Версия для печати 759 Материалы по теме

Электронная и радиоэлектронная продукция является основой высокотехнологичных изделий многих отраслей промышленности. В связи с этим одним из самых приоритетных направлений развития отечественной промышленности стала именно эта отрасль. Вместе с тем здесь наблюдается ряд проблем. О них и шла речь на заседании Экспертного совета по развитию электронной и радиоэлектронной промышленности комитета Государственной думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству.

На защиту отечественного производителя

В работе экспертного совета приняли участие представители отраслевых предприятий, Минобороны России, Минпромторга России. Как отметил председатель совета, первый заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству В. В. Гутенев, данное заседание стало первым де-юре, а де-факто это продолжение работы, начатой еще прошлым созывом Думы.

По словам депутата, приоритетными задачами для экспертного совета станут постоянный анализ производственно-технологического состояния предприятий радиоэлектронной промышленности и ход их технического перевооружения, создание новых современных рабочих мест, а также экспертиза принимаемых федеральных законов на предмет наличия преференций (формальных и неформальных) для отечественных производителей. «Мы должны защищать отечественных производителей и помогать им выходить на внешние рынки. Нам нужно компилировать лучшие практики и изу­чать международный опыт», — отметил Гутенев.

По его мнению, успешно реализует протекционистские меры Минпромторг России. Благодаря принятию постановления № 1432 о субсидировании покупки отечественной техники ожило сельхозмашиностроение: производители смогли увеличить объем сбыта по некоторым позициям на десятки процентов. «Минпромторг России мастерски варьирует методы поддержки: если один способ не дает должного эффекта, то он трансформируется в другой. Мы видим это на примере автопрома: сначала вводилась утилизационная премия, затем поддержка была трансформирована в компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам, а также по лизингу», — рассказал парламентарий. С 2017 года активно работают меры поддержки, направленные на выход товаров на зарубежные рынки, в частности субсидирование до 70% логистических затрат при экспорте продукции и 100% затрат на сертификацию экспортируемой продукции и т. д.

По мнению Гутенева, аналогичные меры поддержки должны разрабатываться и в отношении радиоэлектронной отрасли. «Развитие радиоэлектронной промышленности будет способствовать форсированию процессов импортозамещения, увеличению доли отечественных комплектующих в военной технике, а кроме того, способствовать повышению конкурентоспособности обрабатывающей промышленности», — считает депутат.

89.png

Формула «20 плюс 1»
требует корректировки

Заместитель генерального директора — статс-секретарь АО «Росэлектроника» А. В. Брыкин подчеркнул, что радиоэлектронная промышленность пронизывает все звенья гособоронзаказа — от головных исполнителей до кооперации четвертого, пятого уровней. В связи с этим спикер акцентировал внимание на правоприменительной практике в области гособоронзаказа, в частности на проблемах, возникающих при рыночном формировании цены на сырье и материалы и государственном регулировании отпускных цен на изделия спецназначения.

При формировании цены на продукцию гособоронзаказа военные представительства Министерства обороны РФ руководствуются индексом-дефлятором Минэкономразвития России. Однако, по словам представителя холдинга «Росэлектроника», данный индекс ниже уровня реальной инфляции в ряде сегментов рынка. Таким образом, цены на комплектующие иногда в разы превосходят цены, сформированные с применением индекс-дефлятора. Как указал Брыкин, порой рост цен на комплектующие отечественного производства достигает 30%, иностранного производства — до 300%. «Мы находимся в противоречии между ценой по гособоронзаказу, фиксируемой на многолетний период, и ежегодными колебаниями цен на комплектующие и материалы, особенно в случае импортной продукции. Это противоречие постоянно создает проблемы в финансировании контрактов по всей цепи поставок», — пояснил Брыкин.

Также он обратил внимание на несовершенство формулы цены «20 плюс 1» (когда 20% — максимально возможная наценка на то, что предприятие производит своими силами, и 1% — на то, что произведено по кооперации), применяемой при серийном производстве в рамках гособоронзаказа. Данная формула не стимулирует предприятия-исполнителей к развитию кооперации и повышению операционной эффективности через оптимизацию издержек. «Фиксирование уровня рентабельности заставляет предприятия аккумулировать у себя как можно больше технологических переделов с очевидным ущербом для эффективности каждого из них», — считает Брыкин. В результате предприятия вынуждены существовать в парадигме крайне низкой рентабельности в 4–5%, которая не позволяет обеспечивать достойные зарплаты, но самое главное — значительно тормозит техническое перевооружение и перспективные исследования.

Чтобы решить озвученные проблемы и сделать отрасль в целом более эффективной, Брыкин предложил провести согласование позиций ГК «Ростех», а также предприятий-производителей и потребителей компонентной базы радиоэлектроники. Кроме того, необходимо ввести дифференциацию по ценообразованию на серийную продукцию в рамках гособоронзаказа и «ниокровскую» составляющую, перейти на длительные контракты (так называемые контракты жизненного цикла), включить стоимость кредитов в структуру цены изделия, а также определить более гибкую формулу цены, учитывая в ценообразовании реальные составляющие, не укладывающиеся в формат «20 плюс 1». «Главная задача — соблюсти баланс интересов, без этого отрасль эффективно работать не будет. Если говорить экономическим языком, то мотивация к получению чистой прибыли у каждого игрока из этой цепочки поставок совершенно различная: у частника она своя, у предприятия, входящего в интегрированную структуру, своя, и договориться здесь без законодательных и нормативно-правовых инициатив у нас не получится», — пояснил спикер.

Также, по мнению представителя «Росэлектроники», уже в текущем году необходимо рассмотреть вопросы о централизации закупок электронной компонентной базы и единых центрах сертификации изделий ЭКБ, связанных со страховыми запасами «головников» в оборонно-промышленном комплексе. «Это сложнейшая задача, связанная с большими ресурсами, с большими рисками, но нам она представляется важной и реализуемой силами ГК „Ростех“ и „Росэлектроники“», — подчеркнул Брыкин.

Следует отметить, что большинство озвученных на заседании предложений вошло в пакет предлагаемых изменений в Федеральный закон № 275‑ФЗ, которые будут обсуждаться в ближайшее время на заседании комиссии Госдумы.

Минпромторг и Минобороны делят полномочия

Законодательное закрепление функций госзаказчика по разработке, производству, применению, стандартизации и обеспечению качества электронной компонентной базы (ЭКБ) для вооружения, военной и спецтехники за Минпромторгом России — это еще один вопрос, который был рассмотрен на заседании экспертного совета.

По словам заместителя директора департамента радиоэлектронной промышленности Минпромторга России П. П. Куцько, министерство взаимодействует с оборонным ведомством по вопросам согласования технических требований к разрабатываемой ЭКБ и производству. Но в ряде случаев их функции дублируются, что приводит к рассогласованию действий в части создания и развития электронной компонентной базы. В то же время он отметил, что меры, предпринятые Минпромторгом России, позволили повысить эффективность работы в этой сфере. Благодаря организации новых форм взаимодействия заинтересованных ведомств, госкорпораций и их головных организаций, а также проводимой отраслевой унификации и формированию единой заявки от предприятий отрасли номенклатура подлежащей разработке продукции (применяемой, например, в ракетно-космической отрасли) сократилась в десятки раз.

М. И. кулькова

Поделиться