Инновации№ 7 Июль 2016 — 02 Июля 2016

Энергосбережение как инструмент сокращения госрасходов

Версия для печати 1335 Материалы по теме
Энергосбережение как инструмент сокращения госрасходов

Федеральный закон от 23 ноября 2009 года № 261‑ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» обозначил задачу снижения энергоемкости ВВП к 2020 году не менее чем на 40%. Реализация этого закона — одно из направлений сокращения бюджетных расходов без ущерба для уровня жизни населения.

Десятое место в десятке

Понятие «энергоемкость ВВП» в разработках Института энергетической стратегии (Москва) определяется как отношение суммарного потребления энергетических ресурсов, выраженного в тоннах условного топлива (т у. т.) или в тоннах нефтяного эквивалента (т н. э.), к величине валового внутреннего продукта. Другими словами, это изменение суммарного потребления топливно-энергетических ресурсов по отношению к изменению объема товаров и услуг. Международные институты в сфере экономики считают энергоемкость ВВП базовым показателем как для развитых, так и для развивающихся стран и содействуют его снижению. На момент принятия Закона № 261‑ФЗ энергоемкость российской экономики в среднем в 2,5 раза превышала среднемировой показатель.

Отношение энергоемкости ВВП России к энергоемкости ВВП стран — лидеров по размеру ВВП в 2013 году показана на рисунке. Следует отметить, что в 2013 году Россия находилась на восьмом месте в этой группе стран по размеру произведенного ВВП и на десятом месте по показателю энергоэффективности ВВП. В то время как Великобритания, находясь на шестом месте по размеру произведенного ВВП, заняла первое место по показателю его энергоэффективности.

Большинство экономик мира многие годы двигается по пути минимизации использования природных ресурсов и снижения энергоемкости ВВП. Н. И. Кащеев, директор по исследованиям и аналитике Промсвязьбанка, приводит такие цифры: "материалоемкость ВВП, то есть объем сырья, использованного для производства одной единицы ВВП, взятой в постоянных ценах, в среднем в мире снизилась за три последних десятилетия, с 1980 по 2011 год, с 1,6 т на единицу ВВП в 1980 году до 1,46 т в 2011 году. Энергоемкость ВВП также улучшилась. С 1990 по 2011 год (примерно за два десятилетия) затраты энергии, выраженные в британских термальных единицах на постоянный доллар ВВП, в мире упали в среднем на 23%. За 31 год (1980–2011) ВВП мира вырос практически в три раза«[1].

Господдержка для привлечения частного капитала

За последние годы был принят ряд федеральных программ и законопроектов, которые должны были запустить рыночные механизмы финансирования энергосберегающих проектов. В этом году правительство предложило регионам финансовую поддержку при модернизации систем коммунальной инфраструктуры в городах с населением не более 250 тысяч человек за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ. Деньги целевые: они предназначены для создания, реконструкции и модернизации тепловых сетей и (или) источников тепловой энергии с установленной мощностью до 25 МВт, систем водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод и обращения с твердыми коммунальными отходами. Рассматривается вариант субсидирования процентной ставки по кредитам. Предполагается, что это создаст условия для привлечения в ЖКХ частных инвесторов и запустит механизм передачи на основании концессионных соглашений государственных и муниципальных унитарных предприятий частным операторам.

Например, в Лужском районе Ленинградской области планируется строительство шести новых котельных на альтернативном топливе «Топал-1» в рамках концессионного соглашения. К финансированию проектов могут быть привлечены средства государственной корпорации — Фонда содействия реформированию ЖКХ и инвестиции производителя оборудования для котельных и альтернативного топлива. Кроме того, при реализации проектов должен быть снижен обоснованный тариф на тепловую энергию и, соответственно, сокращены затраты бюджета области на выплаты ресурсоснабжающим организациям по межтарифной разнице.

Для применения этого опыта в других регионах интересны детали проекта. К реализации было предложено два типа котельных — на альтернативном топливе «Топал-1» и на традиционном угле. Выбор пал на «Топал-1» — топливо из твердых бытовых отходов, в котором есть все: полимеры, бумага, картон, упаковки типа «тетра-пак», текстиль, а также кожа, резина и древесина. Предполагается, что зола, образующаяся при сгорании «Топал-1», будет вывозиться на лицензированный полигон ООО «Новый Свет-Эко» в Гатчинском районе Ленинградской области. Капитальные затраты на строительство того и другого типа котельных при их мощности до 4 МВт существенно не отличаются, но эксплуатационные расходы при использовании альтернативного топлива ниже, чем у угля.

С точки зрения экологии все не так однозначно: позиции администрации и «зеленых» не совпадают. По официальным данным, уровень загрязнения воздуха при работе специализированного котла на «Топал-1» значительно ниже, чем загрязнение от котла аналогичной мощности, работающего на каменном угле. «Зеленые» считают, что ТБО следует перерабатывать в новый полезный продукт, не прибегая к сжиганию, которое наносит непоправимый ущерб окружающей среде.

Энергосервисные контракты

Говоря о механизмах финансирования проектов по энергосбережению, необходимо остановиться на схемах, связанных с использованием энергосервисных контрактов. Суть такого контракта проста: заказчик обязуется возвратить исполнителю инвестиции после реализации проекта из сэкономленных средств, а частный инвестор — исполнитель — финансирует и осуществляет проект. На выходе первый получает сбережение ресурсов, а второй — возврат средств и прибыль.

Эти контракты применимы как в производстве, так и в передаче и потреблении энергоресурсов, но центры энергосбережения, созданные в регионах, пока располагают данными в основном о сфере потребления. Так, в Московской области завершена установка индивидуальных тепловых пунктов в муниципальных учреждениях образования и культуры. За счет энергосберегающих мероприятий в жилищном фонде предполагается сэкономить более 2,4 миллиона тонн условного топлива, а в промышленности — 1 миллион тонн, что по действующим тарифам составляет 21,5 миллиарда рублей.

В Ульяновске для сокращения расходов бюджета в 2015 году было заключено 73 пятилетних энергосервисных контракта, благодаря которым более четверти учреждений социальной сферы были оснащены приборами погодного регулирования. Средняя стоимость монтажа одного прибора вместе со стоимостью оборудования датского и отечественного производства составляет 600–700 тысяч рублей на каждый теплосетевой ввод. По расчетам, эти вложения за пять лет позволят сэкономить не менее 82,8 миллиона рублей. В этом году планируется заключить не менее 50 энергосервисных контрактов по реализации проектов, связанных с установкой систем погодного регулирования, фильтрацией воды в бассейнах и другим энергоэффективным оборудованием.

В Ханты-Мансийском автономном округе — Югре подписан первый энергосервисный контракт, где заказчиком выступает муниципальное автономное учреждение «Сургутская филармония», а исполнителем — ОАО «Тюменская энергосбытовая компания». Реализация проекта должна привести к экономии более 80 тысяч кВт/ч электроэнергии за три года.

ГБУ «Агентство энергетической эффективности Мурманской области» и администрация муниципального образования города Оленегорска сообщают о модернизации производства тепловой энергии за счет внебюджетных средств. Энергосервисный контракт, заключенный между МУП «Оленегорские тепловые сети» и энергосервисной компанией из Санкт-Петербурга, включает в себя работы по замене насосных агрегатов и электродвигателей, а также установку частотных преобразователей. В энергосервисной компании считают, что установка нового оборудования позволит сэкономить не менее 20% от суммарного количества потребляемой предприятием электроэнергии.

В Ленинградской области проекты, финансируемые на основе энергосервиса, внедряются с 2014 года. Это позволяет обновлять материально-техническую базу за счет внебюджетных средств и одновременно расширять рынки сбыта для российских компаний — производителей энергосберегающего оборудования. В рамках таких проектов были заменены тысячи светильников в городах Тихвин, Бокситогорск и Кингисепп, что позволило получить экономию до 75% электроэнергии.

Сегодня в области развивается два основных направления энергосбережения: установка автоматизированных индивидуальных тепловых пунктов (АИТП) с системой погодного регулирования в муниципальных учреждениях и многоквартирных домах и замена уличных осветительных приборов на основе газоразрядных ламп на светодиодные светильники. Кроме того, в муниципальных учреждениях региона идет замена кухонных плит на энергоэффективные, что позволяет экономить до 30% электроэнергии.

По словам директора Центра энергосбережения и повышения энергоэффективности Ленинградской области П. С. Цыханвея, все муниципальные учреждения, в которых реализованы энергосберегающие мероприятия в рамках энергосервисных контрактов, относятся к сфере образования. При этом средняя экономия после реализации энергосберегающих мероприятий составляет 15%.

Говоря об энергосбережении в передаче электроэнергии, можно привести в пример ПАО «МРСК Центра» — Липецкэнерго, который реализует проект по сокращению технологического расхода электрической энергии в воздушных линиях большой протяженности. Суть проекта — повышение пропускной способности линий электропередачи и оптимизации режимов работы распределительной сети.

В области производства ресурсов нет единых подходов к вопросу экономии: одни эксперты видят будущее за энергоэффективными ТЭЦ, которые должны поставлять потребителю электричество и тепло, другие — за котельными, которые вырабатывают только тепло, что снимает угрозу перепроизводства электроэнергии. В результате, например, схема теплоснабжения Петербурга предполагает строительство новых котельных, а Красноярска — отказ от ряда котельных и перевод потребителей на теплоснабжение от действующих ТЭЦ.

Возобновляемые источники энергии — необходимо и выгодно

Возобновляемые источники энергии (ВИЭ) можно считать относительно новым направлением в энергосбережении. Согласно Федеральному закону № 35‑ФЗ «Об энергетике» ВИЭ — это устройства, которые непосредственно используют энергию солнца, ветра, вод (в том числе сточных и геотермальных), приливов, низкопотенциальную тепловую энергию земли, воздуха, воды, биомассы, отходы производства и потребления для преобразования в другие виды энергии.

Из доклада Международного агентства по возобновляемым источникам энергии (IRENA), членом которого Россия является с 2015 года, следует, что рост глобальной доли ВИЭ с 18% в 2014 году до 36% в 2030 году даст прирост мирового ВВП на 0,6–1,1% в год и 24,4 миллиона дополнительных рабочих мест к 2030 году. Правда, ряд стран — экспортеров традиционных углеводородов может столкнуться с сокращением доходной части бюджетов. В частности, дополнительные потери российского ВВП к 2030 году могут составить до 0,7%, но их можно компенсировать, если развивать биоэнергетику и экспорт ресурсов, произведенных на биотопливе. Кроме того, биоэнергетика может дать стране от 600 тысяч до 1,1 миллиона новых рабочих мест. Помимо России перспективными с точки зрения развития биоэнергетики считаются Канада, Украина и Нигерия.

По данным на 2014 год, альтернативные источники энергии (включая гидроэнергетику, но исключая атомную) покрывали около 18% общего мирового энергопотребления. При этом почти половина приходилась на новые возобновляемые источники (солнечную, ветровую генерацию и тому подобные), а вторая половина учитывает традиционное использование биомассы (в основном для целей отопления) в развивающихся странах.

В России, по подсчетам Минэнерго, к 2024 году доля возобновляемых источников энергии в генерации страны должна вырасти до 2,5% (5,9 ГВт). В марте ведомство представило на заседании общественного совета данные о строительстве ВИЭ за минувший год и планы по проведению новых конкурсов на их возведение. Было отмечено, что наибольший интерес у инвесторов вызывают проекты по преобразованию энергии солнца. В связи с этим в качестве приоритета обозначено строительство солнечных электростанций (СЭС), особенно в удаленных регионах, в относительно небольших городах, которые зависят от доставки мазута и дизельного топлива для работы традиционных генерирующих мощностей.

Правомерность выбора Минэнерго подтверждается заявками на конкурсный отбор инвестпроектов по строительству генерирующих объектов в рамках постановления Правительства РФ от 28 мая 2013 года № 449 «О механизме стимулирования использования возобновляемых источников энергии на оптовом рынке электрической энергии и мощности». Так, в 2015 году участники конкурсов подали заявки в общей сложности на 23 объекта ВИЭ, причем 20 из них — солнечные электростанции (с реализацией проектов в 2016 и 2019 годах). Кроме того, поступило две заявки на строительство ГЭС и одна — на ветровую станцию (2016 год). Квоты (возможность получить финансовую поддержку) на возведение ветряных электростанций в 2017–2019 годах и ГЭС в 2016–2018 годах не заинтересовали инвесторов. В то же время проекты в солнечной энергетике, рассчитанные на 2017–2018 годы, были успешно разыграны на предыдущих конкурсах, состоявшихся до прошлого года.

Что касается реализованных проектов, то здесь можно привести сразу несколько примеров. Одной из крупнейших в стране считается СЭС в Орске мощностью 25 МВт с перспективой расширения до 40 МВт. Станция была построена на территории бывшего места хранения отходов угольных электростанций с проведением дополнительных работ по восстановлению земель. В конце 2015 года Сахаэнерго приступило к эксплуатации трех СЭС в селах Якутии, где количество солнечных дней в году может конкурировать с Крымом и Кавказом, хотя обслуживание станции здесь дороже. Запущена СЭС мощностью 5 МВт в поселке Переволоцкий Оренбургской области — это первая станция, построенная в европейской части России в соответствии с упомянутым выше постановлением Правительства РФ. В Башкортостане введена в строй Бугульчанская СЭС (5 МВт) и первая очередь Бурибаевской СЭС мощностью 10 МВт. В конце прошлого года в Хакасии запущена Абаканская СЭС (5,1 МВт), на Алтае — вторая очередь Кош-Агачской СЭС (5 МВт).

Информация об использовании энергии ветра пришла с Дальнего Востока: в поселке Усть-Камчатск была открыта первая очередь ветроэнергетического комплекса, который состоит из трех ветроэнергетических установок суммарной мощностью 900 кВт. По прогнозам, после сдачи комплекса в коммерческую эксплуатацию он будет ежегодно вырабатывать более 2 миллионов кВт/ч.

Очевидно, что новые ВИЭ — путь к кардинальным изменениям в разных отраслях экономики, в том числе в инфраструктуре больших и малых городов. И они уже происходят: первый жилой дом с нулевым энергопотреблением планируется построить в Санкт-Петербурге. Договор о реализации инвестпроекта был заключен между Комитетом по инвестициям Санкт-Петербурга и скандинавским строительным концерном NCC. Источником энергии для дома будут солнечные батареи и ветряные установки, а также электричество, вырабатываемое за счет низкопотенциальной тепловой энергии воды из реки Охта.

Е. М. НЕПОМЯЩАЯ

Использована информация Санкт-Петербургского ГБУ «Центр энергосбережения» и ГКУ ЛО «Центр энергосбережения и повышения энергоэффективности Ленинградской области».


[1] Кащеев Н. Тяжелый груз архаики / Ведомости. 2016. 14 марта.

Поделиться