Версия для печати 703 Материалы по теме
Долговая устойчивость российских регионов

В октябрьском номере журнала "Бюджет" опубликован расширенный отчет о заседании секции «Финансисты субъектов Российской Федерации» некоммерческого партнерства «Сообщество финансистов России», которое прошло в августе в Ростове-на-Дону. Мы размещаем на сайте часть материала, посвященную долговой устойчивости российских регионов.

В сложившейся ситуации оценка долговой устойчивости субъектов РФ приобретает особое значение. Анализ структуры государственного долга субъектов РФ в 2010–2015 годах показывает, что в 2014 и 2015 годах, несмотря на продолжившееся увеличение объема долга (с 1,7 до 2,3 триллиона рублей), наблюдалось постепенное сокращение доли рыночного долга (с 65,7% по итогам 2013 года до 60,3% на 1 января 2016 года).

О положениях проекта новой редакции Бюджетного кодекса, которые касаются системы показателей долговой устойчивости регионов, рассказала директор департамента межбюджетных отношений Минфина России Л. А. Ерошкина. По сравнению с действующими показателями планируется ряд изменений. Так, начиная с 2019 года планируется ввести классификацию субъектов РФ по трем группам долговой устойчивости (высокая, средняя и низкая). Система оценки будет основана на трех базовых критериях. Во-первых, сохранится ограничение, предусмотренное частью 2 статьи 107 действующей редакции БК РФ: отношение государственного долга к общему объему доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений должно составлять не более 100% (не более 50% для субъектов с существенной долей межбюджетных трансфертов). Временная норма, в соответствии с которой до 1 января 2018 года показатель не учитывает сумму задолженности по бюджетным кредитам и сумму привлекаемых в текущем финансовом году бюджетных кредитов, применяться не будет, поскольку не учитывает реальную долговую нагрузку региона.

Это анонс материала из октябрьского номера журнала «Бюджет»

Как подписаться на журнал?

Во-вторых, планируется ужесточить требование статьи 111 БК РФ: доля расходов на обслуживание госдолга в общем объеме расходов бюджета без учета расходов, осуществляемых за счет субвенций, должна будет составлять не более 10% (сейчас — не более 15%). Наконец, появится новый показатель — отношение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию госдолга к доходам бюджета (налоговым, неналоговым и дотациям), которое не должно превышать 20%.

В зависимости от группы долговой устойчивости для регионов будут устанавливаться дополнительные требования и ограничения. При этом в отношении субъектов РФ и муниципальных образований с низким уровнем долговой устойчивости и при невыполнении ими плана восстановления платежеспособности может быть инициирован процесс отрешения от должности высшего должностного лица субъекта (главы муниципалитета). Расчетное распределение регионов по группам долговой устойчивости, произведенное исходя из данных на 1 января 2016 года, позволяет отнести к группе с низкой долговой устойчивостью 23 субъекта РФ.


Поделиться