Нацпроекты№ 2 Февраль 2016 — 02 Февраля 2016

Зачем нужна пропаганда

Версия для печати 1615 Материалы по теме
Зачем нужна пропаганда

На ближайшие десятилетия на Дальнем Востоке запланированы масштабные инвестиционные проекты. Для их реализации необходимы не только деньги, но и рабочие руки, с дефицитом которых сталкивается этот регион. Вряд ли Дальнему Востоку удастся привлечь необходимые кадры, если государство не проведет беспрецедентную по своим масштабам агитационную кампанию.

Валерий Дмитриевич ДЗГОЕВ, руководитель объединенной редакции издательского дома «Бюджет», президент общественного благотворительного фонда поддержки образования «Кредо-знание»

Изучая список мероприятий, направленных на развитие Дальнего Востока, обращаешь внимание на их масштаб и важность для страны. Речь идет о 407 инвестиционных проектах общей стоимостью 11 триллионов рублей. Только в один город Свободный Амурской области к 2017 году нужно привлечь 20 тысяч работников, что составляет 15% от населения города. Планы настолько амбициозны, что поражают воображение.

Но еще больше удивляет другое. Не окажись автора этих строк на Гайдаровском форуме, где на дискуссионной панели обсуждались вопросы привлечения кадров на Дальний Восток, он бы не узнал о возможностях, которые открываются в регионе для потенциальных переселенцев. Оказывается, ведется колоссальная работа по привлечению кадров и создано специальное Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке, но обо всем этом практически не известно гражданам. Смею ответственно заявить: работа ведется большая, но ее вряд ли достаточно.

Хочу напомнить, что на Дальнем Востоке всегда не хватало людей. Это извечная проблема для страны, и она будет существовать не один год. Поэтому очевидно, что для ее решения необходимо искать фундаментальные подходы.

Советские мегапроекты

Давайте вспомним, что страна обращает пристальное внимание на этот регион не первый раз, и посмотрим на исторический опыт. В 1930-х годах советская власть стала активно развивать Дальневосточный край. В 1937 году молодая комсомолка Валентина Хетагурова обратилась к девушкам страны с призывом ехать на Дальний Восток. Призыв был мощно подхвачен советской пропагандой, и в итоге на него откликнулись тысячи девушек со всей огромной страны. Только в 1937 году в регион прибыло 11,5 тысячи девушек с разных концов СССР. Хетагуровское движение осталось в истории как пример искреннего энтузиазма.

Еще один пример, достойный изучения, — освоение целины. В 1954 году ЦК КПСС принял решение об освоении целинных и залежных земель. Было решено распахать 43 миллиона гектаров новых земель Казахстана, Сибири, Поволжья и Урала. Освоение угодий шло активными темпами, и вся мощь СССР была сосредоточена на этом направлении. Только в течение первых двух лет было создано 425 зерновых совхозов. В 1954 году в Казахстан прибыло 250 тысяч комсомольцев и 23 тысячи демобилизовавшихся солдат Советской армии. Масштабная работа принесла результаты. В 1954 году в СССР было собрано 85,5 миллиона тонн зерна, из них 27 миллионов тонн — на целине. В 1962 году общий урожай составил уже 125 миллионов тонн, из которых 58,7 миллиона тонн приходилось на освоенную целину.

В СССР в начале 1970-х годов начали строительство Байкало-Амурской магистрали (БАМ), одной из самых протяженных в мире железных дорог. Магистраль давала еще один выход к берегам Тихого океана, ее строительство открывало возможности к освоению новых природных богатств Сибири. Масштаб этого проекта грандиозен: длина основного пути БАМа превысила четыре тысячи километров, на нем было возведено 2230 больших и малых мостов. Магистраль прошла через десятки городов и поселков, появилось более 200 новых станций. Главное, на что следует обратить внимание, — это работа пропагандистской машины. Только на первый призыв комсомола в 1974 году откликнулось более 100 тысяч желающих по­ехать на БАМ.

Сила слова

Как же добивалась советская власть таких значительных, прорывных результатов? Для современной России этот опыт представляется крайне полезным. Конечно, огромную роль в пропаганде всех перечисленных строек сыграл комсомол. Но стоит обратить внимание и на СМИ, которые вели такую же адресную масштабную работу по разъяснению важности этих больших планов для страны, по формированию мировоззрения советской молодежи и всего населения. Радио, газеты, журналы, телевидение вели агитацию, воспитывали у молодежи интерес к освоению новых земель. Свою весомую лепту вносило и советское кино.

Приведем несколько цифр, характеризующих масштабы интенсивности работы пропагандистской машины. За два года, а именно 1954–1955, в самой влиятельной многотиражной газете «Правда» было опубликовано 610 больших и малых статей об освоении целины, еще 533 статьи были опубликованы в «Комсомольской правде». В 1974–1975 годах в газете «Правда» было опубликовано более 200 статей о БАМе. Еще 228 статей появилось в «Комсомольской правде». Это только малая часть работы советской власти, целью которой было осуществление ее грандиозных планов. Конечно, к этому были подключены все уровни управления, от районного и областного и выше.

Выводы из этого очевидны. Нужно качественно изменить отношение к возможностям пропагандистской машины, и прежде всего к участию в ее работе первых двух каналов государственного телевидения. За умы молодежи необходимо бороться — к сожалению, мы видим это в том числе на примере запрещенной группировки ИГИЛ, активно заманивающей на войну российских граждан из южных республик. По всей видимости, нужно планировать бюджеты и активно осваивать их, размещая в различных СМИ материалы, пропагандирующие возможности Дальнего Востока среди населения. Так, на государственном уровне обсуждается идея направлять специалистов из СКФО, где существует переизбыток рабочей силы, на Дальний Восток. Но для этого среди широких групп населения, начиная со старшеклассников, должна вестись соответствующая агитационная работа. Без этого реализовать действительно амбициозный проект по привлечению переселенцев на Дальний Восток не представляется возможным.

Успех бизнесмена на окраине России

Примером фильма с необходимыми акцентами может быть картина, о съемках которой рассказали СМИ в сентябре прошлого года. В ее основу положен сюжет о разорившемся бизнесмене из Москвы, который приезжает на Дальний Восток в поисках новых возможностей и за бесплатным гектаром земли. Сообщалось, что съемки пройдут в При­морье в 2016 году.

По словам продюсера будущего фильма, кинокартина представляет собой современную историю успеха российского предпринимателя, который благодаря жизненной позиции и крепкому семейному тылу смог преуспеть в суровых условиях дальневосточного региона. Несмотря на финансовый кризис и банкротство, он решил принять участие в программе переселения и не прогадал. Он смог построить доходный семейный бизнес.

Действие картины развернется на живописном побе­режье Японского моря. Главный герой, получив по государственной программе бесплатный гектар земли, возведет семейный отель и найдет в Приморье свою любовь. Основной съемочной площадкой станет Хасанский район Приморья. Его называют туристической жемчужиной края из-за приятного климата, нетронутой природы и теплого моря. Лента пока не имеет официального названия. Ожидается, что она выйдет на экраны в 2017 году.

Как заявляла заместитель губернатора Приморского края Т. В. Заболотная, выпуск фильма будет способствовать пропаганде государственной программы переселения на Дальний Восток, главным элементом которой должно стать бесплатное выделение всем желающим одного гектара земли для организации бизнеса. По ее мнению, художественный фильм окажет благоприятное влияние на развитие туристического потенциала в Приморье, а также обеспечит информирование граждан о проекте бесплатного предоставления земельных участков на территории края.

Поделиться