25 апреля 2024 года
Версия для печати 1739 Материалы по теме
Актуальные вопросы госфинконтроля

В сентябре журнал «Финконтроль» и учебный центр «Бюджет» провели в Казани семинар-совещание «Внутренний государственный контроль и надзор», организованный при поддержке Президента Республики Татарстан. В мероприятии приняли участие представители Министерства финансов РФ, Федерального казначейства, сотрудники органов внешнего и внутреннего государственного (муниципального) контроля, финансовых служб региональных органов власти Приволжского, Центрального и Сибирского федеральных округов.

приветственным словом к участникам совещания обратился заместитель руководителя Федерального казначейства Э. А. Исаев. Он отметил, что сегодня финансовый контроль вступил в новую фазу своего развития. Отправной точкой стало объединение функций по последующему и текущему контролю в одном органе — Федеральном казначействе, которому в начале этого года были переданы функции упраздненного Росфиннадзора. Важным этапом совершенствования контрольно-надзорной работы должно стать вступление в силу новой редакции Бюджетного кодекса. К примеру, она расширяет набор инструментов, имеющихся в распоряжении контролера. «Предусматривается такой новый метод контроля, как мониторинг. Он предполагает, что мы будем отслеживать весь процесс расходования бюджетных средств от планирования до исполнения контрактов», — отметил Исаев.

В координации — сила

Усилия сотрудников различных органов финансового контроля и сейчас направлены в одно русло, и преследуемая ими конечная цель одна — повысить эффективность расходования бюджетных средств. Но чтобы избежать нерационального использования ресурсов, дублирования функций, излишней нагрузки на проверяемые организации, связанные с частыми посещениями ревизоров всех видов, необходимо четко налаженное сотрудничество контролирующих органов, регламентированное взаимодействие. Об этом говорят как теоретики, так и практики контроля, тем не менее вопрос до сей поры остается актуальным.

Опыт практической организации такого взаимодействия представил аудитор Счетной палаты Республики Татарстан А. Р. Валеев. Именно в целях объединения всех действующих на территории республики структур федерального и регионального подчинения, которые наделены контрольными и надзорными полномочиями в финансово-бюджетной сфере, в 2005 году указом Президента Республики Татарстан был создан Межведомственный координационный совет по вопросам государственного финансового контроля. Совет ежегодно формирует сводный план контрольных мероприятий, а их итоги размещаются в единой базе данных.

 В задачи данного органа также входят выработка предложений по повышению эффективности государственного (муниципального) контроля, определение согласованных подходов к квалификации финансовых нарушений и их пресечению, а также информирование руководства региона об уровне финансовой дисциплины главных распорядителей бюджетных средств. Еще в 2006 году по рекомендациям совета были внесены изменения в КоАП Республики Татарстан, в результате которых сотрудники Счетной палаты РТ получили полномочия по составлению протоколов по фактам административных правонарушений. В копилке межведомственного совета — методические рекомендации по выявлению коррупционных рисков при использовании бюджетных средств, государственного (муниципального) имущества, методические рекомендации по совершенствованию системы контроля в сфере коммунального хозяйства (все разработанные советом и принятые Кабинетом министров документы размещены на официальном сайте Счетной палаты Республики Татарстан в разделе «МКС»).

Последний документ был подготовлен по итогам проведенного Счетной палатой Республики Татарстан аудита эффективности программы реформирования и модернизации ЖКХ. В методических рекомендациях определено 50 основных рисков, которые систематизированы по ключевым направлениям деятельности. Закреплены центры ответственности, предложены мероприятия по управлению рисками. «Фактически по такому шаблону могут быть разработаны методические рекомендации применительно к любой отрасли. Именно такая методология используется сейчас нами при разработке методических рекомендаций по проведению контроля в сфере земельных отношений», — отметил Валеев.

Еще один важный документ, который каждый год готовит созданная в рамках совета рабочая группа — заключение по результатам анализа и систематизации нарушений и недостатков, выявляемых органами государственного (муниципального) финансового контроля. В документе все нарушения и недостатки — а их насчитывается порядка 500 — систематизируются по 15 основным разделам. В отдельный блок выделены нарушения в организации и осуществлении внутреннего финансового контроля. Для контрольных органов это своего рода глобальная программа проверки, для проверяемых (заключение совет направляет во все министерства и ведомства) — памятка запретных действий.

Внутрениий аудит не нужен

О ходе подготовки новой редакции Бюджетного кодекса рассказала заместитель директора департамента правового регулирования бюджетных отношений Минфина России Г. А. Селезнёва. Работа над НРБК ведется уже давно и плотно, и все необходимые положения для регулирования бюджетных отношений прописаны. Однако, как отметила представитель Минфина России, сейчас проводится активный пересмотр некоторых положений, в том числе касающихся государственного финансового контроля, и в основном внутреннего контроля и аудита. Обсуждения вопросов организации внутреннего аудита привели к тому, что от самого этого словосочетания решено отказаться. Аудит в первую очередь предполагает полную независимость, а единственный орган, который вправе претендовать на наличие этого признака, — орган внешнего контроля, то есть Счетная палата РФ и контрольно-счетные органы регионов и муниципалитетов.

Еще один готовящийся к принятию нормативный правовой акт — «закон о всех контролях». Отношение к соответствующему проекту у Минфина России неоднозначное. Ведомство против того, чтобы его действие распространялось на финансовый контроль, так как в проекте предлагается установить единые нормы и требования, определяющие в том числе сроки проведения контроля, публикации информации о планах проведения контрольных мероприятий, которые для финансового контроля не всегда приемлемы. Если новый закон все же будет распространен на госфинконтроль, то всю нормативку придется подвергнуть значительной корректировке. Пока законопроект оговаривает, что ряд норм на финансовый контроль не распространяется. Однако как будет выглядеть окончательная редакция, пока неизвестно.

Контроль в сфере закупок и типичные ошибки ВФК

О развитии методологии контроля в сфере закупок рассказал заместитель начальника Управления контроля в сфере закупок Федерального казначейства М. А. Бостанов. В числе тем, которые осветил докладчик, оказались вопросы проведения мониторинга и аудита в сфере закупок, общественного контроля, методов осуществления контроля определения и обоснования Н(М)ЦК, нормирования закупок.

В частности, Бостанов выразил сомнения в эффективности общественного контроля в том виде, в котором он осуществляется в настоящее время. Общественное обсуждение крупных закупок стоимостью от миллиарда рублей носит формальный характер, так как оно проводится в то время, когда уже планируется разместить документацию на проведение конкурсных процедур (а значит, повернуть процесс вспять нельзя). Если вести речь о строительстве, то, по мнению многих экспертов, общественный контроль уместно проводить на этапе выбора проектного решения, от которого зависит стоимость той и или иной проектной документации.

Выступление советника Управления внутреннего контроля и аудита Федерального казначейства А. И. Бирюкова было посвящено организационным вопросам проведения внутреннего государственного финансового контроля. Также докладчик остановился на основных аспектах Концепции развития систем внутреннего финансового контроля, внутреннего аудита и оценки качества финансового менеджмента в секторе государственного и муниципального управления и описал типичные ошибки при проведении ВФК и ВФА.

С. В. МАРТЫНЕНКО

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно