25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 4280 Материалы по теме
Для рассмотрения неравенства Дитон выбрал темуинтересующую всех: жизнь и смерть
Ангус Дитон и его исследования бедности

Премия Шведского национального банка по экономическим наукам памяти Альфреда Нобеля в 2015 году была присуждена Ангусу Дитону «за анализ потребления, бедности и благосостояния». Ситуация необычна тем, что экономика преимущественно воспринимается как наука оптимистическая, рассуждающая об успехах экономического роста и о накоплении национального богатства. Тем примечательнее, что Дитон — исследователь бедности — попал в болевую точку современного мира: с одной стороны, человечество ушло от былых форм абсолютной бедности, с другой стороны, качество жизни в мире очень сильно разнится, а здоровье и благополучие оказываются в тисках экономического неравенства.

Статья подготовлена доцентом кафедры исторической информатики исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова Андреем Володиным. Это часть материала, полностью опубликованного в июльском номере журнала "Бюджет".

«Великий побег»

Самая знаменитая книга Дитона «Великий побег: здоровье, богатство и истоки неравенства» была опубликована в 2013 году (в 2016 году — уже переведена на русский язык). «Великим побегом» он назвал уход от нищеты, когда в современном мире люди в среднем живут куда лучше, чем представители былых эпох. Но лукавое условие «в среднем» — очень важное, так как очевидное неравенство как между разными государствами, так и между разными людьми в одной стране сохраняется, причем часто показатели расхождения между богатством и бедностью достигают удручающих значений.

Для рассмотрения неравенства Дитон выбрал тему, интересующую всех: жизнь и смерть. «Великий побег» — так назывался фильм Джона Стёрджеса, вышедший на экраны в 1963 году и посвященный бежавшим из нацистского лагеря военнопленным в годы Второй мировой войны. Побег от бедности и ранней смерти, по словам Дитона, не менее драматичен, чем бои за жизнь в дни мировой войны.

Материал целиком опубликован в июльском номере журнала «Бюджет»

Как подписаться на журнал?

В предисловии к русскому изданию Дитон пишет: «В XX веке мир стал свидетелем многих ужасный событий, в которых Россия пострадала больше остальных. Политические потрясения, две мировые войны, распад коммунистической системы — все это не могло остаться без последствий и привело к падению жизненного уровня и увеличению смертности населения страны. Как учит история, нам нельзя успокаиваться и ожидать, что жизнь будет улучшаться и впредь, но одновременно с этим колоссальный исторический прогресс вселяет в нас надежду на лучшее будущее».

Глобализация, согласно концепции книги «Великий побег», непосредственным образом сказалась на здоровье человека через распространение заболеваний, информации об этих заболеваниях и методах их лечения. Так, микробная теория возникновения болезней стремительно распространилась по всему миру — и резко увеличила эффективность лечения. Лекарства, позволяющие снижать артериальное давление, существенно снизили и показатели смертности начиная с 1970-х годов. Причем, по данным об успешных опытах лечения онкологических заболеваний, можно судить, что уровень медицины в этой области растет не только в богатых странах, но и по всему миру.

От здоровья не лечатся

Уникальность дитоновского подхода к сути современного неравенства заключается в том, что он в своих исследованиях опирается на индивидуальный опыт, изучает конкретных людей и домохозяйства. Прежде всего его интересует индивидуальное потребление. В частности, благосостояние конкретного человека крепко связано с проблемами поддержания здоровья. Очевидно, что в большинстве стран мира расходы на здравоохранение составляют значительную часть трат. Причем если человек покупает билет в кино, то ему, вероятно, нравится фильм, но за услуги врачей человек дорого платит совсем не потому, что любит посещать врачебный кабинет.

Разделение богатых и бедных стран на два отдельных мира — не новая идея, но важно понять, что именно становится общим знаменателем для этих различий. Самый простой подход — рассматривать доход как показатель неравенства, но доход, тем более средний доход, не сможет объяснить все свойства качества жизни. А вот здоровье — как раз один из комплексных показателей, не только характеризующий относительное качество жизни, но и гарантирующий ее относительно длительную продолжительность. «Здоровье, — пишет Дитон, — это не отдельная количественная данность наподобие температуры тела. У одного может быть прекрасное зрение, но при этом не хватать физической выносливости. Другой может прожить долгую жизнь, но ее будут омрачать серьезные повторяющиеся приступы депрессии или мигрени… Однако есть один важнейший показатель, который позволяет легко дать оценку здоровью: простой факт — жив человек или мертв».

Пандемия вируса СПИДа показала, что вирус, унесший порядка 35 миллионов человек и поставивший это заболевание в один ряд с величайшими катастрофами нашего времени, в принципе можно распознать и постепенно разработать соответствующую терапию, которая встанет на защиту здоровья человечества. Исследования Дитона отличаются и тем, что очень часто включают в рассмотрение и африканские, и азиатские, и латиноамериканские примеры. Более того, в большинстве случаев примеры рассматриваются на длительных исторических отрезках. Дитон убежден, что прогресс очень часто (если не всегда) порождает неравенство. К примеру, Британская промышленная революция, конечно, позволила миллионам людей вырваться из капкана материальных лишений. Но она же стала причиной «великого расхождения», огромной пропасти в благосостоянии, сохранившейся между Западом и остальным миром до сих пор. Успешный рост современной экономики оказался не только залогом процветания одних регионов, но и причиной бедности других.


Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно