25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 1558 Материалы по теме

В современных условиях решение задач, от успешной реализации которых зависит качество жизни населения, требует объединения усилий всех структур власти. Задач этих немало: обеспечение сбалансированности местного бюджета, исполнение всех социально значимых обязательств, повышение качества и доступности муниципальных услуг, поддержка экономической стабильности и создание условий для будущего развития города.

Cотрудники финансового управления администрации города Оренбурга убеждены, что эффективность деятельности их службы напрямую зависит не только от тесного взаимодействия со структурными подразделениями администрации города Оренбурга, федеральными и региональными органами государственной власти. Огромное значение имеет результативность сотрудничества с другими муниципальными образованиями, организациями всех форм собственности и гражданами города, занимающими активную жизненную позицию.

На текущий момент можно выделить несколько ключевых направлений деятельности ведомства, включающих комплекс мер по мобилизации доходов, оптимизации бюджетных расходов и совершенствованию долговой политики.

Для сокращения дебиторской задолженности

В Оренбурге принят ряд нормативных актов, регулирующих взаимоотношения с администраторами доходов в части планирования и исполнения бюджетных назначений по видам администрируемых доходов, выяснения причин отклонения от плана поступлений и роста дебиторской задолженности, реализации мер к ее погашению, работы по выявлению и списанию безнадежной задолженности. В 2015 году из 48 главных администраторов доходов 36 выполнили и перевыполнили плановые бюджетные назначения, 31 — не имеют дебиторской задолженности или снизили ее, 4 — выявили и списали безнадежную задолженность на сумму 6,9 миллиона рублей.

Для повышения собираемости налогов

Администрациями Оренбурга, Северного и Южного округов города в 2015 году в общей сложности проведено 88 заседаний межведомственной рабочей группы и комиссий по рассмотрению вопросов уплаты налогов, на которые были приглашены представители почти 3 тысяч хозяйствующих субъектов. В результате сумма погашенной задолженности в городской бюджет составила 74,8 миллиона рублей.

Всегда в авангарде

В начале 2000-х годов город Оренбург одним из первых муниципальных образований области перешел на казначейское исполнение бюджета. В 2011 году в связи с принятием Федерального закона № 83‑ФЗ большая часть муниципальных учреждений города изменила свое правовое положение еще до окончания установленного законом переходного периода. Кроме того, финансовое управление выполняло функции методолога, курируя работу по изменению правового положения учреждений в 15 муниципальных районах центральной зоны Оренбургской области.

В соответствии с основными направлениями налоговой политики города Оренбурга финансовое управление администрации ежегодно проводит инвентаризацию налоговых льгот, в ходе которой анализирует их эффективность и уточняет влияние на доходы бюджета. В настоящее время на территории города решением Оренбургского городского Совета установлены только льготы по земельному налогу, которые предназначаются для определенных категорий граждан, в том числе малообеспеченных. К установлению новых видов льгот применяется осторожный подход, в частности на 2016 год новых льгот не предусмотрено.

Для укрепления налоговой базы

В целях актуализации налогооблагаемой базы по местным налогам на 2016 год на территории города Оренбурга планируется проведение новой кадастровой оценки земель города — при этом будут учтены опыт и недочеты предыдущей оценки. К 2018 году заканчивается предельный срок действия кадастровой оценки недвижимости, что также предполагает в ближайшие два года проведение переоценки ее кадастровой стоимости.

Во избежание нарушений

Сегодня особенно актуальна тема финансового контроля. Финансовое управление начиная с 2014 года на систематической основе проводит мониторинг нарушений, выявляемых Министерством внутреннего государственного финансового контроля Оренбургской области, Счетной палатой и контрольно-ревизионным управлением города Оренбурга. Результаты мониторинга систематизируются финансовым управлением и доводятся до всех ГРБС города. Такая форма работы получила положительную оценку главных распорядителей бюджетных средств, поскольку эта информация позволит им предупреждать возникновение подобных нарушений.

Для определения новых источников доходов

Сложившаяся экономическая ситуация заставляет искать новые возможности мобилизации доходов в бюджет города Оренбурга. В 2015 году, например, утверждены нормативно-правовые акты о порядке определения платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования, и о порядке определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения с земельными участками, находящимися в собственности муниципального образования. В настоящее время администрация города работает над нормативно-правовым актом по устройству на территории города муниципальных парковок.

Высокая оценка

Необходимо отметить, что финансовое управление активно взаимодействует с вузами Оренбурга, ежегодно принимая на практику студентов, лучшие из которых впоследствии при появлении вакансий получают возможность трудоустроиться в фин­органе. Таким образом, коллектив управления регулярно обновляется. Вместе с тем в штате финансового управления немало работников, за плечами которых многолетний профессиональный опыт — например, среди сотрудников есть полные кавалеры муниципальной награды «За добросовестную муниципальную службу», а также лауреаты Всероссийского конкурса «Лучший муниципальный служащий».

Все это позволяет коллективу обеспечивать надлежащее качество управления муниципальными финансами, что подтверждается ежегодной оценкой, проводимой Министерством финансов Оренбургской области. В прошлом году эффективность управления финансами была отмечена и на федеральном уровне. Об этом свидетельствует диплом за высокое качество организации предоставления муниципальных услуг, полученный городом по результатам VIII Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами», проводимого журналом «Бюджет» совместно с Сообществом финансистов России при поддержке Совета Федерации.

Новые задачи

Сегодня успешен тот, кто может быстро реагировать на постоянные изменения в законодательстве и соответствовать вызовам времени. В 2015 году финансовое управление принимало участие в пилотном проекте по сдаче консолидированной отчетности об исполнении бюджета Оренбургской области за 2014 год в Федеральное казначейство. С поставленной задачей финансовое управление справилось успешно — отчет города вошел в состав консолидированной отчетности Оренбургской области и Счетной палатой города Оренбурга признан достоверным.

В настоящее время финансовое управление реализует задачу по включению города в интегрированную информационную систему управления общественными финансами «Электронный бюджет». На едином портале бюджетной системы составлен Сводный реестр участников бюджетного процесса и юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса. В прошлом году все органы-учредители активно работали (и будут продолжать работать в текущем году) над составлением ведомственных перечней муниципальных услуг и работ, на основе которых формируются муниципальные задания.

Внедрение информационных технологий способствует качественному исполнению бюджета и подготовке отчетов о его исполнении. Однако пока еще рано говорить о том, что существует полная прозрачность финансово-хозяйственной деятельности публично-правовых образований в части учета активов и обязательств. Итогом внедрения системы «Электронный бюджет» и должно стать повышение прозрачности информации об общественных финансах.

Понятно для граждан

Еще одна важная задача финоргана — научить граждан понимать и использовать финансовую информацию. Решению данной проблемы уделяется большое внимание как на федеральном и региональном, так и на местном уровне. На городском официальном интернет-портале размещаются актуальные материалы о бюджете города, а также брошюра «Бюджет для граждан». Сотрудники финуправления подготовили и разместили на портале видеоролик, просто и наглядно представляющий основную информацию о доходах и расходах городского бюджета. В конкурсе проектов по представлению бюджета для граждан, проводимом Финансовым университетом при Правительстве РФ, ролик занял второе место в номинации «Лучший макет бюджета для граждан». В аналогичной номинации конкурса проектов по разработке лучших предложений по формированию и представлению бюджета для граждан, проводимого Министерством финансов Оренбургской области, — первое место.

Бюджет для граждан

24 декабря 2015 года финансовое управление администрации города Оренбурга было награждено дипломом за второе место в номинации «Лучший макет бюджета для граждан» третьего конкурса проектов по представлению бюджета для граждан. Конкурс проводится Финансовым университетом при Правительстве РФ в рамках совместной работы Минфина России, открытого правительства и Аналитического центра при Правительстве РФ по повышению бюджетной грамотности россиян.

В последнее время Министерство финансов РФ большое внимание уделяет работе по повышению финансовой грамотности населения. В 2015 году сотрудники финансового управления приняли активное участие в мероприятиях Всероссийской программы «Дни финансовой грамотности в учебных заведениях» и проводили открытые уроки для учеников 9–11 классов в муниципальных общеобразовательных учреждениях города. Также молодые специалисты финансового управления успешно участвуют в конкурсах «Финансовый старт», ежегодно организуемых Сообществом финансистов России и Министерством финансов области.

В итоге

Сотрудники финансового управления считают, что, взаимодействуя с органами государственной власти региона, руководством города, населением Оренбурга, они смогут справиться со всеми поставленными задачами. К числу основных задач относятся:

  • реализация в полном объеме майских указов Президента РФ в соответствии с дорожными картами;
  • сохранение социальной ориентированности бюджета;
  • качественная реализация одной из приоритетных задач бюджетной политики — программно-целевого бюджетирования (в том числе в данный момент особое внимание должно быть уделено обеспечению надлежащей оценки бюджетной эффективности муниципальных программ);
  • оптимизация затрат и усиление контроля за расходованием средств, недопущение возникновения необоснованной кредиторской задолженности, контроль за своевременной выплатой заработной платы и выплат социального характера, оплатой коммунальных услуг.

М. В. БЕЛОВА

Статья подготовлена по материалам, предоставленным финансовым управлением администрации города Оренбурга

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно