27
Октября
I Всероссийский конкурс
контрольно-ревизионных органов
Версия для печати 2501 Материалы по теме

Около года назад в России началось создание территорий опережающего развития (ТОР). Федеральные власти рассчитывают, что с помощью этого инструмента удастся ускорить темпы экономического роста в ряде регионов страны. Пока можно точно сказать, что механизм заинтересовал инвесторов, которые активно заключают соглашения о создании новых ТОР.

Идею создать в регионах, требующих особого внимания, в частности на Дальнем Востоке и в Сибири, зоны опережающего социально-экономического развития с особыми условиями для несырь­евых производств высказал Президент России В. В. Путин в послании Федеральному собранию в декабре 2013 года. Пакет необходимых законодательных изменений был подготовлен к октябрю 2014 года. Он включил в себя изменения в Налоговый, Гражданский и Земельный кодексы, а также отдельный федеральный закон, дающий определение территориям опережающего развития, описывающий механизм их создания и ликвидации, полномочия и обязанности органов государственной власти по отношению к ТОР.

Согласно закону

Федеральный закон № 473‑ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» был подписан Президентом России 29 декабря 2014 года. Согласно документу под ТОР понимается часть территории субъекта Российской Федерации, на которой действует особый режим предпринимательской и иной деятельности. Такой режим должен быть установлен в соответствии с решением Правительства РФ. Цель создания ТОР — формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для населения.

ТОР можно создать в границах одного или нескольких муниципальных образований, но в пределах одного субъекта Федерации. Для развития инфраструктуры территории и осуществления других функций создается управляющая компания (УК). Она имеет форму акционерного общества, 100% акций которого принадлежат Российской Федерации. Управляющая компания также может быть дочерней структурой такого акционерного общества. УК занимается инвестированием в объекты инфраструктуры территории, решением всех административных и хозяйственных вопросов, в том числе организацией транспортного обслуживания, эксплуатацией и строительством дорог, электро-, газо-, водоснабжением. Компания работает с инвесторами по принципу одного окна.

59.png

Территория опережающего развития создается на 70 лет по решению Правительства России. В дальнейшем срок существования ТОР может быть продлен. В течение первых трех лет ТОР могут быть созданы только на территории субъектов, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, а также на территории моногородов с наиболее сложным социально-экономическим положение­м. Такие муниципальные образования указаны в распоряжении Правительства России от 29 июля 2014 года № 1398‑р «Об утверждении перечн­я монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)». В рамках закрытых административно-территориальных образований можно будет создавать с 1 января 2016 года. Через три года их можно будет формировать по всей России без ограничений. Уже созданная ТОР будет ликвидирована, если по истечении трех лет с даты принятия решения о ее учреждении не заключено ни одного соглашения об осуществлении деятельности или все ранее заключенные соглашения расторгнуты.

Решение о создании ТОР обязательно включает границы территории, минимальный объем вложений, перечень видов деятельности, условия применения процедуры свободной таможенной зоны (или отказ от нее), при необходимости — минимальные требования к технологиям участников. В течение 30 дней после принятия решения федеральная власть в лице уполномоченного органа, высший исполнительный орган региона и муниципальные структуры должны заключить соглашение о создании ТОР. В документе оговариваются обязательства сторон, порядок финансирования строительства или реконструкции инфраструктуры и порядок ее эксплуатации, условия владения и пользования имуществом, созданным с привлечением федеральных средств, а также правила предоставления резидентам ТОР льгот и преференций по земельному и имущественному налогам.

Под конкретного инвестора

Закон оговаривает, что федеральный бюджет может инвестировать в ТОР посредством вложений в уставный капитал управляющей компании, а также использовать другие методы проектного финансирования, прочие предусмотренные законодательством меры поддержки. В том числе Федерация может предоставлять субсидии на возмещение процентной ставки по кредитам, привлеченным инвесторами на строительство объектов инфраструктуры, в размере до 100% от ставки рефинансирования. В числе обязательств региона и муниципалитетов указаны вложения в уставный капитал управляющей компании и передача в собственность УК необходимого государственного и муниципального имущества.

Компании и индивидуальные предприниматели, желающие стать резидентами ТОР, должны подать заявку в управляющую компанию, в которой указывают вид своей экономической деятельности, имеющееся имущество, объем планируемых капиталовложений, потребность в мощностях электрических и других сетей. УК должна рассмотреть заявку в течение 15 рабочих дней.

Закон также оговаривает особенности проведения государственной экологической экспертизы в рамках создания территорий опережающего развития, правила градостроительной деятельности, в том числе порядок получения разрешений на строительство, особенности изъятия и резервирования земельных участков, полномочия органов государственной власти и местного самоуправления (например, обеспечение правопорядка, налоговый, таможенный контроль).

Порто-франко на Дальнем Востоке

В связке с проектами ТОР также часто упоминается свободный порт Владивосток. Закон о создании режима порто-франко вступил в силу в октябре 2015 года. Регион, который охватывается проектом, включает не только саму столицу Приморского края, но и 13 муниципальных образований (в том числе такие крупные порты, как Находка, Посьет, Зарубино, а также не имеющие выходы к морю населенные пункты). На этой территории проживает 1,4 миллиона человек, что составляет почти 70% населения Приморского края.

Последнее заседание наблюдательного совета свободного порта Владивосток, на котором рассматривались предлагаемые к реализации инвестиционные проекты, состоялось в декабре прошлого года. По его итогам статус резидентов получили восемь проектов на общую сумму 28 миллиардов рублей. Это проекты в области складского и рыбного хозяйства, а также производства сельскохозяйственной продукции, технологические проекты, связанные с переработкой шин, с производством энергосберегающих ламп. Еще один резидент порто-франко был утвержден ранее.

Всего в Корпорацию развития Дальнего Востока поступило 158 обращений от компаний, заинтересованных в приобретении статуса резидента свободного порта. Как отмечают в самой корпорации, со всеми обратившимися проведены переговоры и каждому направлены разъяснения по подаче заявки. При этом уже официально оформлена 21 заявка на сумму 70,4 миллиарда рублей.

Для резидентов свободного порта действует ряд льгот. В частности, это пониженные ставки страховых взносов (в течение трех лет после принятия закона они составляют 7,6%), освобождение от налогов на прибыль, имущество и землю и ускоренная процедура возмещения НДС (в течение десяти дней). Также предусмотрены сокращенные сроки получения разрешительной документации для объектов, сокращенное время проведения контрольных мероприятий, право управляющей компании подавать иски в защиту интересов свободного порта.

Главным отличием особых экономических зон от ТОР является то, что последние создаются под конкретного инвестора, заключившего с уполномоченным органом федеральной власти предварительные соглашения. Как сообщается на сайте Министерства РФ по развитию Дальнего Востока, в настоящее время резиденты ТОР имеют целый ряд преимуществ. По уже заключенным соглашениям это полное обнуление ставок на пять лет по налогам на имущество, землю и прибыль. Также вводится нулевая ставка НДС на импорт для переработки. Страховые взносы для инвестора составляют 7,6% вместо 30% в течение первых десяти лет.

Кроме того, резиденты имеют право рассчитывать на бесплатное получение земли и готовой инфраструктуры, ускоренный порядок возврата НДС экспортера, упрощенный государственный контроль, ускоренные и облегченные административные процедуры, в том числе получение разрешения на строительство, прохождение таможни. Контрольные органы не имеют права проводить проверки без согласия Минвостокразвития России.

Сейчас, чтобы стать резидентом ТОР, компании необходимо предложить конкретный инвестиционный проект в высокой степени проработки. Объем инвестиций должен превышать 500 тысяч рублей. Компания, желающая стать резидентом территории опережающего развития, должна быть зарегистрирована и базироваться на территории Дальнего Востока и не иметь филиалы вне ТОР.

Старт на Дальнем Востоке

Первые проекты для создания территорий опережающего развития были отобраны правительственной подкомиссией 12 февраля 2015 года. Председатель Правительства России Д. А. Медведев подписал постановления, утверждающие их организацию, 25 июня. Было учреждено три территории опережающего развития.

ТОР «Хабаровск» разместилась на площади в 587 гектаров. ТОР включает три площадки. Одна расположена в Хабаровском районе, ее наиболее крупными проектами являются металлургический мини-завод и производство тепло- и звукоизоляционных материалов. На второй площадке планируется реализовать проект индустриального парка, а ее ключевой резидент строит тепличный комплекс для выращивания овощей. На третьей площадке находится аэропорт, и в результате реализации проекта будет создан современный авиаузел.

ТОР «Комсомольск» занимает площадь в 218,9 гектара и также состоит из трех площадок. В рамках первой создается производство деталей для авиастроения. Проект будет реализован в 2016–2017 годах. В рамках второй площадки ожидается размещение производства кранового и очистного оборудования, а также рыбоперерабатывающих мощностей. На третьей, в городе Амурске, будут организованы глубокая переработка древесины, выпуск шпона и пиломатериалов, пеллетов, домокомплектов.

В конце декабря прошлого года министр инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края Ю. А. Чайка говорил, что число официально зарегистрированных резидентов в этих двух зонах достигло девяти, а общий объем заявленных инвестиций оценивается в 29,2 миллиарда рублей. В результате реализации проектов планируется создать 2,4 тысячи новых рабочих мест.

Третьей территорией опережающего развития, учрежденной в июне 2015 года, стала ТОР «Надеждинская» в Приморском крае. Ключевым проектом территории станет транспортно-логистический комплекс, однако предусмотрено и создание производств. Так, в ноябре уже открылось предприятие, которое будет выпускать сырье для производства пластиковых бутылок.

В общей сложности к концу декабря прошлого года было принято решение о создании 12 ТОР на Дальнем Востоке. Это ТОР «Камчатка» (специализация обозначена как туристско-рекреационная и портово-промышленная), «Беринговский» на Чукотке (угольная промышленность), «Кангалассы» в Якутии (производство строительных, энергетических и промышленных материалов из местного сырья). Еще одна ТОР — «Михайловская», специализирующаяся на сельском хозяйстве, находится в Приморском крае. Две территории опережающего развития, «Белогорск» (агропромышленность) и «Приамурская» (промышленная и транспортно-логистическая), учредили в Амурской области.

Три последние ТОР были созданы 24 декабря. Это территории опережающего развития «Большой Камень» (Приморский край), «Южная» (Анинский городской округ Сахалинской области) и «Горный воздух» (Южно-Сахалинск). Первая территория будет специализироваться на судостроении, вторая — на сельскохозяйственной продукции (речь идет о животноводстве и выращивании овощей), треть­я — на туризме.

В конце декабря в Минвостокразвития России назвали цифры в целом по проектам территорий опережающего развития. Как заявил глава ведомства А. С. Галушка, по состоянию на 25 декабря на участие в ТОР было подано 87 заявок от потенциальных резидентов. Из них 50 заявок были удовлетворены, сумм­а ожидаемых инвестиций равняется 246,8 миллиарда рублей. Было подписано 16 соглашений на общую сумму 164,4 миллиарда.

Судя по высказываниям федеральных властей, практику ТОР пока намерены только расширять. По словам вице-премьера Правительства России, полномочного представителя Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Ю. П. Трутнева, сокращать поддержку территорий опережающего развития в течение ближайших трех лет не будут. Она останется на уровне 42 миллиардов рублей, запланированном ранее. Он добавил, что с учетом регионального финансирования реальный уровень государственных вложений будет даже выше.

Быстрых результатов не будет

14 января 2016 года в рамках Гайдаровского форума-2016 состоялась дискуссия «Инвестиции в новые промышленные точки роста: будущее территорий опережающего развития (ТОР) в моногородах и ЗАТО». Хотя в основном на круглом столе звучали оптимистичные оценки, были высказаны и критические суждения.

Как заявил заместитель министра экономического развития РФ А. В. Цыбульский, с 1 января 2016 года возможность создавать ТОР была распространена на ЗАТО. Все более очевидно, что механизм работает и многие хотят его использовать. По словам замминистра, сейчас идет дискуссия о том, чтобы снять ограничения и разрешить создавать ТОР в любых регионах. Пока идея не поддержана, и, кроме Дальнего Востока, инструмент можно использовать только в ЗАТО и кризисных моногородах. По словам Цыбульского, вследствие таких ограничений каждый глава субъекта стремится к тому, чтобы моногорода его региона попали в кризисную группу. Это позволяет получить прямую поддержку со стороны Фонда развития моногородов и право создавать территории опережающего развития.

Замминистра рассказал, что в настоящее время предлагается убрать разделение моногородов по категориям и принимать решения о помощи исключительно исходя из их финансово-экономического положения. В таком случае решения об участии муниципалитетов в конкурсах фонда и о создании ТОР будут приниматься отдельно в каждом конкретном случае на основании анализа социально-экономических показателей. Он обратил внимание на то, что ТОР являются эксклюзивным инструментом. Из-за большого числа налоговых льгот этот режим имеет ценность только тогда, когда он используется как штучный. Если всю территорию страны покрыть ТОР, это не приведет ни к чему, кроме выпадающих доходов.

Цыбульский призвал не ждать быстрых результатов. Он напомнил, что были запущены 33 ОЭЗ, еще более 30 заявок было подано в Мин­экономразвития России, и хотя многие ждали быстрого эффекта, площадки станут прибыльными только через десять лет. По его данным, в Китае во многие особые экономические зоны первый инвестор пришел только через семь лет после создания.

В свою очередь, губернатор Томской области С. А. Жвачкин высказал мнение, что многие недооценивают потенциал ЗАТО. По его словам, часто это уникальные образования, в которых накоплены различные технологии и воспитывались целые поколения ученых и инженеров. Сейчас многие ЗАТО находятся в состоянии упадка из-за сокращения госфинансирования и объема заказов.

Статистика говорит о росте

Новые механизмы развития Дальнего Востока, среди которых и создание ТОР, позволяют региону значительно нарастить инвестиции, считает глава Минвостокразвития России Галушка. По его словам, в 2015 году они позволили привлечь в макрорегион 988,51 миллиарда рублей. При этом из них только 74,8 миллиарда составляют бюджетные вложения. Коммерческие инвестиции достигли 913,7 миллиарда. Соотношение частных источников финансирования к государственным составило 12 к 1.

При этом социально-экономическая ситуация в целом в ушедшем году на Дальнем Востоке может быть охарактеризована как положительная. Рост промышленности за первые девять месяцев составил 3,1% на фоне общего падения в целом по стране на 3,4%. Увеличение инвестиций в основной капитал составило 4,9% при общем снижении показателя в Российской Федерации на 8,4%. Среднемесячная зарплата выросла на 5,7%, что на 2% больше среднего по стране показателя. При этом за прошлый год был зафиксирован прирост населения на Дальнем Востоке на 5,6 тысячи человек.

В то время как региональные власти видят в ЗАТО исключительно головную боль, эти образования являются для субъектов просто неиспользованной возможностью создать и развить высокотехнологичные производства. В качестве примера Жвачкин привел ЗАТО Северск, в котором проживает 110 тысяч человек. В настоящее время в Северске создается ТОР, которая является частью федерального проекта ИНО «Томск». Северская ТОР будет специализироваться на химических технологиях. В том числе в ЗАТО будут созданы производства металлического бериллия, диоксида титана, ионообменных смол, субстанций гепарина, готовых лекарственных форм и другие. Необходимые бюджетные инвестиции в создание инфраструктуры ТОР оцениваются в 270 миллионов рублей в течение 2017–2018 годов. В то же время частные инвестиции только в текущем году составят 180 миллионов рублей. При этом губернатор добавил, что существование ЗАТО помогает фармацевтическим проектам, так как для них нужна закрытая территория.

Критическое мнение относительно ТОР высказал губернатор Красноярского края В. А. Толоконский. Он отметил, что федеральное правительство толкает регионы к тому, чтобы выдавать налоговые льготы, но само делиться федеральными доходами не хочет. По его словам, власти субъекта РФ могут самостоятельно понижать ставки, например по налогам на имущество, но если идти на такие меры, возникает риск не собрать достаточно средств в бюджет.

Толоконский напомнил, что в Красноярском крае компанией, которая вносит наибольший вклад в бюджет, является «Норильский никель», а не инновационные фирмы. Многие регионы, которые демонстрируют хорошие бюджетные показатели, не являются инновационными. По его словам, создание льготных режимов может привести не к тому, что будут созданы новые предприятия, а к тому, что часть регулируемой экономики просто уйдет в зоны с более выгодными режимами налогообложения. Глава региона посоветовал тщательнее анализировать последствия принимаемых мер. «Когда бюджетные ресурсы ограниченны, эффект роста можно получать за счет структурных обновлений, структурной мотивации. Нужно системно решать задачу повышения самостоятельности регионов, нельзя стимулировать экономику из одного центра. У нас слишком большая страна и слишком разные условия», — отметил он.

Везде, где можно децентрализовать принятие решений по стимулированию инновационного развития, это должно быть сделано, добавил Толоконский. Пока регионы сталкиваются с проблемами даже в земельной сфере, где все необходимые законы уже существуют: на оформление участков для конкретных проектов могут потребоваться годы. «В свое время Новосибирский городок был построен за три года. А у нас землю для ОЭЗ передавали три года, маленькие участки. И это при том, что все были за, никто не был против. Наши механизмы так устроены, что оформление бумаг занимает годы даже без учета саботажа», — за­явил глава Красноярского края.

Так или иначе, Северская ТОР — не единственная подобная территория за пределами Дальнего Востока. В конце декабря прошлого года была завершена работа над проектом концепции территории опережающего развития в Железногорске Иркутсткой области. Окончательную заявку по проекту планируется сформировать в первом квартале 2016 года. Таким образом, ТОР выходят за границы ДВФО. И чем быстрее они докажут свою эффективность, тем выше вероятность, что этот инструмент начнет активно использоваться и в других регионах России.

К. И. СУГРОБОВ

Поделиться