Версия для печати 2059 Материалы по теме

С ростом российской аудитории сети Интернет (по данным Министерства информационных технологий и связи РФ, к концу 2007 года число пользователей сети в России достигло 37 млн человек), увеличивается и ее молодежный, детский сегмент. И все острее встает вопрос, как защитить детей от опасностей, подстерегающих их на просторах «всемирной паутины», кто должен этим заниматься и какие методы будут наиболее эффективными.

компдети

Именно этой проблеме был посвящен круглый стол «Агрессия в Интернете и экология детства», прошедший 13 марта в РИА «Новости» под руководством известного художника, психолога и телеведущего Андрея Бильжо. Организаторами дискуссии стала команда разработчиков «Школьного портала» - многофункционального ресурса для школьников, созданного в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

Как отметил Андрей Бильжо, даже взрослый человек, разумный и критичный, сталкиваясь с отдельными асоциальными явлениями, представленными в сети, такими, как хамство, агрессия, экстремизм, порой чувствует себя неуютно. Дети же, не обладая большим жизненным опытом и относясь с повышенной доверчивостью к любой новой информации, еще более уязвимы, в том числе и при столкновении с Интернет-преступностью.

«Не ходите, дети, в Африку гулять»

Так в чем же заключаются основные опасности сети Интернет? Несмотря на шутливый тон стихотворения Корнея Чуковского про Африку и Бармалея, которое привел в этой связи доктор психологических наук Владимир Собкин, опасность действительно есть, и команда разработчиков «Школьного портала», убедилась в этом на собственном опыте. Как рассказал ее руководитель Михаил Сидоров, при формировании каталога ресурсов, рекомендованных к использованию в учебном процессе, они, например, обнаружили «детские страницы» на сайтах экстремистов, сектантов, анархистов и других антиобщественных и социально опасных организаций.

Помимо риска подвергнуться манипуляции со стороны «плохих взрослых» ребенок в Интернете может столкнуться с порнографией и педофилией, с оскорблениями и выраженной агрессией, а также с попытками выманить личные данные со стороны мошенников. И при всех плюсах использования сети Интернет в качестве учебной и коммуникативной площадки эти факторы необходимо учитывать и принимать меры по защите ребенка в новом для него информационном пространстве.

При этом, как отметило большинство участников круглого стола, использование только запретительных мер в данном случае может оказаться неэффективным, поскольку знакомство с сетью, как правило, совпадает по времени с наступлением подросткового возраста, когда ребенок активно протестует против «навязываемой» ему системы ценностей и ищет самые неожиданные способы самовыражения, находя при этом довольно сомнительных союзников.

Что же делать?

Суммируя предложения участников круглого стола - ведущих психологов, деятелей культуры и специалистов в области информационных технологий, можно свести их рекомендации к трем основным направлениям.

Во-первых, следует посильно оградить детей от случайного столкновения с опасными ресурсами, то есть разрабатывать и использовать в учебных заведениях, в сети Интернет, на домашних компьютерах методы технической фильтрации подобных сайтов.

Во-вторых, необходимо лично сопровождать детей и подростков в процессе их знакомства с сетью Интернет, выстраивать доверительный диалог и помогать разобраться в психологически сложных и неожиданных для ребенка ситуациях.

В-третьих, сделать так, чтобы детям было интересно бывать и общаться в безопасной и комфортной, сформированной специально для них Интернет-среде, то есть создавать порталы, виртуальные дискуссионные клубы и другие ресурсы, которые смогли бы стать серьезной альтернативой «запретным» сайтам.

«Труднее всего научить ребенка не интересоваться запретным, - считает художественный руководитель детского киножурнала «Ералаш» Борис Грачевский. - Нужно найти правильный тон и разговаривать. И делать сайты, которые бы его увлекли».

В том, что выбор ребенком интересных ему ресурсов в сети Интернет зависит от воспитания, согласен и Владимир Собкин. По его мнению, основная проблема здесь заключается в том, что в этом возрасте вкус у маленького человека только начинает складываться, и ему, безусловно, необходим гид в мире взрослых. Сформировать языковую и визуальную культуру, умение видеть безвкусицу и провокации, умение опознать манипулятора и избежать его влияния – все эти навыки ребенок должен приобрести под влиянием своего взрослого окружения.

При этом, по мнению доктора психологических наук Александра Асмолова, не следует сбрасывать со счетов и возможности самих детей. «Дети могут делать уникальные вещи: сами воспитывать себя и сами делать сайты интересными», - считает он. Действительно, если представить агрессивное внедрение на сайт, в создании которого дети принимали активное творческое участие, они сами встанут на его защиту, то есть сами будут формировать и беречь этическую среду комфортного общения.

«Детей нужно любить. Они стали гораздо умнее, чем мы, взрослые. Их нужно слушать, слышать, понимать, любить и еще долго-долго защищать, пока мы, взрослые, живы, а потом они, когда станут взрослыми, будут защищать своих детей», - подчеркнул Андрей Бильжо.

В целом участники дискуссии сошлись во мнении, что ответственность за безопасность детей в Интернете нельзя возлагать только на родителей, этим должны заниматься и учителя, и представители общественных организаций, и государство, и разработчики Интернет-ресурсов и программного обеспечения. Интернет – часть информационной среды, и характер его влияния на детей должен оцениваться и регулироваться по тем же принципам, с которыми взрослые подходят к выбору безопасной для ребенка литературы, фильмов и телевизионных передач, к контролю безопасности его окружения и иных сфер внешнего воздействия.

Приоритетные национальные проекты

Поделиться