Версия для печати 1012 Материалы по теме

Международная деятельность регионов: ограничения и возможности. Этой теме была посвящена экспертная дискуссия, которая прошла в рамках Гайдаровского форума-2016. Участники обсудили вопросы, связанные с развитием регионов, факторами, сдерживающими их международную деятельность, развитием механизмов межрегионального сотрудничества, взаимодействием государственных, общественных и коммерческих организаций.

Для всех очевидно, что сегодня многие традиционные форматы международного взаимодействия работают «в ограниченном режиме». Однако такая ситуация может стать дополнительным драйвером развития межрегиональных связей. Как отметил А. В. Цыбульский, заместитель министра экономического развития РФ, сегодня к нам все чаще обращаются представители тех стран, которые ввели против России санкции, с предложениями по активизации межрегионального приграничного сотрудничества. Сохранение темпов реализации проектов говорит о том, что этот формат взаимодействия сегодня является более востребованным и эффективным.

По данным замминистра, на 2016 год субъекты РФ запланировали проведение свыше 700 мероприятий, связанных с международными отношениями, причем более половины из них пройдут за рубежом. Есть и институты развития, которые занимаются вопросами межрегионального и международного сотрудничества. Таким образом, на международную деятельность регионов тратятся немалые деньги, а реальная эффективность этой работы вызывает вопросы. «Мне кажется, что иногда субъекты, проведя обмен делегациями, подписав протоколы, соглашения и меморандумы, просто теряют интерес к дальнейшей деятельности и начинают заниматься другими вопросами. Если мы говорим о развитии международной деятельности регионов, то надо понимать, что это всегда игра в долгую и без практической реализации данные соглашения не имеют никакого отношения к деловой активности. Мы просто тратим деньги, занимаясь государственным туризмом», — высказал свое мнение Цыбульский.

Предпосылки для новой экономики

О том, как не заниматься государственным туризмом, а эффективно тратить деньги на развитие международного сотрудничества, рассказал губернатор Новосибирской области В. Ф. Городецкий. Внешнеторговый оборот области за 2015 год составил более 2,4 миллиарда долларов, из них на страны дальнего зарубежья — 1,8 миллиарда. По словам губернатора, Новосибирская область активно применяет такую форму, как международные соглашения. Чтобы зарубежные поездки имели практический результат, каждое заключаемое Новосибирской областью соглашение ложится в основу конкретного плана мероприятия по его развитию. На сегодняшний день в области заключено 20 международных соглашений в деловой сфере. «Несмотря на политическую конъюнктуру, международная деятельность в 2015 году не снизилась, — считает губернатор. — В минувшем году Новосибирскую область посетила 51 делегация из 25 стран, и самое приятное то, что представители стран, поддержавших санкции против России, предлагают нам сотрудничать».

Область стремится использовать эти предложения: в минувшем году в регионе введены в действие пять предприятий стройиндустрии, причем четыре с участием иностранного капитала — хорватской, итальянской и немецких фирм.

«Экспортная деятельность — очень важный элемент, и сегодня нужно создавать предпосылки для ее развития и оптимизации. Необходимо показывать партнерам чистоту и порядочность отношений, изначально вести профессиональный диалог по намерениям и по инвестиционным предпосылкам», — отметил Городецкий. Для того чтобы инвестору было проще войти в территорию, в регионе осуществляются проекты по развитию технопарков, а также кластерному, агломерационному развитию. Подводя итог сказанному, новосибирский губернатор подчеркнул, что международная деятельность для регионов — шанс стать частью новой экономики. Это подтвердил и Цыбульский: анализ Минэкономразвития России показал прямую зависимость между международной активностью субъектов и ростом несырьевого экспорта.

Время экспортировать

Важность развития экспортной деятельности подчеркнул А. С. Поляков, управляющий директор Агентства по страхованию экспортных кредитов (ЭКСАР) по региональному развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства. «Сейчас время экспортировать. Экспорт для любого региона — серьезная возможность для повышения устойчивости экономики, для преодоления проблем, связанных с макроэкономической ситуацией», — сказал эксперт. По данным Полякова, сегодня до 66% несырьевого экспорта приходится на регионы. А если говорить о малом и среднем предпринимательстве, то порядка 85% экспортно ориентированных предприятий —региональные компании.

Несмотря на усилия государства в сфере поддержки экспорта, многие экспортеры двигаются своим, только им понятным путем. Причин, по которым они не используют государственную поддержку, много — в частности, ее сложность. Как отметил Поляков, в ней задействовано более десяти министерств, ведомств и других структур. «Для упрощения системы господдержки экспорта в середине 2015 года и был создан Российский экспортный центр. По итогам полугода работы можно говорить о том, что его эффективность в определенной степени доказана», — рассказал аналитик.

Пояс добрососедства и безопасности

Вопрос о том, как развивается законодательство о приграничном сотрудничестве, подняла депутат Государственной думы С. С. Журова. Она напомнила, что в 2002 году Россия ратифицировала Европейскую рамочную конвенцию о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей. В развитие этой темы еще прошлым депутатским созывом был внесен законопроект о приграничном сотрудничестве. На сегодняшний день международную деятельность регионов регулируют ряд законов. «Стоит понимать, что сегодня приграничное сотрудничество — это не только создание пояса добрососедства, но еще и пояс безопасности, поэтому единый закон, регулирующий данные взаимодействия, просто необходим», — считает депутат.

По словам Журовой, законопроект о приграничном сотрудничестве доработан и готов ко второму чтению. Он наделяет Минэкономразвития России полномочиями по продвижению политики в области международного сотрудничества, а также по рассмотрению заключаемых соглашений. В законе описаны конкретные механизмы и формы сотрудничества. Предусмотрена в том числе возможность заключения соглашений муниципалитетами. Кроме того, законопроект обязывает регионы учитывать мнение муниципалитетов при заключении соглашений о сотрудничестве.

О. В. ИЗУТОВА

Поделиться