25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 2700 Материалы по теме
Региональная политика: в ожидании перемен

16 января Президент России подписал указ об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года. В преддверии утверждения документа проблемы региональной политики обсудили главы субъектов РФ — лидеров экономического развития. Дискуссия состоялась в рамках Гайдаровского форума-2017.

Документ, который ждали

По словам заместителя министра экономического развития А. В. Цыбульского, новый указ президента преследует сразу несколько целей. Главная из них — снятие инфраструктурных ограничений для развития территорий с низким уровнем социально-экономического развития и высокой плотностью населения. Очевидно, что инфраструктуру нужно развивать не только в тех регионах, которые могут себе позволить вкладывать средства в соответствующие проекты, но и в дотационных субъектах. Учитывая специфику нашей страны — первое место в мире по территории и лишь девятое по количеству населения, — важно осуществлять инфраструктурное и социальное обустройство в том числе территорий с низкой плотностью населения.

Вторая цель — совершенствование внутренней миграционной политики, в частности стимулирование внутренней миграции с учетом прогнозируемых потребностей регионов и муниципальных образований в трудовых ресурсах. По мнению Цыбульского, в стране еще предстоит создать условия для того, чтобы люди могли переезжать из одного региона в другой в поисках лучших условий жизни и работы. В том числе решить целый комплекс проблем: транспортную, жилищную. Вместе с тем, как считает чиновник, одна из особенностей россиян — привычка жить на одном месте. «Должно вырасти новое поколение, готовое легко менять место жительства», — считает замминистра.

Третья цель — раскрытие потенциала саморазвития регионов. «Наша задача — заставить регионы развиваться самостоятельно. Таким первым шагом мы попытались это сделать», — отметил Цыбульский. Наконец, документ позволит усовершенствовать межбюджетные отношения. «Здесь нам нужно пройти длинный и трудный путь, в том числе и по оптимальному соотношению распределения налоговых доходов», — подчеркнул чиновник.

Вместе с тем основополагающим документом в данной сфере должна стать стратегия развития пространственного развития. По наиболее оптимистичным оценкам экспертов, реализация стратегии придаст дополнительное ускорение экономическому развитию в размере до 1,5% ВВП.

Претензии и предложения губернаторов

Главы субъектов РФ, участвующие в дискуссии, заявили о готовности к изменениям: регионы ощущают способность вносить больший вклад в экономическое развитие, но ждут расширения своих полномочий. Стоит отметить, что последний указ такого рода принимался еще в 1996 году. «За это время многое изменилось: страна стала другой, изменились цели и задачи, — подчеркнула губернатор Владимирской области С. В. Орлова. — Нам приходилось руководствоваться Европейской хартией местного самоуправления и Законом № 131‑ФЗ, который, впрочем, давно устарел. В связи с этим данный указ должен стать революционным для регионов».

«Региональная политика — это не застывшая субстанция, она постоянно находится в развитии, и временами эти процессы вызывают недостаточное удовлетворение», — отметил губернатор Калужской области А. Д. Артамонов. В частности, губернатор раскритиковал систему финансовых взаимоотношений регионов и Федерации. Она, по мнению Артамонова, носит яркий дестимулирующий характер. «Если сегодня регион добивается роста бюджетных доходов, то сразу выпадает из всех программ поддержки, действующих для дотационных регионов, и получает заоблачное софинансирование по федеральным адресным программам, реализующимся совместно с Правительством РФ, — пояснил свою позицию губернатор. — Например, будучи дотационным, регион из своего бюджета софинансирует пять процентов, а 95 процентов получает из федерального бюджета. Однако как только он выходит за ту самую пресловутую единицу, пирамида переворачивается, и уже пять процентов дает федеральный бюджет, а 95 процентов должен предоставить сам регион. Это будет запретительная мера, и регион начнет отказываться от участия в реализации этих программ».

По мнению Артамонова, развитие России в целом зависит от того, насколько активно будут развиваться территории. «Надо говорить о том, какой интерес есть у каждого региона к тому, чтобы развивать экономику, привлекать инвестиции, повышать налоговую базу и на этой основе развивать социальную инфраструктуру. В воздухе постоянно должна витать мотивация, которую мы должны ощущать и быть уверенными в том, что если ты что-либо сделал, обязательно появятся дополнительные возможности для решения других задач», — пояснил он. По мнению Артамонова, следует учитывать, что, привлекая инвесторов на свою территорию, регион вкладывается в создание инфраструктуры, причем зачастую за счет кредитных средств. Доходы от таких инвестиционных площадок получает в первую очередь федеральный бюджет. Так, в Калужской области начиная с 2006 года от деятельности резидентов индустриальных парков в федеральный бюджет перечислено 85,6 миллиарда рублей налогов (или 278,8 миллиарда рублей с учетом таможенных платежей). При этом консолидированный бюджет области получил в 8,3 раза меньше — 33,6 миллиарда рублей.

Калужского губернатора поддержал и глава Республики Татарстан Р. Н Минниханов. «Мы все должны быть мотивированы на какую-то серьезную задачу. Для этого надо мобилизовать территорию. Чтобы управлять территорией, ты должен управлять кадрами, у тебя должны быть деньги. Если какой-то инструмент отсутствует, то схема не работает», — считает глава Татарстана. Он напомнил, что центр своими нововведениями лишил республику порядка 8,2 миллиарда рублей (1,9 миллиарда республика ежегодно теряет из-за увеличения ставки НДПИ, 2,8 миллиарда — в результате изменения распределения акцизов на нефтепродукты, еще 3,5 миллиарда — от консолидации 1% налога на прибыль). На эти деньги, по словам Минниханова, республика могла бы построить восемь современных школ и серьезное количество дорог. «Я понимаю, что мы в непростой финансовой ситуации, но все решения должны быть выверены», — заявил он.

Губернатор Красноярского края В. А. Толоконский открыто заявил, что нынешняя региональная политика нацелена скорее на поддержание стабильности, чем на развитие. «Надо понимать, что мы не социально выравниваем регионы, а тормозим их развитие. В сильных регионах тот один процент был инвестицией», — настаивал он. Чтобы компенсировать потери, красноярский губернатор предложил регионам и Федерации осуществить обмен: часть НДС на часть менее прогнозируемого налога на прибыль. «Стимулов для развития сегодня действительно нет. Я всегда говорил: чем мы рискуем, если обменяемся частично прибылью и НДС, чтобы у региона была и прибыль, и НДС? Возьмите с нас восемь процентов прибыли и дайте нам два процента НДС. С новым производством коррелирует только налог на добавленную стоимость. Я никогда с высокотехнологичной экономики не получу отдачу в прибыли», — объяснил Толоконский.

Ульяновский губернатор С. И. Морозов и губернатор Владимирской области Орлова также подтвердили, что от решений федерального центра их регионы потеряли существенные суммы. В ответ представитель Минэкономразвития России признал, что эти решения были непростыми. Однако он напомнил, что взамен в качестве поощрения высокоэффективных субъектов до 20 миллиардов рублей увеличен фонд грантов, который будет распределяться между регионами-лидерами. «К тому же в региональный бюджет возвращается весь прирост налога на прибыль. Это тоже стимул для саморазвития региона, о котором мы так много говорим», — заметил Цибульский.

Тем не менее серьезным этот довод губернаторы не сочли. Глава Татарстана Минниханов заметил, что по методике расчета этих грантов регион получает всего 610 миллионов рублей, а отдает — 3,5 миллиарда рублей. Губернатор Владимирской области поддержала коллегу: по ее словам, 20 миллиардов — это недостаточно, к тому же методика их распределения нуждается в пересмотре. Таким образом, участвовавшие в дискуссии губернаторы единодушно высказались за то, чтобы не отбирать «излишки» у сильных регионов, а стимулировать дотационные субъекты к развитию и поиску новых источников бюджетных доходов.

О. В. ИЗУТОВА

Фото: gaidarforum.ru

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно