Подпишитесь и выиграйте!
20

внешних дисков и аккумуляторов

Инвестиции№ 7 Июль 2016 — 02 Июля 2016

Туризм на самом дальнем Востоке

Версия для печати 6335 Материалы по теме

Сахалинская область — один из самых восточных регионов России, близкий сосед Японии. Недалеко до островов области и из Кореи и Китая. Территориальное расположение в совокупности с эффектом от девальвации рубля создает перспективы для зарубежного въездного туризма в регион. О состоянии и тенденциях этой сферы мы поговорили с советником губернатора Сахалинской области по вопросам развития туризма Натальей Алексеевной ОСИПОВОЙ и директором Департамента международных связей и информационного сотрудничества области Ириной Валентиновной ПАЛАЕВОЙ.

— В 2014–2015 годах девальвация рубля создала значительные преимущества для российского туризма, как для въездного, так и для внутреннего. Скажите, что можно сказать о тенденциях по туристскому потоку в Сахалинской области?

Н. О. Сахалинская область — единственный регион России, полностью расположенный на островах. В области есть колоссальные природные, лечебно-оздоровительные и историко-культурные ресурсы. Эти факторы являются предпосылками для развития региона как места туристской привлекательности. Мы заинтересованы в привлечении туристских потоков по внутреннему и въездному туризму, а развитие туризма обозначено в числе приоритетных отраслей экономики.

Прилагаемые усилия в этой сфере уже начинают давать свои результаты. В 2015 году поступление налогов от туристской деятельности в бюджет Сахалинской области составило 51,2 миллиона рублей, что на 30 процентов превысило показатели 2014 года.

— Скажите, на кого ориентирована туристическая отрасль региона? Ведь большая часть населения России, порядка 85 процентов, проживает в западной части страны, сильно удаленной от Сахалина.

Н. О. На данный момент в своем развитии отрасль ориентируется на туристов, у которых имеется потребность в новых захватывающих впечатлениях, на тех, кто любит активный образ жизни. Это жители Российской Федерации, в особенности Дальнего Востока и Сахалинской области, Москвы и центрального региона. Кроме того, речь идет о туристах из Китая, Японии и стран Тихоокеанского бассейна.

Основное ядро такого туризма — молодые люди (24–38 лет). Их характеризуют мобильность, потребность в новых впечатлениях и открытость инновациям. Они любят перемены, новшества, изобретения. Они экспериментируют и в работе, и в повседневной жизни, являются активными пользователями социальных сетей и мобильных приложений. Также это люди, активно занимающиеся зимними видами спорта.

По проведенным опросам, за зимний сезон 2016 года более 60 процентов туристов, посетивших Сахалинскую область, — жители Дальневосточного федерального округа. Есть туристы из Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Пензы, Находки, Челябинска, Нижнего Новгорода, Иркутска, Уфы. А также из других стран — Южной Кореи, Японии, США, Новой Зеландии, Австралии.

— Как планируется привлекать туристов из Китая, Японии и Южной Кореи — ближайших к Сахалину густонаселенных регионов?

И. П. Мы понимаем, что туристы из Китая, Японии и Кореи — это три совершенно разные целевые аудитории для туристического сектора Сахалинской области. Исходя из этого, мы планируем по-разному строить продвижение сахалинского туристического продукта, чтобы привлечь туристов их всех этих стран.

87-3.png

Таинственные айны

Айны — это народ, являющийся коренным населением Курильских островов. Их происхождение до сих пор неясно. Они отличаются от привычного вида людей монголоидной расы (смуглая кожа, монгольская складка века, редкие волосы на лице). Айны обладают необыкновенно густыми волосами, покрывающими голову, носят пышные бороды и усы. Австралоидные черты их лица по некоторым признакам похожи на европейские.

Язык айнов является изолированным. Другими словами, он не входит ни в одну известную языковую семью, что не позволяет установить родственные с точки зрения общей истории народы айнов.

Айны не занимались земледелием, а только охотой и собирательством. Они не имели больших поселений, потому что старались жить в гармонии с природой и сохранять баланс рождаемости и ресурсов, которые были им доступны.

Японское правительство, контролировавшее четыре острова Южнокурильской гряды и юг острова Сахалин, проводило политику насильственной ассимиляции айнов. Айны попали под репатриацию в Японию как подданные этой страны в 1945 году, после возвращения этих территорий в состав России (на тот момент РСФСР в составе СССР). В настоящее время в Японии официально проживает 25 тысяч айнов, по неофициальным данным, их численность приближается к 200 тысячам.

Сегодня в России проживает, по разным данным, до тысячи айнов (на Сахалине, Камчатке и в Хабаровском крае).

Большая часть иностранных туристов на Сахалине — это, конечно, японцы. За последние годы 85–95 процентов въезжающих иностранных туристов составляют именно граждане Японии. В последнее время активизировался безвизовый обмен с Хоккайдо, что в свою очередь способствует развитию туристических связей между Японией и Сахалинской областью. Японцы стали значительно меньше выезжать в США и арабские страны, в Сянган и государства Юго-Восточной Азии. На фоне других стран Россия рассматривается как безопасная страна, особенно это касается Дальнего Востока.

Японских туристов интересуют экскурсионно-познавательный, экологический, рыболовный и ностальгический туризм. Они всегда очень трепетно относятся к истории своего народа, и экскурсионные программы выстраиваются в основном под них. На Сахалине, который даже имеет свое японское имя Карафуто, туристам есть на что посмотреть. Обязательный пункт программы — местный краеведческий музей. Но не только новейшая история вызывает интерес граждан Японии. На Сахалине проживал один из самых загадочных этносов мира — айны, которые, по одной из версий, были прародителями нынешних японцев. Учитывая, что японцы ценят все натуральное, местные фирмы выпускают специальную, ориентированную на туристов продукцию с описанием ягод и их полезных качеств на японском языке.

— А что можно сказать о китайских, корейских туристах?

И. П. Ни для кого не секрет, что сегодня КНР занимает первое место в мире по количеству выезжающих за рубеж: это 107 миллионов человек в год. Россия входит в первую десятку стран, чаще всего посещаемых гостями из Поднебесной, однако на ее долю приходится пока всего один процент выездного турпотока Китая.

Самые популярные у китайцев регионы — Москва, Санкт-Петербург и Дальний Восток. На сегодняшний день китайские туристы только начинают открывать для себя Сахалин. Чтобы привлечь больше китайских туристов в Россию, в 2015 году в нашей стране стартовала программа China Friendly («Дружественный Китаю»), направленная на создание комфортной среды для китайских туристов и продвижение российского турпродукта на рынке Китая.

Сахалинские гостиницы, турфирмы, музеи, рестораны, кафе, торгово-развлекательные центры, желающие заполучить именно эту категорию путешественников, присоединяются к данной программе. Участие в ней гарантирует, что услуги предприятий соответствуют специфическим требованиям китайского туриста. К примеру, от отелей китайские гости ждут бесплатного Wi-Fi и терминалов, принимающих карты China Union Pay. Они хотят ТВ-каналы и меню на китайском, а также хотя бы одного сотрудника, владеющего этим языком, либо переводчика. Прошедшим добровольную аттестацию присваивается знак качества China Friendly, который служит для китайских туристов сигналом того, что здесь они могут получить определенный набор услуг и почувствовать себя как дома.

Корейцы на Сахалин приезжают в первую очередь, чтобы навестить своих родственников, и поэтому число корейских туристов, путешествующих по рекреационно-любительским маршрутам на Сахалине, совсем невелико. Следует отметить, что в Республике Корея около пяти тысяч туристических компаний и не более 10–15 работают с Россией, отправляя туристов в основном в Москву и Санкт-Петербург. Однако несколько крупных корейских туроператоров, в том числе Modetour Network Inx., Piligrims, Chowon tour Co. Ltd, ASK Travel Agency, уже работают с Камчаткой, Бурятией и проявляют интерес к другим регионам Дальнего Востока, в том числе к Сахалину.

Специалисты сахалинского агентства по туризму, Министерства экономического развития Сахалинской области и представители островных туроператоров регулярно принимают участие в международных туристских выставках China National Convention Centre (CNCC) и Beijing International Tourism Expo (BITE) в Пекине, Korea World Travel Fair (KOTFA) в Сеуле, JATA World Travel Fair в Токио. Нужно отметить, что у Сахалина имеется удобная транспортная схема для туристов из Кореи, Японии и Китая — прямые авиаперелеты Южно-Сахалинск — Сеул, Южно-Сахалинск — Саппоро, Южно-Сахалинск — Пекин.

87-2.png

— Но Китай, Япония и Корея интересны не только с точки зрения привлечения туристов из этих стран. Эти государства сами являются популярными туристическими направлениями. Какая работа ведется для привлечения инвестиций и туристических технологий из перечисленных регионов?

И. П. Экономическое сотрудничество в туристической сфере Сахалинской области с партнерами из Японии и Китая — это в первую очередь инвестиционные проекты, привлечение технологий и менеджмент туристических объектов. Например, представители японской компании в начале этого года озвучили возможность строительства бальнеологического комплекса на Сахалине по японской технологии. В Японии онсэн представляет собой горячий источник с расположенными поблизости объектами инфраструктуры — рестораном и отелем.

Онсэны, как правило, расположены под открытым небом, чем и привлекают большое количество туристов. Спортивно-туристический комплекс «Горный воздух» строит успешные партнерские отношения с известным японским горнолыжным курортом «Русуцу» на острове Хоккайдо. В 2015 году было заключено соглашение о сотрудничестве межу нашими горнолыжными комплексами.

— Как в настоящее время можно оценить развитие туристической сферы на Сахалине: гостиничного бизнеса, туристической инфраструктуры, необходимого транспорта и других составляющих?

Н. О. Несомненно, огромный плюс Сахалинской области в развитом гостиничном фонде. На сегодняшний день в регионе насчитывается 93 гостиничных хозяйства. Совокупный номерной фонд области состоит из 2254 гостиничных номеров. Его емкость составляет почти четыре тысячи койко-мест, а обслуживающий персонал — более 1500 человек. В зимнее время регион представлен горнолыжным курортом «Горный воздух», который по праву считается лучшим на Дальнем Востоке. Проводится модернизация круглогодичного бальнеологического курорта «Синегорские минеральные воды» — он развивается не только как лечебный, но и как туристический курорт. Санаторий является лучшим в регионе, предлагает все виды лечебных процедур, рекомендуемых Всемирной организацией здравоохранения.

На курорте в лечебных целях применяется углекислая мышьяковистая минеральная вода, а также грязелечение, для которого используется иловая лечебная сульфидная грязь с залива озера Изменчивое. В летнее время туристы смогут посетить природный парк остров Монерон, который считается одним из самых красивых островов России, и озеро Буссе — там любой желающий сможет попробовать устрицы, по своим вкусовым качествам не уступающие французским.

У гостей региона есть возможность посетить множество интересных пешеходных экскурсий. На них туристы могут отправиться всей семьей, чтобы полюбоваться природными достопримечательностями Сахалина. На лето разрабатываются новые экскурсионные маршруты — от поездок на квадроциклах, яхтенных маршрутов по маякам Сахалина до вертолетных обзорных экскурсий.

Что касается транспортной доступности Сахалинской области, то в настоящее время у нас действует прямое регулярное авиационное сообщение с Москвой, Владивостоком, Хабаровском, Благовещенском, Петропавловском-Камчатским, Республикой Корея, Японией, КНР. Все эти факторы формируют предпосылки для увеличения туристского потока по внутреннему и въездному туризму в регион.

— Что можно сказать о проблемах развития отрасли?

Н. О. Одной из наиболее острых проблем, влияющих на состояние туризма в регионе, является все-таки недостаточная развитость туристической инфраструктуры. В области недостаточно обустроенных мест летнего отдыха, мало летних туристских баз. Практически не развита туристская инфраструктура на побережье. Отсутствуют маленькие уютные ресторанчики на берегу моря, куда можно пригласить туристов попробовать морские деликатесы.

Мало кафе и ресторанов, представляющих сахалинскую кухню как бренд региона. Поэтому нам необходимо внедрить международные стандарты качества предоставляемых услуг во всех субъектах туристской отрасли, обеспечить приток новых квалифицированных креативных кадров, создать благоприятные условия для привлечения инвестиций. Решение этих вопросов предусмотрено в концепции развития туризма в Сахалинской области на 2016–2022 годах.

— На Сахалине создается ТОР туристического типа «Горный воздух». Расскажите поподробнее об этом проекте.

Н. О. ТОР «Горный воздух» создана на основе одноименного горнолыжного курорта. Открытие «Горного воздуха» как самой восточной в СССР горнолыжной базы состоялось 25 декабря 1960 года. Курорт пережил расцвет и всесоюзную известность в 70–80-е годы прошлого столетия, полное забвение в 90-е и возрождение в 2000-е. Сегодня «Горный воздух» претендует на то, чтобы стать лучшим курортом на Дальнем Востоке. За зимний сезон 2016 года его посетило более 60 тысяч туристов. На склоне горы Большевик действует 14 трасс различного уровня сложности, функционирует подвесная подъемная канатная дорога. Высокое качество подготовки трасс и уникальные климатические условия позволяют сохранять зимний сезон с декабря до середины апреля и проводить на курорте соревнования международного уровня.

Инвестиции, выделенные из регионального бюджета на развитие ТОР «Горный Воздух», составят более десяти миллиардов рублей. Частные инвестиции — свыше шести миллиардов рублей. К 2020 году планируется освоение ближайших к горе Большевик сопок Красная, Майорская, Пик Чехова, увеличение количества и длины трасс с 23 до 85 километров, строительство современных девяти канатных дорог, «долины туристов», модернизация существующей туристической инфраструктуры и создание новой.

«Горный воздух» готовит еще много приятных сюрпризов как для своих постоянных клиентов, так и для тех, кто собирается посетить его в первый раз. Не сомневаюсь, что он станет настоящей жемчужиной в мировом созвездии горнолыжных курортов.

Подготовил К. В. ОВЧАРУК

Поделиться