в проекте федерального бюджета на 2016 год они уменьшены всего на 173 миллиарда рублей (таблица). Этот разрыв, естественно, ведет к увеличению дефицита, который тем не менее в 2016 году нужно удержать на уровне текущего года в 3% ВВП, а к 2019 году ликвидировать путем ежегодного сокращения на 1%. Единственный доступный источник сокращения дефицита — Резервный фонд. То есть политика прежних лет по формированию запасов приносит свои результаты: не нужно существенно сокращать расходы. Тем не менее вопрос о том, какие расходы еще можно оптимизировать, стоит на повестке дня.

Таблица. Основные характеристики федерального бюджета на 2016 г.

№ п/п

Показатель

2015 г.

Ожидаемая оценка

2016 г.

Отклонение 2016 г. (проект)

Закон № 384-ФЗ от 01.12.2014 г.

Проект

От ожидаемой оценки 2015 г.

От Закона № 384-ФЗ от 01.12.2014 г.

1

2

3

4

5

6 = 5 — 3

7 = 5 — 4

ВВП

73 515,0

83 208,0

78 673,0

5158,0

-4535,0

Нефть (долл./барр.)

53,0

100,0

50,0

-3

-50,0

1.

Доходы

13 251,3

15 795,5

13 738,5

-2057,0

% к ВВП

18,0

19,0

17,5

-0,5

-1,5

Нефтегазовые

5879,9

8032,0

6044,9

165,0

-1987,1

% к ВВП

8,0

9,7

7,7

-0,3

-2,0

Ненефтегазовые

7371,4

7763,5

7693,6

322,1

—69,9

% к ВВП

10,0

9,3

9,8

—0,2

0,5

2.

Расходы

15 417,3

16 271,8

16 098,7

681,4

—173,1

% к ВВП

21,0

19,6

20,5

-0,5

0,9

3.

Дефицит

-2166,0

-476,3

-2360,2

-194,2

-1883,9

% к ВВП

-3,0

-0,6

-3,0

0,0

-2,4

Источники финансирования дефицита федерального бюджета

2166,0

476,3

2360,2

194,2

1883,9

в том числе:

4.

Использование средств РФ и ФНБ

2632,3

21,9

2148,9

-483,4

2127,0

5.

Иные источники

-466,3

454,4

211,3

677,6

—243,1

В изменившихся экономических условиях необходимо все большее значение уделять контролю за эффективностью использования бюджетных средств. К примеру, пристального внимания требуют бюджетные инвестиции, взносы в уставные капиталы компаний, если они не используются для достижения тех целей, на которые выделены, а крутятся на депозитах банков. Заслон проявлениям такого неэкономного отношения к бюджету со следующего года поставят органы Федерального казначейства, через счета которых будут проходить вышеуказанные трансферты. Что же касается ранее выданных, но неиспользованных по назначению бюджетных средств, то государственным корпорациям и иным юридическим лицам будет предложено сформировавшийся на 1 января 2016 года остаток перечислить на счета органов Федерального казначейства. При этом будет предусмотрена:

возможность принятия федеральным органом исполнительной власти, предоставившим указанные средства, решения об их использовании на ранее установленные цели либо иные цели, преду­смотренные федеральным законом о бюджете;

возможность перечисления остатков средств в доход федерального бюджета в случае отсутствия решения исполнительного органа власти до 1 июля 2016 года.

Определимся с понятиями

Финансовые контролеры должны настроить свою деятельность в соответствии с заданными условиями: и экономическими, и законодательными. Но большинство проблем правоприменения связано с неправильным, несистемным использованием терминологии, это порой и мешает выстраивать эффективную работу. В частности, необходимо определиться с самим понятием «финансовый контроль». И сделать это нужно на этапе подготовки закона о государственном (муниципальном) контроле, который, как считает Минфин России, должен стать кодексом контрольной деятельности и объединить в себе все уже существующие регламентирующие контрольную деятельность нормы. Дело в том, что по сути своей финансовый контроль включает в себя и налоговый, и банковский, и валютный, поэтому вид контроля, который, в частности, осуществляют органы государственного финансового контроля, правильнее бы было назвать бюджетным. Это более точно соответствовало бы его функционалу, сфере применения и описанию в бюджетном законодательстве.

Метод светофора

Необоснованным расходным обязательствам соответствует «красный свет» — в этом случае выставляется требование на предоставление дополнительных обосновывающих документов. Расходным обязательствам, в отношении которых были установлены определенные бюджетные риски и которые взяты службой на контроль до момента отработки рисков, присваивается «желтый свет». И наконец, расходным обязательствам, в отношении которых была подтверждена эффективность их реализации и обос­нованность бюджетных расходов (в том числе и по итогам устранения выявленных нарушений и замечаний, выполнения рекомендаций) Госфинконтроль дает «зеленый свет».

Инновационные подходы

В работе форума приняли участие представители финансового контроля исполнительной власти регионов. Они делились уже наработанными методиками проведения контрольной работы, ставили проблемы, которые требуют разрешения. В частности, руководитель Службы государственного финансового контроля Самарской области О. А. Михеева рассказала об инновационных подходах к осуществлению своей деятельности. В схематичном виде работа самарского финконтроля базируется на нескольких китах. Это использование принципа светофора при определении объектов, в отношении которых необходим пристальный контроль, создание и ведение так называемых карт истории болезни и лечения пациента, составленных на этапе предварительного контроля и применяемых при постконтроле. Сюда же относится и сотрудничество с институтами гражданского общества, реализация принципа неотвратимости наказания и др.

В частности, участников форума заинтересовали принципы осуществления контроля при планировании расходов. «Что мы делаем? Мы анализируем расходные обязательства бюджета — как вновь принимаемые, так и действующие (путем проведения обследования проектов правовых актов и соответствующего обоснования) — на предмет их обоснованности и эффективности. В результате выявляем завышение стоимости расходных обязательств, определяем риски резервирования бюджетных средств, необоснованные объемы финансирования и включаем „светофор“», — рассказала Михеева.

Результат — возврат средств в областной бюджет путем оптимизации стоимости расходных обязательств, перераспределения их на иные приоритетные направления расходов, устранения бюджетных рисков.

Информационное сопровождение

В условиях реформации системы внутреннего государственного контроля, наделения контрольных подразделений новыми функциями, необходимости создания действенного ведомственного контроля, у ревизоров всех уровней возникает острая потребность иметь площадку для обмена мнениями, опытом, совместного поиска решения насущных проблем.

Сегодня такую площадку предложил издательский дом «Бюджет», который в августе этого года выпустил в свет первый номер журнала «Финконтроль». Генеральный директор издательства В. Л. Осипов отметил, что журнал «Финконтроль», инициатором создания которого стали в том числе и руководители контрольных органов, способен обеспечить потребность в обмене информацией и транслировании новых идей и передовых методик. Но выпуск узкоспециализированного печатного издания — это только начало пути в направлении повышения открытости контрольной деятельности. «Коллектив ИД „Бюджет“, — сказал Осипов, — зная о все возрастающих пот­ребностях финансовых контролеров в площадке, на которой участники могли бы не только знакомиться с новеллами законодательства и методологией, но и дискутировать в режиме онлайн, проводить конкретные тематические обсуждения и эффективно коммуницировать, принял решение создать на базе наших информационных ресурсов, а именно на базе сайта rufincontrol.ru, полноценную блого­сферу именно для специалистов государственного (муниципального) финансового контроля».

Кроме того, руководитель издательского дома подчеркнул, что идея представителей контрольных органов о создании профессионального сообщества имеет право на реализацию и будет работать на совершенствование финансового контроля. При этом обеспечить информационное сопровождение деятельности сообщества контролеров сможет ИД «Бюджет», имея для этого все необходимые инструменты.

Не допустить подмены понятий

О проблемах организации внутреннего финансового контроля, которому сегодня так много уделяется внимания, рассказала начальник отдела контрольно-ревизионной работы Министерства финансов Республики Алтай Р. В. Оинчинова. В Республике Алтай, которая является высокодотационным регионом, штатная численность ГРБС очень небольшая, в силу этого создать подразделения внутреннего финансового контроля и аудита для многих представляется сложным. Кроме того, некоторые министерства передали функции по ведению бухгалтерского учета и отчетности своим вновь созданным подведомственным казенным учреждениям. Например, из состава Министерства здравоохранения Республики Алтай выведены экономический и контрольный отделы. В ведомстве просто физически отсутствуют люди, которые могли бы заниматься внутренним финансовым контролем. Получается, что контролеры казенного учреждения осуществляют надзор за деятельностью таких же подведомственных организаций. Проблем добавляет и тот факт, что контрольный орган исполнительной власти субъекта находится в структуре финансового органа.

«Мы имеем массу плюсов от такого своего положения, — признал руководитель отдела контрольно-ревизионной работы. — У нас есть доступ ко всей информационно-правовой базе финоргана. Мы в любой момент можем обратиться в другие отделы, которые работают с ГРБС, за консультацией. К проведению проверок муниципальных образований можем привлекать специалистов из отдела межбюджетных отношений и сотрудников других подразделений, чья помощь нам на данный момент нужна. Но есть и большой минус — существует риск подмены понятий внутреннего государственного финконтроля на контроль самого финансового органа, потому как в любом случае мы действуем в интересах Минфина».

Из-за нахождения контрольного органа в составе финансового возникают проблемы с реализацией результатов проверок. При выявлении нарушений использования средств республиканского бюджета отдел контрольно-ревизионной работы должен направить уведомление о применении бюджетных мер принуждения на имя руководителя финоргана и за подписью руководителя контрольного органа. Получается, что уведомление министр финансов должен направить сам себе. Сейчас такие уведомления на имя министра финансов подписывает начальник отдела контрольной работы, что не в полной мере соответствует законодательству.

Большие вопросы вызывае­т и проверка самого Минфина России. Структурное подразделение, с одной стороны, не может включить такое мероприятие в план контрольной деятельности, но при этом, с другой стороны, в любой момент рискует услышать вопрос, например, от прокуратуры, почему региональное Министерство финансов, которое также является получателем бюджетных средств, не подвергается контролю.

С. В. МАРТЫНЕНКО

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно