Версия для печати 5185 Материалы по теме
Марина Оглоблина
Демографический подъем, рост инвестиций и доведение МРОТ до прожиточного минимума населения – вот лишь некоторые мероприятия, которые планируется осуществить в Москве до 2011 г. О том, что будет со столицей в ближайшие годы, на пресс-конференции рассказала руководитель Департамента экономической политики и развития города Москвы Марина ОГЛОБЛИНА.

Прогнозировать свое развитие на три года вперед правительство Москвы начало еще в 2003 г.

И, как показало время, эта практика себя оправдала, поскольку давала возможность заранее определять направления работы столичных властей и, как следствие, избегать многих ошибок. Однако в этом году план социально-экономического развития Москвы рассчитан до 2011 г. В его основу лег прогноз основных тенденций мирового и внутреннего рынка, параметры социальной, кредитно-финансовой и налоговой политики, разработанные на среднесрочную перспективу Минэкономразвития России и согласованные с Правительством РФ, а также особенности экономического развития и социальной политики, наблюдающиеся в Москве. Итак, из каких экономических, финансовых и социальных реалий будет состоять жизнь первопрестольной до 2011 г.?

Демографическая ситуация

Одним из самых острых вопросов для Москвы в ближайшие годы может стать демографический голод, обусловленный продолжающейся тенденцией к сокращению численности населения в трудоспособном возрасте. Количество трудоспособного населения в городе к 2010 г. снизится примерно на 350 тыс. человек, а затем каждые пять лет будет уменьшаться на 450–470 тыс.. В то же время возможность пополнения трудовых ресурсов за счет миграции также будет снижаться, так как приток людей из других регионов России постепенно сокращается.

В то же время в 2007–2011 гг. стабилизируется рождаемость, растущая с 2000 г. Однако в дальнейшем, в силу возрастной структуры женского населения города она будет уменьшаться. С 2009 г. число новорожденных начнет сокращаться (к 2020 г. примерно вдвое по сравнению с нынешним уровнем) и восстановится на современном уровне лишь к 2025–2030 гг.

Поэтому перед правительством Москвы стоит задача по разработке и реализации программ сокращения смертности в трудоспособном возрасте, реабилитации инвалидов, укрепления материальной базы детского здравоохранения и охраны материнства, повышения рождаемости, снижения материнской и младенческой смертности, укрепления репродуктивного здоровья населения, детей и подростков, социального института семьи, повышение производительности труда во всех отраслях экономики и социальной сферы.

Уровень жизни населения

В связи с сокращением численности трудоспособного населения и миграционного притока рабочей силы, которые не могут быть компенсированы ростом производительности труда, прогнозируется, что уровень безработицы не повысится – 0,5% от экономически активного населения Москвы.

В 2007–2011 гг. сохранятся высокие темпы роста денежных доходов населения. В структуре доходов с 47,2 до 58% увеличится доля фонда заработной платы и пенсий.

Повышение размера заработной платы будет опережать рост городской экономики, что связано с увеличением темпов развития обрабатывающих отраслей промышленности, реализацией мер по подъему оплаты труда работников как городской, так и федеральной социальной сферы, а также конкурентной борьбой за привлечение высококвалифицированных специалистов в связи с сокращением предложения трудовых ресурсов.

Доля пенсий вырастет в связи с реализацией государственной политики по повышению трудовой и социальной пенсии, совершенствованием государственной и городской поддержки граждан, сохранением городской политики социальной поддержки пенсионеров.

В федеральном секторе к 2011 г. минимальный размер оплаты труда (МРОТ) бюджетников должен быть доведен до прожиточного минимума. В городском секторе бюджетной сферы МРОТ вырастет до уровня прожиточного минимума к концу 2008 г. и в последующие годы будет меняться темпами, превышающими общероссийские. Таким образом, к 2011 г. МРОТ на 28% превысит прожиточный минимум трудоспособного москвича. Повышение МРОТ позволит вывести из «тени» часть заработной платы и уменьшить масштабы бедности среди работающего населения.

Существенным фактором ускорения роста заработной платы работников бюджетной сферы может стать перевод учреждений на новые организационно-правовые формы и переход на новые отраслевые системы оплаты труда.

Валовой региональный продукт и инвестиции

Особенность предстоящего среднесрочного периода состоит в том, что экономика Москвы будет развиваться в условиях падения мировых цен на сырьевые товары. В связи с этим предполагается замедление темпов роста валового регионального продукта города до 107–107,5%. Базой станет наращивание объемов промышленного производства и рыночных услуг. Особенно важным будет повышение внешнеэкономической активности, что требует мобилизации производственно-технического потенциала московских предприятий и продвижения их услуг и поставок в регионы и за рубеж.

Прогнозируемая динамика экономического роста позволит увеличить производство ВРП на одного человека, занятого в экономике города, с 849 тыс. руб. в 2006 г. до 1 468 тыс. в 2010 г. и 1 638 тыс. в 2011 г.

Повышение эффективности и конкурентоспособности производства будет определяться увеличением инвестиционной активности. Для роста инвестиций, оптимального использования средств бюджета Москвы и достижения максимальных количественных и качественных показателей эффективности инвестиционных проектов деятельность правительства Москвы будет направлена на расширение масштабов частного финансирования за счет привлечения инвестиций в экономику города в рамках государственно-частного партнерства.

В целом по городу прогнозируется ежегодный рост инвестиций в размере 105,5–107%, при этом доля вложений средств бюджета столицы будет постепенно снижаться за счет увеличения доли собственных средств предприятий и привлеченных средств, в том числе государственных институтов развития и иностранного капитала.

Отрасли экономики

Темпы роста промышленного производства в Москве в прогнозируемом периоде будут выше среднероссийских и составят 112% ежегодно. Определенные преимущества город получит вследствие развитой базы обувного и швейного производства, пищевой промышленности и таких отраслей, как производство электротехнического, электронного и оптического оборудования, легковых автомобилей, других отраслей машиностроения.

Особое значение имеет реализация программы развития энергетики, разработанной правительством Москвы совместно с энергетическими компаниями. В соответствии с ней в 2006–2010 гг. предстоит создать трансформаторные мощности на 12 309 МВА, генерирующие мощности на 4 511 МВт на станциях Мосэнерго и на 2 178 Вт на газотурбинных электростанциях за счет средств бюджета города и инвестиционных вложений.

Развитие городского транспортного комплекса будет происходить на фоне стабильного роста объемов коммерческих перевозок грузов на железнодорожном транспорте, повышения мобильности населения, увеличения числа авиаперевозок через аэропорт Внуково. В эти годы намечено завершить строительство Звенигородского проспекта, реконструкцию Ленинградского проспекта-шоссе, приступить к строительству четвертого транспортного кольца, ввести в эксплуатацию скоростную трассу Санкт-Петербург – Москва, выход южной рокады на Каширское шоссе, завершить реконструкцию взлетно-посадочных полос и строительство нового терминала аэропорта Внуково.

Высокие темпы развития сферы связи сохранятся за счет увеличения спроса на новые технологии электросвязи, в том числе цифровое телевидение и подвижную радиотелефонную связь со стороны коммерческого сектора и населения. Основной источник инвестиций в эту область – частные вложения.

Повышение доходов населения, распространение компьютерной грамотности и увеличение предпринимательской активности будут стимулировать рост рынка информационных услуг, продаж компьютеров, количества пользователей сети Интернет. Увеличению объема рынка будет способствовать и внедрение информационных технологий в сферу управления и социально-экономическую сферу. Перспективным направлением развития в Москве может стать разработка программного обеспечения.

Прогнозируемый рост промышленности и экономики предполагает перелом в показателях инновационного развития благодаря активизации инновационной деятельности бизнеса, модернизации государственного сектора науки и образования.

Рост доходов населения позволит сохранить высокие темпы развития потребительского рынка. При этом темпы увеличения розничного товарооборота будут несколько ниже среднероссийских, так как рост доходов населения других регионов сократит их отставание в объемах товарооборота на душу населения от московского.

В сфере розничной торговли сохранятся тенденции к снижению удельного веса вещевых, смешанных и продовольственных рынков, а также активного развития торговых сетей. Расходы домашних хозяйств на покупку продуктов питания будут уменьшаться – при увеличении трат на покупку непродовольственных товаров и услуг.

В предстоящие годы сохранится позитивная динамика развития рынка услуг, обусловленная опережающим ростом тарифов на ЖКУ, а также увеличением спроса на услуги связи, спорта, медицинские и другие виды бытовых услуг.

Забота о малом бизнесе

В прогнозируемом периоде сохранится и будет совершенствоваться бюджетная поддержка развития малого бизнеса. Предусматривается реализация мероприятий по развитию инфраструктуры малого предпринимательства, по поддержке субъектов малого предпринимательства, производящих товары, работы и услуги, а также малых предприятий в научно-технической сфере.

Приоритетным направлением в этой сфере является поддержка малых предприятий, разрабатывающих конкурентоспособные, экспортно ориентированные проекты, в том числе через поддержку таких проектов из фондов содействия кредитованию малого бизнеса Москвы и содействия направлению венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере города Москвы.

Количество малых предприятий к 2011 г. по отношению к 2006 г. увеличится на 25% и составит более 260 тыс.

Тарифы на жилищно-коммунальные услуги

В расчетный период предполагается сохранить политику правительства Москвы, в соответствии с которой повышение цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения производилось пропорционально росту среднемесячной зарплаты в городе. При подготовке прогноза учитывалось, что ограничения на размер тарифов, вводимые Федеральной службой тарифов, будут действовать как минимум до 2009 г.

Предполагается также сохранить действующую систему предоставления малоимущим семьям жилищных субсидий на оплату услуг ЖКХ, а также систему льгот для ветеранов, инвалидов и некоторых других категорий граждан по названным платежам.

В среднесрочном периоде предусмотрено вдвое повысить размер оплаты услуг ЖКХ населением. При этом число семей, получающих жилищную субсидию, увеличится на 20–23% (600–650 тыс. семей), а средний размер субсидии на одну семью – в 1,5 раза (до 1 580 руб. в месяц). Опережающими темпами будут повышаться тарифы на электрическую и тепловую энергию, услуги водоснабжения и водоотведения. Перекрестное субсидирование по этим услугам сократится и будет ликвидировано по электроэнергии в 2009 г., а по водоснабжению и водоотведению – в 2010 г. Платежи населения за тепловую энергию к 2011 г. обеспечат компенсацию 80% реальной стоимости услуг.

Реформирование жилищно-коммунального хозяйства

В 2007–2011 гг. предстоит решить ряд важнейших задач, в числе которых:
  • создание организованных объединений собственников помещений, способных в полной мере реализовать свои права и обязанности в сфере управления и содержания многоквартирных домов, в форме товариществ собственников жилья (ТСЖ);
  • описание общего имущества многоквартирного дома как основы для создания объекта управления для ТСЖ и иных управляющих организаций, межевание земельных участков с целью закрепления их в составе имущественных комплексов;
  • совершенствование действующей системы налогообложения организаций, занятых в отрасли жилищно-коммунального хозяйства, в том числе ТСЖ;
  • создание единого реестра управляющих организаций и проведение их сертификации, что позволит собственникам помещений в многоквартирных домах выбирать в качестве одного из способов управления управление специализированной управляющей организацией;
  • последовательное проведение тарифной политики, направленной на установление экономически обоснованных тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства, переход от регулирования цен к компенсации затрат управляющих организаций по фактическим затратам, связанным с предоставлением услуг по управлению многоквартирными домами. С 2008 г. нормативная стоимость содержания и ремонта многоквартирных домов будет устанавливаться более дифференцированно, в зависимости от уровня обеспеченности домов удобствами, наличия в составе домовладения придомовой территории и с учетом степени износа и технической оснащенности;
  • введение платы за капитальный ремонт для собственников жилых помещений многоквартирных домов в составе расходов по содержанию и ремонту при одновременном соблюдении социальных гарантий, то есть обеспечивая начисление гражданам субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг с учетом капитального ремонта дома;
  • обеспечение социальной защиты населения через расширение механизмов адресной социальной поддержки (субсидирование и возмещение компенсаций отдельным категориям льготников);
  • перевод льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг на персонифицированные социальные счета граждан.
В целях реализации нормы Жилищного кодекса об оплате предоставляемых услуг собственниками помещений многоквартирного дома по фактической стоимости предполагается переход на полную оплату потребляемых услуг ЖКХ той частью населения, которая имеет достаточный доход, при одновременном обеспечении мер адресной социальной защиты малоимущих слоев населения. В этом случае исчезнет потребность предоставлять дотации предприятиям ЖКХ, а бюджетные расходы будут связаны только с компенсацией предоставляемых гражданам льгот и субсидий, что приведет к их существенному снижению.


Справка

С целью улучшения жилищных условий населения в 2008–2011 гг. предусмотрено реализовать программу жилищного строительства в объеме 24,3 млн кв. м жилой площади, в том числе 9,4 млн для решения общегородских социальных программ. Завершится снос пятиэтажных домов первого поколения индустриального домостроения.



Планы на будущее

Образование
К 2011 г. численность детей дошкольного возраста возрастет в сравнении с 2006 г. на 51,1 тыс. В то же время численность детей школьного возраста, сократившаяся с 2000 по 2006 г. на 309,1 тыс., уменьшится еще на 19,6 тыс. Однако после 2009 г. она начнет увеличиваться.

В рамках нацпроекта «Образование» предусматривается дальнейшая поддержка вузов, школ, учреждений начального и среднего профобразования, внедряющих инновационные образовательные программы, а также поддержка талантливой молодежи.

Продолжатся выплаты дополнительного ежемесячного вознаграждения классным руководителям, поощрение лучших учителей, подключение образовательных учреждений к Интернету, оснащение школ комплектами наглядных учебных пособий и оборудования по физике, химии, географии, биологии, интерактивными аппаратными комплексами.

Здравоохранение
В рамках реализации нацпроекта «Здоровье» будет продолжена деятельность по повышению качества медицинской помощи, усилению профилактики заболеваний, совершенствованию ранней диагностики.

Предстоит завершить реконструкцию старейших стационаров: НИИ СП им. Склифосовского, городской клинической больницы № 1 им. Пирогова, городской инфекционной больницы № 2. Будет проведена реконструкция и осуществлено строительство новых корпусов городской больницы № 13 им. Филатова, детской городской клинической больницы № 9 им. Сперанского, Морозовской детской клинической городской больницы, Тушинской детской городской клинической больницы, Измайловской детской городской клинической больницы, ДГКБ Св. Владимира, НИИ неотложной детской хирургии и травматологии.

Забота о престарелых и инвалидах
Продолжится совершенствование системы социального обслуживания престарелых и инвалидов, уровень обеспеченности населения местами в учреждениях социального обслуживания престарелых и инвалидов вырастет с 15,95 до 19,1 мест на 10 тыс. жителей.

К 2011 г. планируется ввести в эксплуатацию 18 новых стационарных учреждений социальной защиты и шесть специальных жилых домов. Особое внимание будет уделено совершенствованию системы реабилитации инвалидов.


Источник: © Бюджет, 2007, № 10
Поделиться