25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 2626 Материалы по теме
Мы часто говорим о сокращении документов и административных процедур, с которыми приходится иметь дело гражданам и предпринимателям
Есть ли резервы для сокращения численности госслужащих?

О том, как повысить эффективность государственного аппарата и как мотивировать чиновников, журнал "Бюджет" поговорил с директором Экспертно-аналитического центра РАНХиГС, кандидатом социологических наук Николаем Николаевичем Калмыковым. Его интервью опубликовано в текущем номере журнала. Мы размещаем на сайте два вопроса из интервью.

— Николай Николаевич, в связи со сложной финансовой ситуацией сейчас вновь активизируются разговоры о необходимости оптимизации численности чиновников. Есть ли резервы для такой оптимизации?

— Всегда есть куда сокращать. Вопрос в том, чтобы средства, которые выделяются на выполнение государственных функций, расходовались наиболее рационально. Часть этих функций можно реализовывать через подрядные организации, то есть передавать на аутсорсинг. Часть можно оптимизировать за счет перестройки процессов, главным образом — внедрения новых ИТ-решений для управления задачами, которыми занимаются наши чиновники, максимальной автоматизации их деятельности. 

Мы часто говорим о сокращении документов и административных процедур, с которыми приходится иметь дело гражданам и предпринимателям. Но нужно свести к минимуму и лишние действия самих чиновников, которые они вынуждены совершать, работая с документами, собирая десятки согласовательных виз. Это позволит экономить время — а значит, на госслужбе будет требоваться меньше людей. Есть еще один большой резерв для повышения эффективности работы. Наши исследования подтверждают, что для чиновников важна не только материальная, но и нематериальная мотивация — корпоративная культура, климат внутри организации. То есть с их целями и ценностями нужно работать.

Это анонс материала из октябрьского номера журнала «Бюджет»

Как подписаться на журнал?

— Периодически выдвигаются инициативы по механическому сокращению численности госслужащих на какое-то количество процентов. Есть ли в них риски, связанные с потерей качества управления? Как их избежать? 

— Конечно, риски есть. Не всегда уходят «лишние», вполне можно потерять действительно компетентных специалистов, поэтому любые сокращения должны быть продуманными мероприятиями. По той же причине при сокращениях важно включать механизм кадрового резерва. Следует также избегать ситуаций, когда вместо реальной оптимизации государственные функции передаются в организации, специально создаваемые рядом с тем же ведомством под тот же самый функционал и с теми же самыми людьми. Необходимо именно перестраивать существующие процессы, выбрасывая в первую очередь функции, предназначенные для внутреннего обслуживания работы чиновников.

Часто говорится о слишком большом количестве руководителей. Действительно, сокращения должны затрагивать не только низовое звено, но и различных заместителей, секретарей и так далее, которых нередко избыточно много. Причем есть и объективные форматы для работы с такой информацией и принятия решений о сокращениях. Это нормирование, регламентация труда и процессов, вычленение лишних или дублирующих внутренних функций, как это происходит в крупных коммерческих компаниях. Повторюсь, мы все время говорим про внешние функции ведомств, когда бизнесмену или гражданину нужно два раза делать одну и ту же справку, но забываем, что ровно та же проблема возникает внутри государственных и муниципальных органов, и чиновник вынужден по три раза пробегать по одному и тому же кругу ради подписи.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно